Благотворительные организации Беларуси просят предоставить им льготы

В Беларуси всячески поддерживается и поощряется благотворительная деятельность, создаются условия для ее широкого распространения. Государство тоже частично «участвует» в расходах на благотворительность, стимулируя ее путем предоставления налоговых льгот и привилегий.

Так, на сегодняшний день налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы в отношении организаций, направляющих часть своей прибыли на общественно полезные цели (подп. 1.2 ст. 140 Налогового кодекса). Указанной статьей предусмотрено, что коммерческие организации вправе направлять до 10% от валовой прибыли на строительство объектов физкультурно-спортивного назначения, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также отдельным общественным объединениям, осуществляющим социально-значимую деятельность («Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому детскому фонду и другим). И переданная сумма прибыли не облагается налогом на прибыль. То есть, государство «позволяет» не платить часть налога на прибыль, стимулируя тем самым благотворительность.

Однако из этой льготы «выпадает» перечисление денежных средств другим благотворительным организациям (фондам, общественным объединениям, не указанным в перечне). Такие благотворительные организации аккумулируют денежные средства, а затем предоставляют их тем, кто остро нуждается в поддержке, то есть, как правило, на те же цели и в те же учреждения, уже указанные в Налоговом кодексе. Таким образом, благотворительные организации фактически выступают посредником в сборе средств, относительно которых государством уже принято решение об их льготировании. Однако дословное содержание законодательства не позволяет пользоваться льготами при перечислении денежных средств таким организациям.

Поэтому в последнее время в уполномоченные государственные органы начали поступать обращения от благотворительных организаций с просьбой включить их в указанный выше перечень, предусмотренный ст. 140 Налогового кодекса.

Принимая во внимание, что благотворительная и социальная деятельность заслуживает особого внимания и содействия со стороны государства, имеется необходимость во внесении изменений в законодательство для вовлечения в благотворительную деятельность широкого круга участников.

Вместе с тем до сих пор не понятно, какой способ предоставления налоговых льгот при перечислении средств на благотворительность является более оптимальным: поддержка конкретных организаций или поддержка определенной категории организаций, отвечающих неким критериям, каким критериям должна соответствовать организация, чтобы попасть в число «льготируемых», какую часть собранной суммы может тратить благотворительная организация на собственное содержание, чтобы быть «льготируемой» государством? Очень важно продумать правильный механизм, чтобы отдельные нерадивые «собиратели» благотворительности не дискредитировали сам институт.

Поэтому эти и ряд других вопросов будут обсуждаться на круглом столе, проводимом журналом «Юрист» в рамках совместного с министерством экономики проекта «Опыт юриста – законодателю» при поддержке аудиторской компании «Бейкер Тилли Бел» 3 июня 2015 года на тему «Критерии предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели». В круглом столе участвуют представители государственных органов, субъектов хозяйствования, оказывающих благотворительную помощь, благотворительных фондов и организаций, эксперты в области налогового права. Свои вопросы для обсуждения и предложения по изменениям законодательства можно направить на адрес электронной почты: jurist@grevtsov.by.

Выработанные по результатам обсуждения предложения по изменению законодательства могут быть включены в Налоговый кодекс уже в этом году с тем, чтобы льготами можно было бы воспользоваться в следующем.

Как вам новость?
Головоломки