Рубрики
Мировые новости

Украинцы из Непала: Мы решили не ждать украинских спасателей

Пока эвакуация украинцев из Непала продолжается 5-й день, Корреспондент.net пообщался с туристами, которые своими силами смогли вернуться из Катманду в Киев.  

Супруги Татьяна Остапенко и Юрий Буденко вернулись в Украину 1 мая. Юрий работает программистом, Татьяна – в сфере маркетинга. Пара улетела в Непал два месяца назад волонтерами в монастырь Катманду – обучать детей монахов английскому языку и математике. Молодые люди путешествовали по стране, позже присоединились к туристической группе Вездеход из Киева.

 
Татьяна и Юрий в Непале до землетрясения / facebook.com/tetiana.ostapenko

Расскажите, куда вы направлялись и где вас застало первое землетрясение?

Мы шли в поход вокруг горы Манаслу. Мы должны были на этом треке 15 дней пройти: подняться на самую высокую точку (около 5200 метров) и спуститься. 25 апреля мы выехали на маршрут из Катманду, землетрясение нас застало в дороге.

Мы отделались легким испугом, мы ехали в автобусе не на серпантине, а по леску. Местные автобусы там такие, что их трусит во все стороны. Сначала мы ничего и не почувствовали, а потом водитель остановился, а автобус и дальше качало очень сильно. Местные начали с криками выбегать, мы за ними. Не поняли сначала, что происходит. Нам рассказали, что это было землетрясение, несколько толчков мы услышали еще позже. В лесу мы их переждали.

Что вы делали дальше?

Вечером мы доехали до отправной точки нашего маршрута – Аргат Базара. Было очень страшно, мы ехали мимо полностью разваленных домов, дорог в трещинах. Доехав до первого села, мы увидели, что процентов 80 домов развалены. Люди жили под тентами.

Мы поселились также с ними, в помещениях было опасно. Всю ночь слышали толчки, как сыпались горы.  Здесь мы уже начали связываться со знакомыми из Киева. Основной совет, который нам дали, оставаться на безопасном месте, пока толчки не успокоятся. Там мы два дня и сидели.

Немного было напряжено с продуктами и водой. Нас накормили местные жители,  хотя и в них были очень ограниченные запасы. В беде нас не кинули, очень хорошие люди.

Услышав про украинский самолет, мы поехали местным автобусом обратно в столицу. Когда мы возвращались в Катманду, все ехали из города – в Индию. Была очень большая пробка, жарко. Все заблокировано, дорога узкая – с одной стороны скала, с другой обрыв, две полосы. Мы ехали 8 километров 4 часа. Было очень страшно, поскольку перед  этим прошел дождь, дорога после землетрясения была размыта. Автобус качало над пропастью в разные стороны. Это был самый страшный момент.

Сколько человек было в группе? Никто не пострадал.

В группе нас было семеро. Двое уехали практически сразу, на второй день, как мы вернулись в Катманду. Это украинцы, которые сейчас живут в Голландии, им удалось зарегистрироваться на голландский рейс. У членов группы все хорошо.

А мы впятером остались и позднее вернулись в Киев. Нам крупно повезло, что мы успели уехать в Катманду и не успели приехать в село. Также на обратном пути в Катманду мы встретили людей, которые рассказали, что гостиница на треке, где мы должны были жить, полностью развалена. Хозяин еле спустился. Трек этот, наверное, будут восстанавливать лет 5 наверное.

На маршрут мы выходили с местным гидом. Он говорил, что за 30 лет работы никогда такого не видел. Местные жители были очень шокированы произошедшим.

Как с вами связались представители МИДа?

Нам начали писать знакомые, которые услышали заявления Порошенко об отправке самолета. Они прислали контакты украинских представителей, в Катманду мы связались с ними, нашли консула и уже не отходили от него.

Кто вам помогал в Катманду, как вы добрались домой?

Нас поселили в безопасном месте. Это уникальные люди – консул, который сидит в Индии и приехал все разруливать — Ярослав Белов. Он сам не спал ночами, не ел, на телефоне сидел.  И почетный консул непалец, господин Киран Вайдья. Он пустил нас – толпу украинцев к себе в резиденцию.  Мы ночевали там на газоне, в палатках, потому что в зданиях было опасно.

Помогали многие, когда эта ситуация случилась, вообще было непонятно, что делать – аэропорт был закрыт, работали только рейсы с помощью и эвакуацией раненых.

После перипетий с самолетом – отправляют-не отправляют, мы сами перебронировали свои билеты с 10 на 1 мая и улетели вечером, через Дубай. Ждать уже не имело смысла, домой очень хотелось, родственники все очень переживали и жалко резиденцию консула (смеется), которую немного вытоптали.

Самолет (украинский – ред.) мы не дождались, и в итоге получается, что правильно сделали.

А резиденция консула не пострадала от землетрясения?

Нет. Она находится  в районе Катманду, который меньше разрушен. Это одноэтажное, хорошо построенное здание. Но мы все равно ночевали во дворе, консул в машине, потому что помещениях было опасно.

Когда мы приехали в Катманду, все местные были на улицах, света нет, горели костры. Очень напряженное ощущение. Здание поновее устояли,  старые – разрушены.  Местные помогали с продуктами: спрашивали, ели ли мы. Консул покупал еду, передавал. На себе не ощутили недостаток пищи и воду.

Даже когда мы вернулись в Катманду, были несколько мелких толчков и один мощный – скрипел рядом стоящий дом.

Как вы оцените помощь украинских спасателей, и.о. главы ГосЧС Зоряна Шкиряка?

Шкиряка мы не застали. При нас приехали 3 человека из МИД. Приятные люди, старались помочь. У нас там один из украинцев с температурой был. Его довольно быстро транспортировали в Индию. Поместили в госпиталь. Жили МИДовцы в соседней палатке. Вообще, очень было важно, что не оставили в беде. Ну а то, что криво у них получилось – жаль. Но то, что хотели помочь, было видно. Ну а консул Ярослав Белов и почётный консул господин Киран выше всяких ожиданий.

Какие впечатления у вас после поездки?  

Мы осознаем, как нам сильно повезло.  Пару часов в любую сторону и могло кончиться намного хуже.  Также у нас была очень хорошая группа – все спокойно обсуждали, без хаоса и паники. И мы с мужем рады, что не пошли вдвоем в поход (изначально так планировали), а присоединились к Вездеходу. Так получилось надежно. Нам путешествовать не перехотелось, но впечатления очень сильные.

Очень жалко людей, у которых и так мало есть комфорта. А теперь такое горе. Много из них по-буддистски относятся к своей ситуации:"Что мы можем против природы сделать? Будем восстанавливаться".

Страшно, какими еще будут последствия.  Люди бедные, у них ничего не осталось. Мы выдели, как выносили трупы, говорили, что их еще очень много в горах. Местные власти пускали вертолеты. При нас была эвакуация – двух раненных грузили в индийский вертолет. Масштабы невероятные. Не знаю, как они там справятся…

Там проблемы с водой, с едой, со всем на свете из-за этого землетрясения. Также рассказывали нам, что в центре столицы тысячи люди остались под завалами, и в городе уже такой трупный запах… А это и эпидемии, и все, что хочешь, может быть. Не успевали людей доставать…

Вы общаетесь с украинцами, которые остались в Катманду?

Да, в Facebook они пишут, что в 15.00 их должны были уже отправить. Их переселили уже из резиденции в отель, поскольку уже не так опасно. Они опять на чемоданах и собираются.

Сколько человек покинуло Непал вместе с вами?

До нас улетело уже человек шесть. Потом Галя с ребятами (руководитель Вездехода – ред.), это еще трое человек. Также другие люди своими силами уезжали. А сейчас же проблема, что туда прилетело много журналистов, и теперь надо их вывозить.

Как сообщал Корреспондент.net, ранее сегодня аэропорт Катманду дал разрешение на посадку украинскому военно-транспортному Ил-76 для эвакуации граждан в Украину, чартерный рейс одной из авиакомпаний не будет допущен. Прибытие Ил-76 в Непал из Дели (Индия) ожидается в ближайшее время.

Напомним, землетрясение в Непале произошло 25 апреля. С тех пор украинцев никак не могут эвакуировать. Ранее в Индию был отправлен самолет Минобороны, но в Непал он так и не вылетел из-за поломки.

Планировалось, что украинцы вылетят из Непала 4 мая в 4:00-5:00. Однако позже командир экипажа Ил-76 сообщил, что самолет не смогли отремонтировать, потому что деталь, которую прислало Минобороны из Киева, оказалась неисправной.