Исследователь Унии: Концентрацией того, что укрепляло белорусов, была национальная церковь

17.01.2016 15:39
Архив Редакция

Исследователь униатства в Беларуси историк Ярош Малишевский считает, что без Греко-католической церкви, белорусов как нации, наверное, тоже бы не существовало.

Исходя из данных о том, что в конце XVII века около 80% белорусов были униатами, к тому же иконописцы Греко-католической церкви создали большое количество уникальных икон и скульптур, Малишевский отметает тезис о «западном» или «восточном» влиянии на греко-католическое искусство: «Это синтез, созданный на белорусском почве», сообщает Радио Рация.

«На одной и той же иконе можно встретить надписи и латинские, и белорусские, и польские, и церковнославянские. Поэтому, когда в Западной Украине считают многие, что греко-католичество — исключительно украинская явление, то это — от неграмотности», — говорит исследователь.

«Каждый культурный человек должен знать, что белорусы и украинцы связаны очень плотно, в том числе и через Унию. Именно в Беларуси униатство приобрело те формы, которые прижились в народе», — считает историк, добавляя, что, «если в Украине веками представители различных конфессий и религий друг друга резали, душили, убивали, стреляли, топили, то у нас такого никогда не было. Здесь даются в знаки традиции и ментальные особенности наших народов: южный — «если ты не с нами, ты против нас!» И другой, северный, с пониманием того, что «другой» — он не есть твой враг, он может быть твоим лучшим другом, но при этом оставаться другим по вероисповеданию».

По мнению Малишевского, российской власти было проще уничтожать в Беларуси именно униатство, а не католицизм, так как это «средний вариант между православием и католицизмом».

Говоря о канонизационый процесс митрополита литовского Иосифа Семашко, который предприняла Православная Церковь, Малишевский настаивает, что «роль Иосифа Семашко, на самом деле, страшная. Человек, который был белорусским греко-католическим священником, сознательно перешел на сторону РПЦ и решил уничтожить свое. Семашко знал все с сердцевины: психологию народа, все обстоятельства, поэтому оккупанты прекрасно понимали, что лучше Семашко никто униатов не уничтожит».

Именно Греко-католическую церковь Ярош Малишевский считает единственной, ориентированной на национальное: «Уния на тот момент была концентрацией того, что укрепляло белорусов: национальной церкви. В результате получилось, что одна церковь — православная, то есть московская, а вторая — католическая и польская «.

Как вам новость?
Головоломки