08. 11. 2016

Кругосветка: Меняющийся Казахстан

Наш молодой корреспондент Павел Андреевский продолжает свое кругосветное путешествие. Позади уже Северный Кавказ, Армения, Турция, Грузия, Азербайджан, Нагорный Карабах. И вот сейчас ему предстоит путешествие по бескрайним степям Казахстана. Об этой стране белорусам известно немного, но когда же еще ее посещать, если не во время кругосветки?

Чем может быть интересен Казахстан

Девятая по размеру страна в мире, которая не входит даже в первые 50 стран по численности населения и имеет всего 22 города на тысячи километров степи. 70% населения исповедуют ислам. 

Страна с богатейшими запасами природных ресурсов. Для стран за пределами СНГ Казахстан - нечто созвучное Афганистану, а потому не многие могут точно назвать, где он находится и вообще насколько тут безопасно. Для тех же, кто живет в СНГ, – это бесконечная степь, верблюды, блюда из конины и несменяемый президент, который правит страной с момента обретения Казахстаном независимости.

Пришло время развеять стереотипы об этой меняющейся на глазах стране и увидеть Казахстан таким, каким он предстает перед путешественниками.

А предстает он и вправду разным. От типичных провинциальных городков посреди степи на юге до цветущих и зеленых городишек на севере, от нефтяных скважин на западе до плодородных целинных земель на востоке, от горных регионов Алматы до степных и болотистых земель Астаны. От разрушенных дорог, по которым не пройти не проехать, до строящихся бетонных автобанов, по которым тоже пока что не пройти и не проехать…

Казахстан имеет сразу два моря - Каспийское и Аральское. Каждое из них, в целом, скорее водоемы, каждое по-своему интересно. Как уже известно из истории с Азербайджаном, Каспийское богато нефтью, а значит все города на его побережье - это города нефтяников.

А Аральское море известно тем, что существовало спокойно 20 тысяч лет, до тех пор пока во времена СССР не начали строить оросительные системы, забрали воду из рек, питавших море, и в итоге за 55 лет его площадь уменьшилась в 8 раз и продолжает испаряться. Соленость выросла в 10 раз, что уничтожило флору и фауну, убило все рыбные промыслы, а вместе с ними экономику местных городишек.

Известен Казахстан еще и своим городом-космодромом Байконур, который по факту арендован Россией до 2050 года,  на посещение которого белорусам нужно получать специальное разрешение. Не сложно, но нужно. Место это легендарное, потому что с него были запущены первые искусственные спутники Луны, Земли и Солнца, а также отправился первый человек в космос.

Кстати, именно из-за Байконура и разработки межконтинентальных баллистических ракет пропало Аральское море. Ведь нужно было увеличить выращивание хлопка, который шел на производство твердого ракетного топлива. Рекордные планы по хлопку требовали небывалых размеров орошения. Вода для этих целей бралась из рек, которые питали Аральское море.

Из интересных особенностей Казахстана, которые могут быть интересны другим путешественникам региона Средней Азии, я бы назвал следующие:

На высоте в 1700 метров расположен самый высокогорный каток в мире, он же самый большой по площади  - просто огромен по сравнению с обычными ледовыми аренами, так знакомыми белорусскому взору.

Для совсем искушенных будет интересен тот факт, что на площади в 150 тысяч гектаров в Казахстане расположена огромная долина, где растет дикая конопля. Называется это место Чуйская долина.

Считается, что именно в Казахстане были одомашнены первые лошади, а значит и появились первые всадники.

Перепады температур летом и зимой в некоторых городах могут составлять порядка 90 градусов – от -50 до +40. Так что лучше ехать в конце весны.

Здесь находится уникальное озеро Балхаш, половина которого солёная, а половина пресная.

Здесь же находится один из крупнейших на Земле каньонов. Свой Чарынский каньон местные сравнивают с Гранд-Каньоном в США, хотя он и меньше его по длине в 2,5 раза.

Ходят слухи, что название местной валюты - тенге - дало название русскому слову “деньги”. При этом тенге в Казахстане одна из самых красивых валют, которые я видел в мире.

Первые государства на этой территории стали возникать в VII веке, и это были тюркские государства, которые принесли в Казахстан ислам, тюркские языки и культуру.

Не последнюю роль в формировании местных государств сыграло географическое расположение на Великом Шелковом пути. Долгое время за эти территории шла борьба между китайскими династиями и арабскими халифатами. Но последние одержали победу. Так что по своей культуре казахи оказались ближе к арабским странам, по своим генам ближе к азиатам, а языком и многими чертами менталитета пошли в славян.

Как таковой единой культуры Казахстана долгое время не существовало, все эти земли принадлежали различным ханствам, населялись различными этносами, и поэтому в момент становления независимости возникла необходимость сформировать национальное самосознание казахов. Проблема становится еще сложнее, если учитывать то, что в Казахстане вместе уживаются 120 разных этносов и национальностей. Эти задачи сейчас решает культура и идеология страны – через строительство огромных современных музеев и системы школьного образования.

Город, разделивший Европу и Азию

Небольшие сложности начинаются сразу после пересечения границы Казахстана и России, ведь нормальной дороги тут нет. Вернее, даже не так. Представьте себе полное отсутствие дороги, после чего все это разбомбили, после сделали ямочный ремонт зимой и снова разбомбили. Проехав более 40 000 км автостопом по почти 20 странам, хуже дороги, чем Астрахань-Атырау, я в жизни не видел. Она была настолько плохой, что машины съезжали в степь, чтобы ехать вдоль. Дальнобойщики себе такого позволить не могли и плелись со скоростью 5 км\ч.

Для первого впечатления о стране это не было большим разочарованием. Но спешу заверить, что оно единственное. Остальные десятки тысяч километров дорог в Казахстане очень хорошие, за исключением пары строящихся участков.

Сейчас во всех направлениях от столицы строятся автобаны. Песня это долгоиграющая, но через пару лет путешествие автостопом по Казахстану будет таким же интересным и быстрым, как по Китаю.

Первым городом на въезде в Казахстан со стороны Астрахани будет Атырау - нефтяная столица Казахстана. Такое неофициальное название дал городу президент Назарбаев. А в Казахстане так заведено, что многие фразы президента становятся крылатыми.

.

Город стоит на реке Урал. Во времена Советского союза считалось, что эта река разделяла Казахстан на европейскую и азиатскую часть, о чем сейчас на берегу реки говорят указатели. Вокруг города самая настоящая казахская степь, пасущиеся верблюды, кони, коровы и овцы. Культурная жизнь города сконцентрирована в небольшом центре, который напоминает центр небольшого белорусского районного городка.

В Советском союзе город носил название Гурьев. Строили и восстанавливали после войны его всей страной.

После провозглашения независимости Казахстана многие города, названные раньше на русский манер, стали приобретать казахские название, что является частью государственной политики по созданию национальной идентичности. Так Гурьев стал Атырау, что значит “остров в устье реки”.

Путешествие по Казахстану особенное. До сих пор я путешествовал лишь по компактным странам, где расстояния небольшие и, как правило, на пути встречается огромное количество населенных пунктов. Но вот с Казахстаном совсем другая история. Это страна степей. Тут всего 22 города на тысячи километров степи, где изредка можно встретить небольшие юрты кочевников и стада пастухов.

Однако адаптироваться к большим расстояниям будет совсем несложно. Автостоп в Казахстане отличный, редко где приходилось стоять больше 5 минут. Да и к степному пейзажу очень быстро привыкаешь и начинаешь получать удовольствие от того, что видишь все, как на ладони. Особенно красиво смотрятся закаты, ведь обзору в степи совершенно ничего не мешает.

С другой стороны, не многие казахи за всю жизнь объехали столько же городов в своей стране, сколько удалось объехать мне, а тем более по трассам. Все-таки большинство предпочитает самолеты.

Всего 3 остановки на 2000 км

Из нефтяной столицы Казахстана был взят курс на Север - до города Уральска или Орала, как он называется на казахском. Всего в 500 км от пустынного Атырау, но отличается значительно. Много зелени, типичные российские домики XVIII века. Провинциальный город Н, как написал бы Гоголь.

С этим городом очень тесно связано имя Емельяна Пугачева - лидера крестьянского восстания. Кстати, именно тут Пушкин собирал информацию о нем для своей "Капитанской дочки". Вот такой вот богатый историей городишко.

Попробовав в Орале национальное казахское блюдо из конины и погуляв по набережной реки Урал, которая летом заполнена сотнями местных школьников, можно двигаться дальше. Дальше дорога ведет на Восток. Очередные 500 км по степи в славный город Актюбинск, который на казахском зовется Актобе.

Посмотреть в этом городе есть на что. Тут и парк Имени Первого Президента, что, кстати, очень интересно, почему бы сразу не назвать парк именем Назарбаева? Тут и мечеть, вход в которую сторожит жираф в клетке, а на первом этаже мечети находится самый настоящий супермаркет. Тут и парк с большими медными скульптурами троллей и орков.

Маленькой радостью и местной достопримечательностью могут также стать дома вдоль главной улицы Актюбинска, у которых двери на крышу не заперты и с которых открывался сказочные виды на ночной город, если удастся войти в подъезд с домофоном.

А вот следующий участок пути непростой. Из города контрастов Актюбинска до города Костанай предстоит проделать примерно 900 км по не самой оживленной трассе. Поскольку трасса вовсе не оживленная, то водители по ней могут мчатся на космических скоростях. И вроде это безопасно. Вот только соколы и другие совсем мелкие птицы, которые частенько сидят на дороге, порой не успевают взлететь и разбиваются о решетки карбюратора.

Костанай раньше назывался Николаевск. Вспоминается популярное видео на ютюб, где какой-то серьезный журналист-путешественник прямиком из 90-х идет на камеру и говорит следующую фразу: "Посещая Костанай, не забудьте посетить железнодорожный вокзал. Купите билет и валите отсюда, пока не поздно". Такой маркетинговый ход привлекал внимание, но, к сожалению, ничего страшного в этом городе обнаружить не удалось.

Город расположен на реке Тобол. В летнее время все пляжи заняты местными по обоим берегам реки. В годы СССР сюда приезжало много народу на освоение целины, и действительно, на подъезде к городу бросаются в глаза огромные площади, засеянные зерновыми культурами.

Всего в 300 км к северу находится известный российский город Челябинск. В 500 км на юг находится столица Казахстана Астана. Именно туда и нужно держать путь.

Казахский Дубай

Астана - самый настоящий оазис посреди степи.

Астана стала столицей Казахстана в 1998 году. До этого столица была в Алматы в 1000 км к югу от Астаны. Название “Астана” в переводится с казахского незамысловато - "столица". В годы советской власти город носил название Целиноград (и был центром Целинного края) и позже Акмолинск. Первое время после независимости его назывался Акмола ("белая могила").

Астана не самый большой город Казахстана. Лишь в этом году численность населения достигла миллиона человек. Еще 16 лет назад половина жителей Астаны была русскими, а половина - казахами. Сейчас казахов около 75%.

Жить в городе непросто. Как уже было сказано, тут большие перепады температур. Зимой температура, как правило, около -20 градусов, а летом около +30. 

Планировка города строго продумана. Это город для чиновников. Поэтому для них тут все в самом центре - президентский дворец, правительство и парламент, посольства и иностранные представительства, широкие улицы и подземные парковки. Автором генерального плана ее застройки был известный архитектор из Японии.

После въезда в город, первым делом меня высадили в начале главной улицы для пешеходов и гостей столицы. Начинается она с сооружения, которое невозможно не узнать. Носит оно название "Хан-Шатыр" - самый большой шатёр в мире.

Что же может быть внутри? Разумеется торгово-развлекательный центр. Шатер входит в десятку лучших эко-зданий планеты.

Вторая важная достопримечательность Астаны и символ города находится всего в километре. Это монумент под названием “Байтерек” (в переводе “тополь”).

Идея создания монумента принадлежит Нурсултану Назарбаеву, который нарисовал дерево на салфетке во время полёта над городом. Сейчас это символ рождения цветка в пустыне, метафора к появлению Астаны посреди степи и болот.

Последнее, кстати, я упомянул не случайно. Местность эта и вправду болотистая, так что перед застройкой очередного региона приходится проводить работы по осушению.

Последняя важная достопримечательность находится в конце бульвара - это Президентский дворец. Площадь вокруг дворца окружена забавными с точки зрения архитектуры постройками, где должны заседать верхняя и нижняя палата парламента, правительство, а также здание театра, которое почему-то напоминает сиднейскую оперу.

Удивительно то, что тут любой желающий может сделать фотографию казахского Белого дома. Никакие охранники не подойдут и не попросят удалить фото, как это сделали бы в Азербайджане или Беларуси.

Да и вообще, чиновников тут держат под каблуком. Нарушил сроки работы с гражданами – выговор. Три выговора – и ты уволен. Многие документы и законы должны пройти общественное слушание. Власть готова идти на переговоры.

Кроме того, там, где сидят чиновники, находятся и офисы крупных компаний, которые хотят быть ближе к власти и иметь возможность донести до них свою позицию, т.е. лоббистами.

Работа лоббистов в Казахстане состоит в том, чтобы проводить встречи с чиновниками и отстаивать интересы компании и совета акционеров. Чтобы законы учитывали все нюансы ведения бизнеса в стране. На самом деле поразительно, что такие вещи работают в Казахстане.

Крупнейшая в Центральной Азии мечеть находится также в Астане. Табличка на входе гласит, что построена она по инициативе первого президента и лидера нации - Назарбаева. Лидер нации в Казахстане играет особую роль. Он сам придумывает названия торговым центрам, проектирует город, инициирует строительство мечетей, учит иностранных знаменитостей сажать деревья в парке... Повсюду царит культ личности Назарбаева. Ему воздвигнуты памятники, его именем называют университеты и парки. Немного таких стран осталось в мире.

Я уже говорил о том, что сейчас вся Астана - одна большая стройка. Оказывается, что на многочисленных стройках работают в основном приезжие - турки, узбеки, таджики, албанцы, индусы. Зарплаты у них невысокие. Однако такая же ситуация и с высококвалифицированными специалистами. Иностранные компании стараются на ключевые должности ставить людей из Европы. Поэтому в Астане очень много иностранцев, которые тут живут и работают.

Сейчас вся Астана готовится к Всемирной выставке Экспо 2017. Это крупнейшая выставка в мире. Её посетят несколько миллионов человек, а затраты на её проведение превысят 3 млрд евро. Такие затраты даже для Казахстана высоки, но это престиж страны и мировой бренд Казахстана, в который, как и азербайджанцы, тут много вкладывают.

Правда, проблемы с местной валютой значительно подкосили местные строительные компании, которые имели просчитанные бюджеты. Так что часть строек пришлось заморозить. Только иностранные компании продолжают строить как ни в чем не бывало, ведь у них расчеты в долларах.

Астана - это еще и город музеев.

Очень много интересного удалось узнать о процессе восстановления казахской национальной идентичности. После распада СССР нужно было выстроить новую суверенную нацию с независимым народом. Раньше этому не уделялось столько внимания. Ведь Казахстан еще со времен Казахского ханства был под протекторатом России.

Поэтому сейчас Астана - это символ возрождения. Здесь открыты музеи, которые знакомят людей с богатой историей казахского народа. Экспозиция Национального музея проводит нас от древних времен, когда в Казахстане были первые поселения золотодобытчиков, когда жили так называемые "золотые люди".

Остатки этих людей уже несколько раз находили в Казахстане. Это были знатные ханы или их приближенные. Называются они так, потому что их костюмы, найденные в захоронениях, были увешаны сложными золотыми украшениями. Очень тонкая работа для тех времен.

Всю правду все же и здесь не говорят. Не говорят о том, как российская империя разделалась с последним казахским ханом, голова которого хранится в кунсткамере в Питере...

Китайская виза в Астане

Когда выезжаешь в большое путешествие, то лучше всего вопросы по визам решать по мере поступления. Исключения из правил - это визы в развитые страны, такие как США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Европейский союз, Япония. Такие визы лучше всего получать в стране проживания, ведь одним из условий подачи на такие визы является наличие постоянного места жительства и доказательство связей с Родиной.

Во всех остальных случаях получение визы в соседней стране значительно легче. В моих планах было посещения Китая, а значит визу можно было сделать либо в России, либо в Монголии, либо в Казахстане. Мой выбор пал именно на Казахстан. Тут есть два города, где можно сделать визу - это Астана и Алматы.

Подготовив весь пакет документов, отправился в консульство в Астане подаваться на двухразовую китайскую визу с возможностью по месяцу находится во время каждого визита. У консульства очередь была небольшая. Прием документов и выдача виз проходили в одно и то же время три дня в неделю с 9 до 12 утра.

Когда меня пропустили, я узнал, что документы на визу принимает сам консул Китая. Просмотрев пакет моих документов, он спросил, а где же приглашение? Тут следует сделать оговорку о том, что в списке документов и правда было приглашение, которое должна делать туристическая компания, но можно было обойтись приглашением от частного лица, которое как раз и было у меня на руках.

Оказалось, что нет. Причем, как сказал консул на своем ломанном русском: "пригласение - это ваабще самый вазный дакумент, ведь его делают черес МИД". Когда охранник, полноватый казах лет 40 с короткой военной стрижкой, увидел, что мне дали от ворот поворот, то спросил, в чем проблема, и посоветовал обратиться в туристическую компанию, указав на дверь в 3 метрах.

Этих людей я уже видел, потому что документы они подавали на визы целыми пачками, пока я стоял в очереди. Видимо, без них в консульстве никак, раз сидят они сразу же в соседней комнате от места приема документов главным консулом. Зайдя в кабинет, уточнил насчет приглашения. Какой-то парень сфотографировал мой паспорт и сказал, что через день все будет готово.

Вот вам и самый важный документ, который делают через МИД, - всего лишь один печатный бланк с красным штампом. Загвоздка лишь в том, что стоит он дороже самой визы. А приглашение на двухразовую визу так и в 4 раза дороже.

В Москве и Улан-Баторе такого требования нет, и визы получать значительно легче. Документы через день у меня приняли без вопросов. Теперь предстояло ждать неделю.

Где-где? В Караганде!

Поскольку расстояние от Астаны до Алматы составляет почти 1200 км, то мало кто ездит между городами на автобусах. Большинство людей предпочитают самолеты. Они хоть и дороже, но экономят сутки в пути. Мне же было интересно проделать этот путь автостопом с остановкой в легендарном для русского человека месте - в городе Караганде.

Караганда - это город шахтеров. Угольные шахты тут на каждом шагу, памятники шахтерам разбросаны по всему центру города. Добыча на многих из них уже заброшена, что делает их похожими на предприятия-призраки. А стали они таковыми после распада СССР.

Когда-то Караганда добывала уголь на весь Союз, теперь же добывает лишь малую часть от своих прежних объемов.

Само название "Караганда", скорее всего, происходит от названия желтого кустарника. Такое название местности мог дать один предприимчивый купец, чтобы сбить с толку конкурентов и не выдать огромные запасы природных ресурсов.

В годы советской власти Караганда стала крупным центром для репрессированных и депортированных деятелей культуры и искусства СССР. Солженицын упоминает город в своем произведении “Архипелаг ГУЛАГ”. Однако именно ссыльные деятели культуры оказали огромное влияние на развитие города, его науки и культуры.

Тысяча километров по степи

Алматы - это тот город, который все встречавшиеся мне казахи считали самым красивым и лучшим для жизни городом Казахстана, несмотря на то что сейчас он не имеет статуса официальной столицы. Но тем не менее, он сохраняет статус культурной столицы.

Алматы находится на самом юге Казахстана, недалеко от границы с Кыргызстаном.

Места знатные: тут тебе и горы, и озера, и каньоны. Вот только расстояние почти 1200 км по степи по не самой скоростной трассе, где тебя так и ждут довольные казахские гаишники в надежде, что ты превысишь предельные 80 км\ч.

На пути есть уже описанный выше шахтерский городок Караганда и небольшой рыбацкий городок Балхаш, который находится на одноименном озере. Оно огромное и видно невооруженным взглядом даже из космоса. Половина озера полностью пресная, а половина солоноватая. Но даже эта соленая половина позволяет озеру называться вторым в мире непересыхающим соленым водоемом после Каспийского моря.

Люди, живущие по берегам озера, работают на местном металлургическом комбинате, а раньше активно занимались рыболовством.

Опять же, с распадом СССР  уловы снизились почти в 5 раз, а позже рыбные ресурсы уменьшились еще в разы в связи с браконьерством, загрязнением и отсутствием восстановительных мероприятий, о чем мне рассказали местные рыбаки и егеря. Существует опасение, что озеро ждет судьба Аральского моря, а может, даже и еще хуже, в связи с загрязнением вод местным комбинатом и сбросами из Китая.

Путь по степи до Алматы я преодолел за 16 часов. Когда ты бесконечно долго едешь по степи, то время пролетает как один миг.

Обратная дорога в Астану заняла уже 31 час. Машин было немного. Благо на обратном пути меня спасли двое ребят на небольшой фуре с холодильником. Они развозили продукцию молочного завода из Караганды. Развозили буквально по паре упаковок. Видимо, любовь к своим клиентам не знает границ, раз ради трех пакетов молока машины готовы уезжать за 1000 км.

Жемчужина Казахстана

Алматы и правда безумно красивый город. Тут есть на что посмотреть и в самом городе, и в его окрестностях. Раньше город имел поэтичное название “Верный”. С тех пор, как столицу перенесли отсюда, город получил звание "Южной столицы Казахстана".

В городе вы найдете множество фонтанов и соборов, парков и музеев, памятников советской архитектуры и интересную планировку улиц. Но самое интересное находится в окрестностях города.

В 60 км от Алматы живет самая известная казахская всевидящяя Унгуртас Бифатима. Посещавшие ее рассказали много паранормальных историй и событий, которые там с ними произошли. Оказалось, что желающих посетить всевидящую достаточно много. В основном едут из Москвы и Питера. Нужно пожить там пару дней, чтобы успеть встретиться с Бифатимой, и тогда она расскажет вам о будущем и поможет решить проблемы. Место, где она живет, считается местом силы и обладает мощной энергетикой.

В 200 км от Алматы вдоль реки Чарым на протяжении почти 150 км раскинулся второй по величине в мире Чарынский каньон. Высота каньона в некоторых местах достигает 300 метров. Неподалеку уже граница с Китаем.

В 15 км от города в ущелье Медео построен каток с таким же названием. Так уж сложилось, что хоть он был построен еще во времена СССР, он до сих пор остается самым высокогорным катком в мире. Это еще и каток с самой большой площадью ледового покрытия, которая заливается чистейшей горной водой без примесей.

В 15 км от Алматы в сторону границы с Кыргызстаном расположено Большое Алматинское озеро. Возникло оно в результате землетрясения и наполнено удивительной бирюзовой водой.

Местные пейзажи просто дух захватывают. Тут всегда много посетителей, но с недавних пор почему-то озеро считается зоной пограничного контроля, и иностранцев и местных пограничники не пускают на него посмотреть. Так что приходится искать обходные пути, но если вас поймают, то сделают вид, что составляют протокол и заставят заплатить… нет, не штраф, а небольшую взятку. О цене всегда можно договориться на месте.

Покидая Казахстан

Покидать Казахстан можно тремя способами, и каждый из них очень интересен, имеет свои преимущества.

Первый вариант - прямиком из Алматы можно отправиться в Китай. Все, что для этого нужно, – это получить предварительно визу.

Перейдя границу, вы окажетесь в огромной китайской провинции, где живут уйгуры. Их сложно причислять к китайцам, они сильно отличаются. Не так давно китайцы жестко подавляли здесь восстания местных. Эта беднейшая провинция Китая. Сообщение с основной частью страны имеется, но дороги не такие быстрые и качественные, как на восточном побережье страны. Зато есть поезда.

Второй вариант - это из Астаны отправиться в сторону Алтайского края на границу с Россией. Здесь виза не нужна.

По пути вы посетите замечательный город Павлодар, бывший форпост Российской империи, который преподнесен в подарок царевичу Павлу. Город с большой набережной и пляжем.

Алтайский край и следующая за ним Республика Алтай - это удивительные по своей красоте горные пейзажи, которыми вдохновлялся сам Рерих, где придумывал свои истории Василий Шукшин. Тут можно увидеть совершенно уникальную жизнь российской глубинки.

Третий вариант - из той же Астаны отправиться на север, на границу с Россией, после которой вы окажетесь в самом начале Сибири.

По пути вы встретите самый настоящий казахский оазис в степи - Боровое. Это группа озер, которые образовались в результате падения метеорита. Далее вас ждет город Петропавловск, в прошлом форпост и город-крепость в Западной Сибири.

Вернувшись из Алматы в Астану, я первым делом направился в китайское консульство, чтобы забрать свой паспорт. В нем стояла новенькая 30-дневная виза в Китай. Скорее всего, придется продлевать уже в Китае, но на первое время и этого хватит. Я выбрал третий вариант и поехал на север страны. Дальше будет Сибирь.

Самые интересные особенности Казахстана

Уже много раз упоминал необъятную казахскую степь. Страна и правда очень большая, тут и правда совсем немного крупных городов, и между ними нужно проезжать огромные расстояния. Но автостоп в Казахстане работает отлично. Люди понимают, что ехать далеко и хороший собеседник в степи на вес золота, поэтому с тем, чтобы доехать куда-либо, проблем не возникает.

Когда тебе ехать 800 км и дорога почти пустая, то как же тут не начать превышать скорость. Так, бывали участки, где мой попутчик несся сквозь пространство со скоростью 180 км/час. Все бы хорошо, если бы на дороге не сидело столько птиц, которые не всегда успевали оперативно убежать. В общем, птичек жалко.

Мне рассказывали, что в Казахстане за превышение скорости не лишают прав. Ты можешь сколько хочешь нарушать, получать штрафы и в целом, их можно даже не платить. Но потом, когда будешь продавать машину, тебе этого не дадут сделать до тех пор, пока не выплатишь все, что должен. А если оплачиваешь штраф оперативно, то тебе сразу делают скидку в почти 50%.

С таким количеством земель в Казахстане могло бы отлично процветать земледелие, но этого не происходит. Лишь в некоторых регионах налажена система орошения и земля основательно засеяна. Как говорят некоторые эксперты, которые меня подвозили - все дело в элементарной лени. Очень часто сюда просто приезжают другие национальности, скажем корейцы, покупают землю, засевают ее, нанимают казахов, собирают несколько урожаев и потом в течении нескольких лет начинают нормально зарабатывать.

Немногие знают, но казахи раньше значительно отличались по внешнему виду от нынешних. У них были рыжие волосы и большие глаза. Но после многочисленных завоевателей из Азии, кровь которых очень сильно влияет на гены, казахи стали больше похожи на другие азиатские народы. Но менталитет у этих людей, как мне показалось, вполне русский, с чем связано множество курьезных историй и что объясняет понятное белорусам чувство юмора.

Так как казахи ближе к Азии, чем к Европе, то и отдыхать они чаще ездят туда. По словам моих знакомых, которые путешествуют за пределами Казахстана в Корею, Китай, Таиланд, Японию и Малайзию, очень интересна реакция восточных азиатов на казахов. Они как бы видят людей своей национальности, но когда те начинают говорить по-русски, то у них происходит просто разрыв шаблона. Ведь русский язык для тех же китайцев - это сложнее, чем клингонский язык.

Что еще интересно, восточные азиатские народы не знают о такой стране, как Казахстан, хотя по размерам она очень впечатляющая. А вот многие западные европейские народы относятся к Казахстану, как и к странам формата Пакистана и Афганистана. Считают, что тут все в огне, по горам лазят бородатые ваххабиты с автоматами Калашникова и воюют день изо дня. Да что уж там говорить, многие россияне, которые живут недалеко от границы с Казахстаном считают, что там живут одни кочевники в юртах, которые не понимают русского языка.

Заслуживает упоминания и первый президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев. Его в стране любят и ценят, как мудрого правителя. Он руководит государством с самого распада СССР.

При Назарбаеве столицу перенесли из Алматы в Астану, которая за каких-то 17 лет превратилась в самый настоящий мегаполис. Определенно, в стране есть культ президента.

В самом центре Астаны, в неком подобии обзорной площадки расположен отпечаток ладони Назарбаева в золоте. Сюда приходит огромное количество казахов, прикасаются к ладони с замиранием сердца и делают фото.

Недавно президент Назарбаев вместо традиционного обращения к нации и правительству, назвал 100 конкретных шагов для создания нового среднеазиатского хаба. Если все сработает, то о Казахстане заговорят не только в Азии.

Фактически президент предложил отойти от укоренившихся в жизни и сознании казахов родственных связей, избавиться от блата, построить рыночную экономику формата небольшого оффшора в самом центре страны и даже реформировать систему власти.

Вектор развития Казахстана пророссийский, поэтому когда против России были введены санкции, казахи тоже осознали, что им придется затянуть пояса, и начали делать акцент на развитие внутреннего рынка.

Началось активное строительство автобанов внутри страны, а ведь это очень дорогое удовольствие. По словам специалиста дорожной службы, с которым я ехал, 1 км автобана из бетона стоит примерно 300 000 долларов. А расстояния в Казахстане немалые.

Из каких-то негативных моментов в менталитете, о котором мне рассказывали сами казахи, можно упомянуть такое явление, как "понты". Казахи любят "попонтоваться", и тяга к роскоши для них не чужда. Отсюда желание построить крупнейшие небоскребы в Центральной Азии и все покрыть золотом.

В целом, приятно наблюдать за тем, как сейчас быстро меняется Казахстан.

Огромное количество строек в Астане просто впечатляет. Университеты вводят лучшие стандарты западного образования и приглашают иностранных преподавателей. Природные ресурсы ждут новых инвесторов и строительства перерабатывающих производств. Люди открыты к приему гостей из дальних стран и очень гостеприимны.

Чего скрывать, едва ли мне когда-то удалось бы попасть в Казахстан, если бы не кругосветное путешествие. Об этом говорили все путешественники, которых я встречал на пути. Все они проезжают эту страну, потому что она лежит на пути в Азию и слишком большая, чтобы не вызвать интерес. Но ни один из тех, кто посетил Казахстан, не остался разочарованным. Скорость изменений в стране заставляет думать о том, что если посетить эту страну через лет 5, то удастся увидеть совсем другой Казахстан, и это правда интригует.

 

Фото для статьи: Павел Андреевский и немножко Гугл

 

 

Павел Андреевский — молодой белорус, который отправился в кругосветное путешествие. Уже полтора года он переезжает автостопом из страны в страну, останавливается в домах местных жителей, находит новые приключения и делится своими историями.

Позади 20 стран, более 40 000 км автостопом, почти 300 городов, 3 континента, а впереди новые страны и всего несколько пустых страниц белорусского паспорта.

 

Еще больше интересных фотографий и коротких заметок можно почитать в Instagram Павла https://www.instagram.com/poehali_katatsya/

 

Поел, убрал со стола, почистил зубы, разделся, лег в кровать. Вспомнил, что это был завтрак, заплакал, пошел на работу.

еще

Как вы относитесь к парадам в центре Минска?

Нужны ли парады в центре Минска?

  • Да, это дань памяти людям, которые отдали жизни за независимость Беларуси, и демонстрация мощи нашей армии врагам 184 (30,8%)
  • Нет, это лишь напрасная трата бюджетных денег и порча дорог 394 (65,9%)
  • Мне все равно 20 (3,3%)
Загрузка...