10. 04. 2017

Кругосветка: шокирующий Китай

Белорус Павел Андреевский продолжает путешествие вокруг планеты. На этот раз он предлагает рассказ в трех частях о путешествии по Китаю - самой таинственной и удивительной стране Дальнего Востока. Впечатлений много, рассказ длинный, но, пожалуй, путешественнику удалось охватить все стороны жизни одной из величайших наций на планете.

Часть 1

 

Почему Китай шокирует

Едва ли найдутся белорусы, которые смогут избежать культурного шока при погружении в китайскую культуру. Сложно поверить, что на одной нашей планете может находится такая страна, как Китай. Непонятно, как в эпоху интернета и глобализации могут существовать общества, которые кардинально отличаются от стандартных. Ведь та же Латинская Америка во время колонизации подверглась сильнейшему влиянию западной ментальности, поэтому культура Нового света едва ли способна чем-то удивить. Ну разве что открытостью и добротой.

В Китае все по-иному: культура, мораль, кухня, города, ценности, этика, политика и экономика. Все живет и развивается по своим законам, отличным от законов и ценностей западного мира.

Мне удалось проехать весь Китай с Севера на Юг, побывать на побережье и в континентальной части. Я посетил больше городов, чем большинство китайцев посещает за свою жизнь. Пришло время рассказать об особенностях это страны, интересных городах и достопримечательностях, людях и их морали. Я постараюсь оправдать название статьи и доказать на примерах тот факт, что Китай - самая шокирующая страна в мире.

Боевое крещение китайской провинцией

Стоило только пересечь границу с Монголией, как я тут же намертво остановился на трассе возле безымянной китайской деревни во Внутренней Монголии, неспособный поймать машину в сторону Пекина. После ночи в деревушке, выйдя на хайвей, который вел к столице, я ожидал быть сметенным огромным потоком машин. Но мало того, что доблестная китайская транспортная полиция не пускала на хайвей, так еще и машин там почти не было. Это было странно. Ведь известный факт, что самая длинная в мире пробка 7 лет назад образовалась именно в Китае, составляла 100 км и была именно на дороге из Пекина в Монголию. Чтобы она рассосалась, потребовалось целых 11 дней.

Возможно, люди не пользуются хайвеем из-за того, что он платный. Все-таки окраинная провинция Внутренней Монголии может быть бедной, поэтому все предпочитают ездить по дорогам сельской местности.

По пути встретились попутчики - поляк и 19-летняя русская девушка. Они оказались путешественниками со стажем, так что ехать решили вместе, дружной славянской командой. Такого количество иностранцев эти места еще не видели за всю историю. Путь в 200 км разбился на десятки мелких отрезков, где удавалось поймать какую-либо машину.

Сама же провинция, по которой мы ехали, занимает 12% территории Китая и превышает по размерам Францию и Германию вместе взятые. Здесь живет 25 млн человек. Почти в каждой деревушке на глаза попадались грузовики, груженные углем. Оно и не удивительно, ведь Китай все еще активно использует этот вид топлива, а во Внутренней Монголии запасы угля огромны - 2-е место по стране.

Местные жители все еще напоминают монголов, ведь Внутренняя и Внешняя Монголия (Республика Монголия) когда-то были единой страной и стремились отсоединиться от оккупировавшего их Китая. Но по договору между Китаем и Россией, это удалось сделать только Внешней Монголии, которая и образовала Республику. А вот Внутренняя осталась под протекторатом Пекина. Были и дальше попытки получить независимость, например, во время оккупации войсками Японии во Второй Мировой. Но китайцы крепко держали свою территорию.

Во времена Культурной революции в Китае был проведен ряд мер, который снизил накал антикитайских настроений, в основном за счет искоренения монгольских традиций, самосознания и религии. Началось повсеместное насаждение китайского языка, убийства членов интеллигенции и элиты, уничтожение монгольской культуры и разрушений буддистских монастырей. Сотни тысяч монголов были репрессированы, политические партии прекратили свою деятельность, а массовое переселение китайцев значительно разбавило местное сообщество. В настоящее время традиции и уклад монгольского общества продолжают разрушаться. Точно такие же тенденции можно наблюдать и в других крупнейших китайских провинциях в отношении уйгуров и тибетцев, которые вместе с монголами так и не стали по-настоящему частями единого Красного Китая.

Лишь к ночи удалось добраться до более-менее приличного города, с населением в 2,5 млн человек. По китайским же меркам, это очередная небольшая деревушка. Назывался город Уланчаб, что в переводе с китайского значит «Красные горы». Большей частью тут живут китайцы. Монголов не более нескольких процентов.

Вокзал города познакомил с бессердечной системой китайской безопасности. В целях предотвращения террористических актов в Китае каждый вокзал и каждая станция метро оборудованы металлоискателями и везде сумки досматриваются по поводу опасных предметов, типа лака для волос. На вокзалах, особенно в неспокойных провинциях, вся эта ситуация усугубляется наличием огромных коридоров из турникетов, несколькими пунктами пропуска на пути, рентгенами и китайской армией с автоматами. Создается впечатление, что в стране идет борьба с распространением какого-то опасного вирусного заболевания - такие повышенные меры безопасности.

А вот происходящее внутри вокзала приводит еще в больший шок, чем происходящее снаружи. Люди повсюду. Заняты все два этажа. Китайцы сидят на лестнице, лежат на полу, места на сиденьях просто не найти, заняты подоконники и все остальные горизонтальные поверхности. Тут можно было бы разложить палатку, и никто не обратил бы внимания. Билетов на ночные поезда нет, а значит нужен отель.

Место было найдено. На следующее утро вышли на трассу вместе с табличкой с надписью «Пекин 北京». Все сработало, и мы добрались до Пекина, сменив 3 машины, пообщавшись с водителями фур на огромном 16-полосном участке пути и собрав урожай огромного китайского винограда в маленькой деревне. Вот и она - огромная и необъятная столица Поднебесной. Но сначала пара слов о сложностях и лишениях китайского автостопа.

       

Как взломать китайский автостоп

Может показаться, что автостоп в Китае не работает или что это мучительно сложно. На самом деле это не так. Просто в Китае автостоп кардинально другой, чем во всем остальном мире.

Китай пронизан сетью автобанов. Они быстрые, широкие, опасные, на них запрещено находиться и их тут очень много. Так что сориентироваться проблемно. Поэтому для поездок по Китаю автостопом понадобятся две вещи - онлайн карты Baidu maps, а также переводчик на китайский Baidu translate. Переводчик работает очень достойно. С его помощью можно донести мысль до своего попутчика, а он сможет ответить. А карты будут нужны, чтобы найти общественный транспорт, который довезет до автобана - они просты и подробны.

Второе, что нужно знать. В автостопе по автобанам три сложности:

●     попасть на автобан

●     оставаться на автобане

●     ориентироваться на автобане

Все входы и выходы на автобаны огорожены заборами, а официальные входы и выходы доступны только через «платилки» (toll-gates - ворота, где оплачивается проезд). Каждая «платилка» охраняется транспортной полицией Китая, которая следит, чтобы на трассу въезжали только машины, никаких пешеходов, мотоциклов и телег с конями. А ведь от «платилки» дороги могут расходиться в 4 разных направлениях, и искать того, кто едет, скажем, на восток, очень не просто, тем более через переводчик в телефоне. Поэтому нужно либо все же пытаться это сделать и тратить на это время либо пробираться на нужную ветку автобана.

Тут два варианта - искать дырки в заборах возле платилки (там еще и ров с водой часто бывает) или же шагать напролом и не оборачиваться в надежде, что они не начнут стрелять. Шутка. Они либо начнут кричать, либо не обратят внимания, либо пошлют вслед машинку, и тогда придется включить все свое обаяние, чтобы не ехать в участок.

Еще один вариант. Если не пускают, то можно просто попросить самих операторов «платилки» помочь. В 60% случаев они будут помогать ловить машину в нужном направлении. Китайский они точно знают лучше вас.

Представим, что нужная дорога найдена. Теперь вторая сложность. Водители будут в шоке, увидев вас. Останавливаться будут многие, чтобы узнать какая помощь вам нужна. Тут возникает еще одна проблема. Они будут пытаться увезти вас с автобана на автобусную или ж\д станцию, а это значит, что снова придется выбираться из города, что очень неприятно. Если сказать им, что денег нет, они будут покупать для вас билеты на поезда и автобусы, что тоже не совсем честно.

Если же все сработает и вы поедете вместе, то, скорее всего, водитель не поедет конкретно в нужный вам город и будет где-то сворачивать. Важное правило - никогда нельзя покидать автобан, ведь на него так сложно попасть. Поэтому необходимо просить высаживать либо перед «платилками», либо в сервисной зоне (service area - места для заправки и отдыха, есть у каждого города). Тут можно начать поиски новой машины. Можно использовать иероглифы на табличках машин, которые четко скажут о регионе водителя, либо просто начинать разговаривать с теми, кто выскажет желание помочь потерянному иностранцу.

И последнее. В связи с такой сложной системой автобанов и множеством городов в этой стране, я вижу смысл попытаться использовать табличку, чтобы сразу поймать ту машину, которая едет далеко и в нужный для вас китайский город. Писать, разумеется, на китайском. Но я этим пользовался только один раз в поездке к Пекину, и тогда мне это помогло.

Звонкие мегаполисы: Бэйцзин и Тяньцзинь

Поразительно, как изменилась природа всего за 200 км от границы с Монголией. Горы, высокая влажность, туман, где-то неподалеку Китайская стена. Вот в таком месте находится Пекин. Климат с жарким летом и засушливой зимой. Горы на Севере Пекина защищают его от наступления пустыни Гоби. Но все же иногда пропускают песчаные бури.

Правильнее произносить название города как «Бейцзин». Пекином его назвали миссионеры, которые прибыли сюда 500 лет назад.  На китайском название из двух символов, которые значат «Северная столица». Ну а вообще у этого города с историей больше чем в 3000 лет были еще десятки других названий. И все говорящие.

«Яньцзин» - литературное название города, означает «Столица Янь». Ведь тысячи лет назад не было Китая, а было Царство Янь. А во времена правления монголов город носил название «ХанБалык» (Великая резиденция хана), о чем в своих картах упоминал Марко Поло, который много общался с монголами. Вообще, с названиями городов в Китае очень сложно, ведь названия на русском, английском и китайском очень часто отличаются, поэтому сложно объяснить, какой город тебе нужен: Уланчаб, Уланцхабе или Уланчхабэу. Ну хоть «Бейцзин» то все понимают, как бы криво ты это не произносил.

Самая известная достопримечательность Пекина - это Запретный город или, в дословном переводе, «Пурпурный запретный город». Называется он так, потому что на протяжении 500 лет был доступен только для императора и его приближенных, пока в результате революции 1911 года последняя династия императоров не пала.

Считается самым большим дворцовым комплексом в мире. Тут почти 9000 комнат, а огорожен он от города большим рвом и высокими пурпурными стенами. Запретный город каждый год посещает почти 8 млн человек, а в летние дни может приходить до 80 000 человек в день. Поэтому летом тут даже есть квота на продажу - не более 80 000 билетов.

Кстати о билетах, есть хорошие скидки по студенческим. Так что, даже если вы давно не студент, потрудитесь найти свой старый студенческий билет. Едва ли китайцы разберут, что в нем написано, а на входе сэкономите.

Запретный город напоминает московский Кремль, разница лишь в том, что последний до сих пор остается запретным для простых смертных. По запретному городу можно долго гулять, ведь 720 тыс. квадратных метров - не шутки. Тут очень много разного символизма. Одни только названия чего стоят: зал Верховной Гармонии, Небесной чистоты, Объединения и мира, сад Долголетия, ворота Военной доблести. А еще он разделен на две части: внешний и внутренний дворец.

Во внешнем дворце император сначала принимал гостей, потом принимал их подношения, а после решал государственные вопросы, причем для каждого действия был отдельный огромный зал. Во внутреннем дворце все тоже было расписано по протоколу: отдельное здание для игр, отдельное для молитв, отдельно для посещения наложниц... Логика понятна. Не жизнь, а сплошной протокол. Не удивительно, что позже они отсюда переехали и жили в Летнем дворце.

Строили город тоже всей страной. Начали в 1406 году и за 14 лет отстроили. Правда, строили, в прямом смысле слова, миллион человек.

Пекин очень быстро развивается, и это несомненно вызывает множество проблем. Если с очередями город неплохо справляется, то пробки тут такие, что конца и края не видно. Даже 17 линий метро, 6 транспортных колец и 600 автобусных маршрутов не спасают ситуацию.

Важным опытом будет ощутить на себе давящую мощь всего 20-миллионного мегаполиса. А это почти 1400 человек на квадратный километр города. Помню, в Монголии было 2 человека на километр.

Некоторые очень любят пристально тебя поразглядывать, но в этом есть свой плюс - можно также пристально разглядывать людей вокруг и чувствовать себя нормально. В России и Турции за такое поведение можно было нарваться на сильное словцо. В общем, после пустынной Монголии и малонаселенной Сибири, жители многомиллионного Пекина начинают давить.

А еще - смог... Из-за роста количества автомобилей и предприятий, над городом часто виден густой туман. Порой это и вправду туман, ведь Пекин огорожен горами и тут очень влажный воздух, но намного чаще это смог из выхлопных газов, поэтому часть китайцев постоянно ходят в масках. Причем маски есть тут очень разные, некоторые подбирают маску под свою одежду, как аксессуар.

В целом проблема с загрязнением больших городов в Китае стоит остро. Уровень загрязнения воздуха превышает допустимый во много раз, особенно в таких городах, как Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Чтобы было понятно, вред от дня пребывания в таких городах примерно такой же, как от пачки выкуренных сигарет за день.

А ведь есть еще прямая связь между загрязнением и заболеваемостью раком. В Пекине за 10 лет случаи заболевания раком увеличились с 63 до 10000. По всей стране за последние 30 лет смертность от рака легких возросла на 465%. Проблема с загрязнением настолько опасна, что Китай фактически виноват в 30% загрязнения воздуха в Сан-Франциско в США по другую сторону Тихого океана.

Пекинский смог и Запретный город - две важнейших достопримечательности Пекина. Но есть кое-что еще, без чего нельзя представить Пекин. Серая кладка кирпича, мелкие дворики, красные двери - это пекинский хутонг. Средневековые жилые райончики, некоторым из которых более 800 лет.

Это не трущобы в центре города. Тут живут совершенно разные слои населения. Чаще всего дворики включают несколько домов, туалеты на улице через каждые 50 метров вдоль переулков, семейные уютные кафешки, кругом развешено белье и складируются ненужные вещи. Встречаются отреставрированные хутонги, там уже не так интересно.

Всего в 50 км от Пекина находится город Тяньцзинь. Этот город имеет особый статус в Китае. Кроме него, таких есть еще 3 - это сам Пекин, Шанхай и Чунцин. Фактически это отдельные провинции, которые состоят из отдельного города.

Тяньцзинь непосредственно подчиняется властям Китая. Тут живет почти 15 млн человек. Развивался город как раз за счет того, что был воротами и главной дорогой в столицу с моря. Когда в Китае шли Опиумные войны, Тяньцзинь разделили между разными странами Европы. В результате тут существовали и сохранились до сих пор российские, бельгийские, французские, японские и немецкие районы. Сейчас с Пекином налажено отличное транспортное сообщение, поэтому многие жители Тяньцзиня живут тут, а на работу ездят в Пекин - всего 30 минут на скоростном поезде, если удастся быстро пройти кордоны и КПП, которые защищают вокзалы от террористов.

День в Тяньцзине можно запросто провести, гуляя по бесплатным музеям города или зайдя в огромную Центральную библиотеку. Тут, в разделе иностранной литературы, можно жить. В библиотеку можно проходить свободно, не спрашивают ни документов, ничего иного. Поразительный контраст с теми мерами безопасности, которые есть в других общественных местах.

Великий Китайский дракон из космоса

Разумеется, нельзя побывать в Китае и не увидеть Великую Китайскую Стену, ведь добираться до нее лучше всего из Пекина. Но вот тут сразу возникает загвоздка, потому что все знают, что она где-то есть на Севере Китая. Все знают, что она длинная - почти 9000 км. Все знают, что по ней нельзя пройти от начала и до конца, потому что она состоит из кусков, которые по-разному сохранились. Все знают, что строили ее для защиты от монголов, но без особого успеха. Знают, что строили всей страной несколько тысяч лет, при этом сотни тысяч людей погибло и их просто замуровывали в стену. Знают, что ее не видно из космоса, а если и видно, то это оказывается река, а не стена.

Строить стену начали еще в III веке до нашей эры. Тогда Китай даже империей не был, а просто собранием разрозненных царств, которые воевали одно против другого. Масла в огонь подливали еще и кочевники из северных степей. Но в те времена кочевники не умели штурмовать высокие стены городов, так что чья-то мудрая голова придумала окружить всю империю огромной стеной. Начали в разных местах, в разное время, в надежде, что и так сойдет. Позже забросили.

При императоре Цинь Шихуанди образовалась могущественная китайская империя. Надо было ее оградить от необразованных кочевников на севере. Тогда решили начать соединять уже отстроенные куски. Но, как это часто бывает, генподрядчик был выбран так себе. Какой-то там полководец плохо организовал весь процесс, и в результате строители гибли сотнями тысяч. Оно и понятно, потому что стену строили прямо по гребням горной цепи, как бы вписывая в рельеф, а это вовсе не простая задача. Кстати, какое-то время стена была отличной дорогой для войск и торговцев. Кроме этого, она выполняла роль телеграфа, где при помощи сигнальных огней передавались сообщения.

За строительство Великой стены на протяжении нескольких тысячелетий брались несколько династий. Я там был и видел, как быстро она разваливается. Так что современная Китайская стена большей частью построена при одной из последних династий, а еще большей частью отреставрирована, ведь ветер, эрозия, урбанизация и вандализм ничего не щадят.

Сначала строили из подручных материалов - просто трамбовали землю. Поэтому в тот период в народе стену называли «Земляной дракон». Потом начали использовать каменные конструкции и, наконец, полностью делать все из камня и каменных блоков.

Правда, зря они использовали клейкую рисовую кашу вместо цемента. Тем более что как оборонительное сооружение, стена особо не помогала, хотя ни один гид-патриот вам об этом не скажет. Враги находили слабо укреплённые участки, обходили с других сторон или просто подкупали стражу. Так что ни гуннов, ни тюрков или Чингисхана с монголами она так и не остановила. А вот затраты людских ресурсов были огромными, и поэтому некоторые династии пали из-за народного недовольства во время строительства этого символа нации.

Большой скачок в экономике и цензура в интернете

После Второй Мировой войны Китай был страной, понесшей сравнимые с СССР потери в экономике и демографии. Если в СССР погибло 27 млн человек, то Китай потерял 15 млн. На тот момент это была просто нищая страна без денег, промышленности и даже дорог. Население голодало, люди продолжали умирать, средняя продолжительность жизни едва превышала 35 лет. Потом к власти  пришли коммунисты, и началась в стране стройка новой системы и, несмотря на все допущенные ошибки, политика «Большого скачка» в синтезе с трудолюбием китайцев и желанием восстановить былое величие дали положительный результат.

Ведь Китай в древности был одной из самых успешных цивилизаций, которая даже в своей изоляции не отставала от промышленных революций стран Европы. Поднебесная стала родиной печати, компаса, фарфора, шелка, бумаги, пороха, парашюта, подвесного моста и спичек. Первые ветряные мельницы появились тут еще в 200 году до нашей эры, в это же время тут появилась первая скважина по добыче природного газа.

Сама власть коммунистической партии была важным элементом в этой системе, ведь несмотря на смену лидеров, общий политический курс оставался единым, а значит была возможность планировать на долгое время. Я так и не смог удостовериться, но ходят слухи, что в одном из музеев Пекина есть стратегия развития Китая на 300 лет, где китайцы выкупают значительную часть Сибири и Юго-Восточной Азии. Только задумайтесь, как это интересно, когда в твоей стране есть планы на следующие 300 лет.

Сейчас коммунистическая партия Китая все еще сильна, но уже начинает сдавать свои позиции. Во всяком случае, большинство молодых людей не поддерживает политику Компартии, хотя пока не в силах выражать свое мнение открыто. Ведь нарушить права рядового гражданина в Китае, как тарелку риса съесть - обычное дело.

По всей стране все еще развеваются огромные красные флаги, на домах и заборах красными иероглифами выведены лозунги во славу партии, которую не принято обсуждать в негативном ключе. Китайский коммунизм - очень странный, пронизанный грубыми нитями капиталистической философии, по определению самой Компартии - «социализм с китайской спецификой».

Экономическое чудо произошло и в послевоенное время: население Китая выросло почти в 30 раз, а экономика заняла второе место после американской. Большинство экономистов пророчат ей первое место в будущем.

Продолжительность жизни выросла в два раза. По объемам промышленного производства многих продуктов, а также по добыче ископаемых, Китай опередил все страны мира, став мировой фабрикой и мировым огородом.

Не так давно ВВП Китая рос как на стероидах и удваивался каждые 7 лет. Китай постепенно снижает долю государственной собственности в экономике и объявил в Конституции о том, что право на частную собственность неприкосновенно, благодаря чему вскоре вышел на первое место в мире по привлечению инвестиций.

Сейчас китайцы сами активно инвестируют. Почти вся Юго-Восточная Азия в их руках, причем за деньги они выкупают даже природное достояние таких бедных стран, как Лаос, Камбоджа и Вьетнам. На нашествие китайских инвесторов жалуются в Австралии и Южной Америке. Здесь они массово скупают собственность и получают право на добычу природных ископаемых. Приоритетным для Катая стала Африка, именно в «Чёрный континент» Китай инвестирует больше всего и, видимо, имеет чёткие планы на будущее.

Ярким примером того, как быстро развивается Китай, может быть просто число производства цемента. Так вот, по этому показателю он опережает США в 80 раз. Только за 3 удачных года Китай произвел больше цемента для собственных нужд, чем США за весь 20-й век. Армия строителей в Китае просто не поддается подсчету. Чтобы не сбавлять темпов экономического роста и ввода нового жилья, они строят не по одному дому, а сразу десятки городов. В результате чего появляются города-призраки, в которых просто никто не живет.

А вот промышленность в Китае находится совершенно на разных уровнях. В одних местах почти 80% работы на заводе выполняют роботы, а в деревнях все производство происходит кустарным путем. Причем последнее нужно видеть своими глазами. Здесь применяется настолько широкое разделение труда, что в деревне китаец всю свою жизнь фактически жмет одну и ту же кнопочку или отрезает одну и ту же железку, изо дня в день, миллионы раз.

В китайских интернет-магазинах можно найти все что душе угодно, хотя порой и низкого качества. Например, через 3 дня после своего падения на Землю на Таобао появился осколок челябинского метеорита. Из интересных услуг можно арендовать человека – для знакомства с родителями в качестве жениха.

На данный момент большая часть Китая все еще живет в деревнях и занимается сельским хозяйством. Только деревни эти очень большие. Обрабатывается каждый клочок земли. Если Россия все-таки сдаст Сибирь в аренду Китаю, то там уж точно поля простаивать не будут. Китай проводит курс на продовольственное обеспечение и успешно кормит 25% населения планеты за счет своих 10% пахотных земель.

О чем еще следует упомянуть, так это о Великом Китайском фаерволе, т.е. тотальной цензуре и запрете на использования многих сервисов, которые широко используются в остальном мире. Как, например, поисковик гугл, фейсбук и инстаграм, а также многие другие сервисы, которые стали нормой жизни.

На самом деле, сложно представить, как глубоко некоторые сервисы вошли в твою жизнь, пока не столкнешься с их отсутствием. Начинаешь искать, как обойти китайский фаервол, а по умолчанию поиск в гугл. Попытаешься найти название следующего города на карте, а карта тоже от гугл. Нашел китайскую карту, попытался перевести с китайского на английский, но и переводы тоже делал гугл. Потом нашел сервис помогающий обойти фаервол и скачать ВПН, зарегистрировался в нем, вот только письмо с подтверждением снова пришло на почту гугл…

Цензура возникла почти в то же время, когда в Китае появился интернет. Партия запретила посещать некоторые веб-сайты, которые считает вредными или опасными для себя. Фильтрация трафика тут всеобъемлющая. Так что этим занимаются не только государственные конторы, но и тысячи частных компаний.

Контролируется содержание веб-страниц, форумов, досок объявлений и даже электронная переписка. За комментарии или оппозиционные высказывания вас ждет тюрьма. Систему фильтрации дополняет набор законов, регулирующих работу СМИ, защиту государственной тайны, контроль трафика и работы провайдеров, а права на неприкосновенность частной жизни не уточняется нигде.

В связи с запретом всех популярных сервисов китайский рынок предоставил свои аналоги, причем очень достойные, ведь объем внутреннего рынка в Китае просто огромен, плюс намного легче контролировать собственные компании.

Появились свои поисковики и онлайн-переводчики, свои карты и социальные сети. Однако по факту нет популярных аналогов соцсетей, в общепринятом понимании. Все ограничено мессенджерами. И это неслучайно, ведь исторически китайцы всегда старались изолироваться от общества, от внешнего мира. Им намного интереснее написать частное письмо своему другу, чем опубликовать фото на всеобщее обозрение.

Зато почти каждый китаец, даже пенсионер, имеет свои сенсорный мобильный телефон и доступ в интернет. А вся виртуальная социальная жизнь китайцев проходит в мессенджере «Вичат». Тут есть возможность знакомиться с людьми поблизости, делать покупки, пересылать деньги в подарок, делиться ссылками и фото, переводить с китайского на любой другой язык. Весь онлайн-бизнес работает в этом мессенджере, поиски работы также тут. Если хотите увидеть, как будет выглядеть мессенджер будущего, то отправляйтесь в Китай.

Голова творца Вселенной и Пять священных гор Поднебесной

Неподалеку от огромного Тяньцзинь находится небольшой городок Тайань, а в нём находится священная гора Тайшань. Именно ради неё и стоит сюда приехать.

В целом, многие горы в Китае священны и сакральны. Причем это относится как к даосизму, так и к буддизму. Ведь так уж повелось, что крупнейшие монастыри китайцы строят чаще всего в горах. Так в стране появились «Пять великих гор Дао» и «Четыре священных горы Буддизма», которые стали центрами массового паломничества китайцев. На каждую гору ведет не просто тропа, а целая гармошка огромных каменных ступеней. На вершине же вас будет ждать священный храм.

По преданию, пять великих гор возникли, когда тело творца Вселенной распалось на пять частей. Из его головы получилась гора Тайшань, наиболее почитаемая всеми даосами. Географически горы расположены так, что образуют крест, и каждая из них однозначно стоит посещения, так как находится в совершенно в разных частях Китая. Именно поднимаясь на священные горы Китая, можно понять, почему страну зовут «Поднебесной», ведь смена облаков тут происходит постоянно, прямо на глазах.

Гора Тайшань или "Гора Восхода" имеет высоту всего 1545 м, но не придется нигде карабкаться, потому что на гору ведет огромная лестница и 7200 ступеней, что примерно равносильно подъему на 300-этажное здание. Как это обычно бывает, гора внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что отражается на ценах. Восхождения на разные священные горы Китая будет колебаться от 20 до 80 американских долларов. Но благо что всю гору огородить сложно, так что всегда найдется путь, который каждому по карману.

Паломничество на вершину священных гор для китайцев очень важно. С древнейших времен сюда поднимались все императоры Китая, чтобы обратиться к Небу и по другим личным вопросам. Вдоль зигзагообразной лестницы, ведущей на гору, расположены сотни храмов и других святилищ для почитания богов.

Поднимаясь на гору, я не раз видел, как какой-то трехсотлетний китайский старичок медленно, но уверенно добирался до вершины. Медленный шаг, мятая пижама, трость, значок коммунистической партии и медаль на груди. В такие минуты очень жалеешь, что не можешь подбодрить человека на его родном языке. По преданию, те, кто прошел путь до вершины на своих двоих, будут жить 100 лет. Так что он тут, судя по всему, уже не в первый раз продлевает себе жизнь. Вообще старики в Китае творят невероятные вещи. Они очень активны и подвижны, но об этом я расскажу позже.

Вершина Тайшаня. Позади 7200 ступеней. Тут много разных храмов, но самый главный расположен на Пике Нефритового Императора. В целом даже при подъеме встречается очень много святынь: настенные росписи, которым более 1000 лет, кипарисы, которым 1500 лет. Уже во время спуска на себя обращают внимание люди, которые идут вверх с фонариками и пакетами с едой. Они идут на гору на ночь, чтобы переночевать в отеле на вершине и встретить рассвет. Это тоже общепринятая традиция, так как на рассвете меньше всего облаков; поэтому многие восхождения на священные горы китайцы осуществляют именно по ночам, чтобы потом наслаждаться первыми лучами солнца и священными видами. Хотя китайцы не умеют смотреть, они просто фотографируют и уходят.

«Южная столица» и рай для «лаоваев»

После гор путь стоит держать дальше на юг, в город Нанкин. Однако если вы кому-то скажете, что едите в Нанкин, то никто не поймет. Название на китайском звучит как Наньцзин, что значит «Южная столица». Как понятно из названия, город ранее был столицей Китая.

Когда ловил машину в Нанкин, то стоило выбраться на трассу, как первая же машина отвезла обратно в город. Попытки выговорить 5 выученных китайских слов с десятками разных интонаций ни к чему не привели, водитель давал понять, что знает, что делать. Отвез на железнодорожный вокзал, посадил в скоростной поезд, который едет со скоростью 305 км\ч. Такие ситуации в китайском автостопе происходят довольно часто, так что решение за вами, соглашаться на такое или нет. Билеты на скоростные поезда очень-очень дорогие, при том что огромная скорость и перегрузка в поезде ощущаются намного сильнее, чем в самолете.

Вот и Южная столица, основанная еще до рождения Христа. Когда-то именно здесь началось восстание за независимость от монгольского ига. Образовалось новое небольшое, но очень гордое царство Мин. Для уха белоруса словосочетание «Минская династия» звучит особенно мило.

Позже столица вернулась на север. Но Нанкин долгое время сохранял статус резервной столицы на тот случай, если северную захватят какие-нибудь маньчжуры. Ключевую роль Нанкин сыграл и во время революционной борьбы Юга и Севера страны, Китайской республики и Китайской народной республики. В годы Второй Мировой войны Нанкин стал известен печальным событием - страшнейшей резней, учиненной Японией. По этим событиям написано много литературы и снято множество фильмов.

Здесь находится мавзолей «отца китайской нации» Сунь Ятсена. Этот человек был фактически первым президентом Китайской Республики. Он, как Ленин, много писал и рассуждал о будущем Китая, совершил кругосветное путешествие, когда изучал достижения разных стран. А когда он был при смерти, то попросил похоронить его в месте, подобном мавзолею Ленина. Так и сделали. В этом мавзолее размещен памятник. Тут же, где-то совсем недалеко, находится мавзолей одного из императоров. А местность носит живописное название - «Пурпурная гора».

В Нанкине сохранилось много памятников времен Династии Мин, сохранилась оборонительная 33-километровая стена вокруг города, в отличие от снесенной городской стены Пекина, а также множество музеев. Один из них - музей китайского шпионажа с секретными документами, но туда вход только для китайцев. Знаменит город своими мастерами и художниками, которые делали шедевры в виде платьев из павлиньих перьев, букетов из 2000 золотых роз и пельмешкек весом 2500 кг.

Во всех больших городах Китая, к коим относится Нанкин, можно встретить множество иностранцев. Оно и не удивительно, ведь Китай - уникальное место. Обычно быть иностранцем в чужой стране – значит влачить не самое лучшее существование. А если ты еще и языка не знаешь, то пиши пропало. Но только не в Китае.

Тут «лаоваю», т.е. «белому человеку», очень комфортно жить и работать, даже без знания языка. И дело не только в том, что китайцы любят иностранцев, а еще и в том, как легко и просто тут найти работу. Самый простой вариант - это работа учителем английского. За каких-то 20 часов в неделю можно зарабатывать 1500$ и жить в свое удовольствие в одном из крупнейших городов Китая.

Поэтому многие сюда приезжают просто немного заработать, но в столь комфортных условиях забывают обо всем и остаются жить гораздо дольше запланированного.

Пара слов о том, как быстренько найти работу в Китае. Конечно же, через местный мессенджер. Подпишитесь на нужные паблики и получайте ежедневно по десятку предложений о работе учителем. Очень популярна работа моделями, go-go танцорами, певцами, гимнастами, музыкантами, диджеями. Эти и другие таланты тут просто нарасхват. Причем, множество возможностей с пометкой «срочно». Сотни агентов-посредников ищут работу для приезжих иностранцев с опытом и без опыта работы.

Огромное количество русских, украинцев и белорусов пишут в эти паблики и предлагают свои услуги. Каждые несколько часов кто-то ищет европейских или славянских девочек с красивой внешностью во вновь открывшийся китайский клуб с пометкой о том, что придется выпивать с клиентами. А что касается го-го, так это просто хит - с таким количеством вакансий по go-go танцовщицам складывается ощущение, что Китай готовит свой иностранный легион go-go танцовщиц для захвата мира.

Крупнейший в мире морской порт и визовый вопрос

Всего в 300 км от Нанкина расположен Шанхай - крупнейший в мире морской порт. Понимаешь это, только когда и днем и ночью видишь корабли, баржи и крейсеры, которые снуют туда-обратно, как машины на оживленной улице. Возможно, поэтому первые два иероглифа в названии города переводятся как «верховья моря». На западе город называли по-разному: «Восточный Париж» и «Жемчужина востока», а в период разгула порока, наркотиков и проституции в 1920-е его называли «Шлюхой Азии». Для меня он предстал во всех вышеперечисленных ипостасях.

Деревушка на месте Шанхая изначально развивалась как порт, за счет удачного географического положения. Ударный рост пришелся на XVIII век, когда англичане стали ввозить через Шанхай опиум для народа. Попытка властей запретить этот пагубный для нации товар закончилась тем, что Британия фактически взяла город под свой контроль и сказала, что «Шанхай-наш». После этого проигрыша в опиумной войне в Шанхае образовались целые районы, подвластные Англии и Франции. Они сохранились и до сих пор. Один из них называется французской концессией. Тут своя архитектура, отличная от китайской, красивые парки, но в целом больше ничего, напоминающего Францию.

Раньше в обустроенные кварталы для иностранцев китайцы допускались только по разрешению, при этом коренное население жило в тесных бараках всего в паре минут ходьбы. Иностранцы назвали эти поселения, совершенно непредвзято, «собачьими лачугами», так как в них селилось по 20 человек, приехавших из провинции на заработки, одновременно. Сейчас ситуация с жильем исправилась, а Шанхаю в наследство достался этот неповторимый архитектурный дурдом.

Позже на территории Шанхая обосновалась еще и Япония, которая построила тут много разных заводов, и Шанхай стал не только важнейшим портом, но и промышленным центром. А еще позже Шанхай получил статус города со специальным значением и начал развиваться как финансовый центр и ворота для иностранных инвестиций в экономику Китая. Поэтому и по сей день экономика Шанхая растет намного быстрее, чем в любом другом городе и регионе в Китае. Вот такой путь от удачно расположенной рыбацкой деревушки до крупнейшей 25-миллионной деревушки в Восточной Азии.

В городе часто можно встретить и русских. Первые русские в Шанхае начали появляться еще в XIX веке. Это были купцы и торговцы. Позже сюда было налажено сообщение между Шанхаем и Владивостоком. Но тогда число мигрантов не превышало нескольких сотен. Сильная волна миграции началась после Октябрьской революции, когда сразу тысячи русских поселились в Шанхае.

Они поселились на территории Французской концессии, которую вскоре стали называть - Русской. Начали заниматься предпринимательством, открывать магазины и лавки. Позже и о культуре задумались. Появились русские театры и школы. А затем где-то тут поставили памятник Пушкину - единственный памятник иностранному писателю во всем Китае. Есть в Шанхае и православный храм, который был построен одним купцом из России.

После начала Второй мировой войны почти все русские отсюда уехали. Осталось меньше сотни. И только ближе к 1980-м годам они снова начали сюда возвращаться. Сейчас тут вновь много бизнесменов и предпринимателей из России, а также студентов, которые учатся по обмену или просто изучают китайский.

Визитной карточкой города стал район Пуду, что в в переводе значит «Река востока», а по факту - это самый современный район, финансовая столица всего Китая, где размещены самые космические здания. Самым известным из них является телебашня «Жемчужина востока». Район постоянно растет в высоту, появляются все новые небоскребы и офисные здания.

Моя китайская виза была выдана всего на месяц, что катастрофически малый срок для такой большой страны. Очутившись в Шанхае, осознал, что остается всего 14 дней. А расстояние до границы с Лаосом было солидным - почти 4000 км. Визы в Китае можно продлевать не более того срока, на который она была выдана. То есть по идее можно получить еще 30 дней, если миграционная служба Китая сочтет мотивы остаться в стране оправданными.

Визу продлевать можно в миграционных службах во многих городах. Если вам откажут в одном месте, то не стоит отчаиваться и надо обязательно попытаться в другом. Где-то смотреть будут жестче и потребуют больше документов, где-то меньше. Например, мне в Шанхае отказались в одном окне, сказав, что туристическую визу продлить нереально и они этим не занимаются. А через 10 минут офицер в другом окне выдал список необходимых документов.

Среди документов больше всего проблем вызывает временная регистрация по конкретному адресу. Её должен дать ваш китайский друг, предварительно заверив в полиции. Либо отель, в котором вы остановились и проплатили ближайшую неделю или две. Но имейте в виду, что в Китае не все отели имеют право принимать иностранцев официально. Проще всего прийти в любой молодежный хостел, оплатить одну ночь и попросить регистрацию на следующие две недели. Дальше неделя ожидания, и вот в паспорте новый китайский стикер.

Конец первой части

В следующей части я расскажу о путешествии по континентальному Китаю, подробнее расскажу о китайской кухне и борьбе с рождаемостью, а также подготовлю обзор китайской монастырской традиции.

Шок от Китая позволяет значительно расширить рамки мышления. Стереотипы пропадают, и приходит понимание, что жить можно по-разному. И это один из важнейших уроков, который преподносит Поднебесная.

- Котик...

- Да, зая...

- У нас ничего не получится. Мы совершенно разные животные.

еще

Как вы относитесь к парадам в центре Минска?

Нужны ли парады в центре Минска?

  • Да, это дань памяти людям, которые отдали жизни за независимость Беларуси, и демонстрация мощи нашей армии врагам 184 (30,8%)
  • Нет, это лишь напрасная трата бюджетных денег и порча дорог 394 (65,9%)
  • Мне все равно 20 (3,3%)
Загрузка...