Разбор полетов: Мертвые зоны

08.12.2015 10:02
Авто Редакция

Автокритик Дмитрий Перлин продолжает внимательно смотреть как по сторонам, будучи за рулем, так и в интернете, будучи за компьютером, выискивая типовые ошибки управления, допускаемые водителями, приводящие к неприятному развитию событий, чтобы предостеречь читателей «Телеграфа».

В этом выпуске «Разбора полетов» речь пойдет о важных нюансах обзорности в автомобилях, которые нужно знать и учитывать, чтобы не попасть в тяжелое ДТП.

Зима лишь припугнула белорусских водителей несколькими днями гололеда. На улице снова «плюсовая» температура, асфальт стал сухим, люди расслабились за рулем. Невнимательность или незнание, иного объяснения ряду серьезных и, к сожалению, типичных ДТП, случившихся на белорусских дорогах в конце ноября-начале декабря, в том числе на Минской кольцевой, вряд ли можно найти. Вот видео происшествия, случившегося совсем недавно:

Конечно, водитель фуры, выполнявший перестроение в занятую полосу, является виновником в данной ситуации. Он был обязан убедиться в том, что она свободна, и так далее, и тому подобное, по тексту правил дорожного движения. Но есть один важный нюанс, называемый «обзорность». Этот нюанс должен учитывать каждый водитель, если он не хочет получить кучу искореженного металла вместо своего автомобиля.

Дело в том, что практически в каждом конкретном типе, марке и модели автомобиля есть так называемые «мертвые зоны обзорности», то есть места справа-слева-сзади, которые не просматриваются ни в одном из зеркал заднего вида. Конструкторы вынуждены учитывать множество взаимоисключающих требований, проектируя автомобиль, от дизайна до аэродинамики, от размещения зеркала, площади его отражающего элемента до оптических свойств стекла. По этой причине сделать зеркала заднего вида, в которые было бы видно все и вся, и на любом расстоянии, не удалось еще ни одному автопроизводителю.

Такой типичной «мертвой зоной» для грузовиков, фур и других представителей тяжелой коммерческой техники является пространство в соседних полосах между передней и задними осями. Водители такой техники зачастую просто не видят, что там происходит, потому что зеркала заднего вида этого не обеспечивают. Причина в том, что кабины таких транспортных средств расположены очень высоко и конструкторы вынуждены искать компромисс между площадью зеркал, оптическими искажениями, в случае их сферической формы, и аэродинамическим сопротивлением, которое нужно снижать для повышения экономичности. 

В легковых автомобилях эта проблема также существует, хоть и в меньшем масштабе, и природа ее аналогична. Боковые зеркала «легковушек» не позволяют видеть происходящее в соседних полосах на уровне центральных (средних) стоек

Если не считать случаев откровенного ротозейства, абсолютное большинство попутных столкновений происходит из-за того, что водитель бросил взгляд в зеркало, не увидел там никаких помех, поехал на перестроение, и…

Рекомендации, как избежать попадания в такие происшествия, следующие:

Стараться не «зависать» в интервале между передней и задней осями тяжелых грузовых автомобилей и автобусов, двигаясь в соседних с ними полосах. Их водители могут не видеть легковой автомобиль, едущий рядом с ним, поэтому немедленно сбавить скорость или опередить (в зависимости от ситуации и требований ПДД), выйдя из опасной зоны, будет самым верным решением.

Стараться избегать движения, отставая от «легковушки» в соседней полосе на пол-корпуса. Если носовая часть идущего параллельным курсом автомобиля находится, ориентировочно, в районе центральной стойки опережающей машины, ее водитель не видит отстающего практически гарантированно. 

Чтобы не стать виновником подобного ДТП, желательно не лениться, не только посмотреть в боковое зеркало заднего вида при перестроении, но и «контрольный» взгляд в сторону, чуть повернув голову. Так, кстати, учат в западных школах вождения, чтобы компенсировать наличие «мертвых зон» обзорности и если на сдаче практического экзамена курсант будет смотреть только в зеркала – «незачет» гарантирован.

Панорамные зеркала в салон, дополнительные боковые зеркала и сегменты, приклеиваемые на штатные зеркала, в обилии продающиеся в магазинах и на рынках имеют значительную кривизну поверхности, серьезно искажают перспективу, объекты в них выглядят значительно меньшими, чем на самом деле. В условиях плохой видимости (туман, сумерки) этот оптический эффект может сослужить плохую службу и именно поэтому автопроизводители не применяют подобные «устройства», применять их не рекомендуем и мы.

Удачи на дорогах.

Как вам новость?