Погашение евробондов и российский кредит. Что все это значит в перспективе?

Погашение Беларусью 1 млрд долларов своих евробондов уже давно из экономической категории перешло в политическую. В принципе, выплатить этот миллиард Беларусь могла (ЗВР в национальном исчислении на 1.07.2015 составляли 5 млрд долларов). Проблема была не в экономических последствиях – возможная валютная паника и корректировка курса (девальвация) белорусского рубля неприятны, но не критичны (не первые и не последние). Проблема в политических последствиях из-за выборов президента Беларуси буквально через пару месяцев – в октябре 2015 года.

Ничего удивительного, что перед правительством и Нацбанком была поставлена задача изыскать источники средств для погашения евробондов без использования золотовалютных резервов. Основными держателями белорусских евробондов являются российские резиденты, связанные с государством. Поэтому российская сторона, учитывая нынешнее сложное положение российских банков, предпочла предоставить Беларуси необходимую сумму, оформив ее в виде госкредита с отсрочкой погашения на 4 года. Попутно, по всей видимости, добившись обязательств белорусской стороны о сокращении в разы серого импорта санкционных товаров в Россию через Беларусь.

Решив вопрос с 760 млн долларов, осталась проблема с оставшимися 250-300 млн. долларов, держателями которых являются западные покупатели. Россия помогать в этом вопросе явно отказалась. В принципе, эти деньги можно взять и из ЗВР (250-300 млн долларов – не 1 млрд долларов), но, похоже, и эти деньги были «изысканы» в других источниках.

Можно предположить, что указ № 284 от 29.06.2015, которым определены источники поддержки ведущих промышленных предприятий, появился неспроста. Значительная часть текста не для широкого круга лиц, но даже того, что известно, достаточно для построения следующей версии.

Согласно указу, Беларусбанк и белорусские дочки российских банков должны приобрести валютные облигации минфина на сумму порядка 0,5 млрд долларов. Срок перечисления денег установлен до 1 августа 2015 года — то есть ЗВР на 1.08.2015 не пострадают, несмотря на то что Беларусь перечислила деньги 28 июля. К тому же как-то подозрительно совпадает и льготный период погашения этих облигаций – также на 4 года.

Можно также предположить, что обязательства белорусских дочек российских банков – это частично возврат в белорусскую экономику сумм от погашения евробондов головным офисам этих же банков. Тем более что ставка по этим облигациям вполне приличная – 7% годовых. Ну а 364 млн долларов от Беларусбанка наверняка и станут «источником» погашения оставшихся 250-300 млн долларов для западных держателей белорусских евробондов. Да еще и останется на разные текущие расходы.

Уже можно констатировать, что основные проблемы выплат по госдолгу ДО выборов в Беларуси решены. Все плохое будет уже ПОСЛЕ выборов. Это и решение проблемы переоценки белорусского рубля на 20-25%, и переговоры с МВФ и ЕФСР о новых кредитных программах, и сокращение ВВП с ЗВР. В течение следующего года (до 1.07. 2016) Беларуси необходимо выплатить 5,7 млрд долларов. 1 млрд уже «нашли», осталось всего ничего – 4,7 млрд долларов. Что особенно интересно на фоне 5 млрд долларов ЗВР. К тому же июньский отток 450 млн долларов средств нерезидентов из белорусских банков сокращает возможности по «поиску» источников финансирования с помощью валютных облигаций минфина.

Таким образом, следующей основной задачей правительства и Нацбанка станет получение кредита от МВФ и/или ЕФСР. А это означает продолжение жесткой денежно-кредитной политики, сокращение реальных доходов населения и ВВП.

Экономический обозреватель Владимир Артюгин специально для Telegraf.by

Как вам новость?
Головоломки