Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

МТБанк продолжает свой образовательный проект "Бизнес в стиле FLEX". В рамках очередного семинара, предназначенного для корпоративных клиентов банка, ведущие финансисты Беларуси рассказали о том, как справиться с нестабильной экономической ситуацией и найти свой новый путь к успеху.

Итак, проект МТБанка  "Бизнес в стиле FLEX".

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Егор Егорушкин, партнер, руководитель направления "Финансы", бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и сейчас» рассмотрел в рамках семинара тему «О потерях на курсах, затратах и деньгах».

Он рассказал о путях управления валютными рисками бизнеса, о стратегии выбора статей финансовых затрат и принципах удержания денег в бизнесе, об инструментах управления своими рисками.

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

В начале выступления Егор поделился со слушателями молитвой: "Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.
И дай мне мудрость отличить одно от другого".

Этот принцип относится и к повседневной жизни человека, и к жизни успешного финансиста. За каждым финансистом в кризисное время стоит выбор: либо мужественно смотреть в лицо проблемам и находит пути решений либо смириться с возможным банкротством.

Егор Егорушкин рассказал об опыте японской компании Toyota и категории управления сложностью. Наука управления сложностью — это важное умение сопоставлять производство с ожиданиями потребителя.

Для начала, по его мнению, необходимо проанализировать, какие затраты требуют сокращения. И первым шагом на этом этапе должен быть анализ желаний потребителя.

"Первое, что нужно сделать — посмотреть, что необходимо нашему потребителю, — подчеркнул Егор. — Почему он идет к вам, а не к конкуренту? Для примера возьмем заправку. Почему клиент идет на тут или иную заправку? Важно местоположение, цена, дисконт, дополнительный сервис. Нужно понимать при этом, что вы продаете сервис, а не бензин. Важные моменты для потребителя мы взвешиваем, расписываем статьи затрат.

После этого нас ожидает творческая работа. Необходимо ответить на вопрос, на что нам нужно тратить деньги, чтобы заправка была привлекательна для клиента? Тщательный анализ позволит избежать ситуаций, когда тратится большое количество финансов на те статьи расходов, которые не важны для клиентов, и в результате конкурентноспособность не повышается."

Егор обратил внимание, что необходимо прислушиваться к мнению своих сотрудников и не забывать, что в рабочем процессе задействованы все вместе.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Егор Егорушкин

Несмотря на то, что перед выступлением мои ожидания были самыми высокими — они полностью себя оправдали. Очень понравился не только формат, но и сама идея мероприятия. Считаю, что успех банка в первую очередь зависит от успеха его клиентов. МТБанк – одна из немногих финансовых организаций, которая делает обучающие мероприятия для своих  корпоративных клиентов. 

В качестве послесловия, хотелось бы обратиться ко всем финансовым директорам, которым сегодня очень часто приходится принимать непростые решения с просьбой: обязательно прислушивайтесь к тому, что говорят другие сотрудники. Возможно, в их словах Вы увидите аспекты, которых раньше не замечали. Если же уверены в своей правоте — то идите до конца. Но при этом никогда не забывайте, что с этими людьми Вам работать и дальше.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

 

Дмитрий Левкович, финансовый  директор группы компаний Softline в Республике Беларусь, раскрыл перед гостями семинара тему: «CFO vs. CEO/OWNER or CFO with CEO/OWNER».

Он поведал о препятствиях, мешающих реальному сокращению расходов, разнице между узким и глобальным взглядом на вещи, о реалиях "безгрешнности" CFO, а также рассказал о проблемах взаимоотношениий между собственником, финансовым директором и топ-менеджером и путях их решений.

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Дмитрий отметил, что первой претензией собственника к финансовому директору является отсутствие общего взгляда на бизнес. Собственник при этом считает, что финансист смотрит сугубо через призму затрат, не имея цельного видения бизнеса и его развития.топ-менеджерами и директором.

"Отношения — основа всего. Любой собственник согласится с тем, что бизнес делает команда. Очень часто на волне кризиса идут конфликты между директорами и топ-менеджерами, финансовыми директорами и собственниками. В таких противостояниях финансовые директора в идеале должны являться оплотами здравомыслия и консерватизма в компании, которые помогают ей остаться на плаву".

Он подчеркнул, что финансовому директору необходимо оставаться человеком, который может сказать твердое "нет" в те моменты, когда очарование позицией и ожиданиями собственника можно допустить ненужные траты. Моменты такой "слабости" могут привести компанию к плачевному результату.

В отношениях между наемным топ-менеджером и собственником, финансовый директор может попасть в ситуацию между молотом и наковальней, так как наемный топ-менеджер может зарабывать деньги не только для компании, но и для себя. В данном случае самым оптимальным будет постараться выстроить прозрачные процессы, понятную CFO-отчетность и способ ее представления. Сделки с совестью в данном случае могут принести серьезные проблемы.

Доверие — важный фактор в компании, так как очень часты ситуации, когда собственник не доверяет финансовому директору, имеющему ошибки в прошлом.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Дмитрий Левкович

Мое выступление посвящено в большей степени отношениям и коммуникациям внутри компании, чем прикладным финансовым инструментам.

В первую очередь, я жду понимания проблематики от аудитории.  

Во-вторых, мне  хочется затронуть струны души каждого из участников и посеять зерно здравого сомнения.

Бизнес в стиле FLEX – мое первое выступление в Беларуси перед большой аудиторией, поэтому мне немного волнительно. Но это нормально.

Обращаясь к другим финансистам хотелось бы сказать, что главное в их работе – деньги, то есть как мы зарабатываем и люди, то есть с кем мы зарабатываем. Именно эти две составляющие могут сделать компанию успешной. Помните, что если модель вашего бизнеса выстроена неправильно, даже привлечение самых лучших CEO и CFO будет бесполезным.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

 

Алексей Каренский, глава казначейства сети продуктовых гипермаркетов  ProStore, коснулся темы реструктуризации финансовых обязательств. Ведь, к сожалению, для многих компаний, осознание проблем с ликвидностью и, как следствие, исполнением финансовых обязательств приходит слишком поздно.

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Тема, ракрытая Алексеем в рамках образовательного проекта МТБанка, позволила рассмотреть работающие и практические методы для того, чтобы избегать подобных ситуаций, какие инструменты использовать и к каким рискам быть готовыми.

Алексей Каренский подчеркнул, что необходимо находить новые пути сокращения расходов и оптимизировать затраты.

В компании ProStore, рассказал Алексей, оптимизация касается не расходов, а бизнес-процессов. Для этого в компании регулярно проводится инвентаризация бизнес-процессов, позволяющая выявить их бесполезность. Благодаря пошаговому устранению таких лишних бизнес-процессов, компания экономит огромный ресурс.

Что касается процесса реструктуризации, эксперт отметил, что к этому процессу нужно быть готовыми ежедневно, как и к риску для бизнеса.

"Перед тем, как занимать деньги, мы должны четко отдавать себе отчет, с кем, как и на каких условиях это все делаем. Я считаю, что реструктуризация долга начинается в момент подписания кредитного или иного договора, касающегося наших финансовых обязательств. Нужно обращать внимание на договор залога, ипотеки, обязательств и тд.".

Процесс управления долгами начинается с инвентаризации. Инвентаризация финансовых обязательств, по мнению Алексея Каренского, это проверка использования финансовых инструментов, их стоимости, стоимости их обслуживания и других связанных с этим параметров, на соответствие рынку и стратегии компании. В конечном итоге резульатом инвентаризации должен стать ответ на вопрос: "Смогу ли я погасить долги? Смогу ли я привлечь, если мне понадобится, новый кредит?".

На этапах реструктуризации, Алексей Каренский рекомендует тщательно планировать бухгалтерскую отчетность, так как на ее основании кредиторы принимают решение, не менее ответственно подходить к выбору партнера, анализируя его оперативность, гибкость в принятии решений, спектр финансовых инструментов и перечень услуг.

Банк, по мнению Алексея, это партнер, с которым нужно вести переговоры. В этих переговорах нужно всегда быть готовыми к предоставлению прозрачных финансовых данных компании, открытости в прогнозах развития собственного бизнеса и к поиску оптимального решения, приемлемого для всех сторон.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Алексей Каренский

 

Отвечая на вопрос «Что, каждое утро, приходя на работу,  должен помнить финансист?», отвечу следующее:

— Что он не спекулянт (про управление рисками).
— Что является носителем четкого аргументированного мнения, за последствия которого он несет ответственность.
— Что он креативней маркетологов.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Григорий Хамицевич, заместитель генерального директора по финансовым вопросам компании "БелЕвросеть", осветил тему: " Аспекты управления затратами:опыт сотового ритейла", в рамках которой рассмотрел вопросы снижения затрат по заработной и арендной плате, снижения финансовых расходов.

Он привел примеры из практики управления финансами в сети магазинов своей компании, демонстрирующие эффективность действий финансового директора в кризисных ситуациях различного уровня.

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Эксперт рассказал о мерах, проведенных в своей компании и направленных на снижение затрат на аренду. В этих целях  Григорий рассмотрел метод субаренды, пересмотра складских помещений, фиксации курса, оплате аренды в белорусском и российском рублях.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Григорий Хамицевич

Для меня было важно получить отклик аудитории на аспекты эффективного управления затратами, затронутые в моем выступлении. Мои ожидания полностью оправдались: задавались вопросы, дискуссия продолжалась в кулуарах и после основного времени семинара.

Атмосфера мероприятия, созданная МТБанком позволила мне ощутить себя в своего рода закрытом английском клубе профессионалов в сфере финансов. Меня не покидало ощущение, что всех присутствующих я уже давно и хорошо знаю, и рассматриваемые вопросы интересны и актуальны для нас.

Хотел бы отметить, что на финансистах лежит большая ответственность за успех всего бизнеса. Стоимость ошибки финансиста, будь то в прогнозе или в применении какого-либо финансового инструмента, весьма и весьма высока и может в мгновенье перечеркнуть результат работы всей компании.

 

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

В рамках семинара состоялась открытая дискуссия с участием Владислава Толкача, бизнес-тренера и консультанта, партнера и руководителя ряда программ в "Бизнес-школе ИПМ".

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

По мнению Владислава, каждый финансист должен иметь helicopter-view, иначе умение смотреть на весь бизнес «сверху». Такой взгляд и постарались применить участники дискуссии, модерируемой Владиславом, который сумел увлечь слушателей и познакомить их с нестандартными решениями по оптимизации расходов.

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

В процессе дискуссии были рассмотрены яркие примеры, благодаря которым клиенты МТБанка смогли разобраться, вместе с экспертами, в сложных и схожих ситуациях, возникающих в собственных компаниях.

 

Алевтина СНЕЖИНА

 

Следующее мероприятие «Бизнес в стиле FLEX» на тему «Эффективные IT-решения в малом бизнесе: стоит ли овчинка выделки?» состоится 12 ноября 2015 года.

Бизнес в стиле FLEX: эффективная работа финансистов в кризис

Как вам новость?
Головоломки