17. 04. 2017

Кругосветка: Шокирующий Китай — часть 2

Белорус Павел Андреевский продолжает путешествие по Китаю. Сегодня - продолжение истории Павла о путешествии.

 

 

Ранее в спецпроекте «Кругосветка»:

Шокирующий Китай. Часть 1

Необычная Монголия

Мощная Сибирь

Меняющийся Казахстан

Двуликий Азербайджан

Непризнанный Нагорный Карабах

Светская Турция

Удивительные Грузия и Армения

Гостеприимный Северный Кавказ

 

 

Часть 2

Китай - это точно не та страна, о которой можно говорить кратко и проехать быстро. В предыдущем материале я только подвел вас к знакомству со страной.

Я пересек границу с Монголией и сквозь дикую китайскую провинцию добрался до Северной столицы. Побывал на Великой Китайской стене и главной Священной вершине Китая. Посетил Южную столицу и крупнейший морской порт на планете, познакомился с цензурой в китайском интернете, нашел легкую работенку для человека с белым цветом кожи и продлил визу в миграционной службе. Но что точно заслуживает обсуждения, так это китайская национальная кухня.

Китайская кухня 

Пришло время немного узнать о китайской кухне... И не только о кухне, но еще и о пищевых пристрастиях китайцев, особенностях китайского общепита. Идеальным словом для описания китайской кухни, на мой взгляд, будет слово «влажная». Тут все всегда в каком-то либо бульоне, либо соусе, либо в другой жидкости, о которой бывает лучше не знать. Кроме этого, китайская еда еще и очень жирная, так как готовится в большом количестве масла.

В Китае добавляют усилитель вкуса или глутамат натрия во все пищевые продукты. Глутамат является такой же популярной пищевой добавкой, как соль и перец. Он продается во всех магазинах. Сейчас, правда, китайцы начинают осознавать пагубность этой добавки и кое-где уже можно встретить ярых борцов за еду без усилителей вкуса. Меня же с непривычки и по незнанию постоянно удивляло, отчего вся китайская еда такая вкусная и насыщенная.

А вот настоящие ценители и просто любители китайского чая будут очень огорчены, приехав в Китай. Потому что тут чай почти не пьют. Почти нигде. Основным напитком в китайском общепите является кипяток. Если спросишь про чай, то тебя не поймут и посмотрят с широко раскрытыми узкими глазами. Если настоишь на своем, то принесут кипяток. Чай для себя местные покупают только в пластиковых бутылках охлажденным и с молоком. Лишь в нескольких местах я встречал, чтобы люди заваривали чай. Видимо, «китайский чай» - это просто популярный бренд с интересной историей на экспорт.

На юге Китая кухня зачастую более острая. Впрочем, получить порцию острой еды можно в любом месте, если попросить. В интернете популярна байка о том, как китаец прожег в слизистой оболочке желудка сквозное отверстие из-за того, что сильно любил очень острый и очень горячий суп.

Тут принято покупать еду на улице. В спальных районах днем и ночью стоят мелкие палатки и мангалы, где огонь из газовой горелки поднимается высоко вверх, а люди готовят китайские снэки, шашлычки из всевозможных овощей и мяса, какие-то не понятные мне деликатесы. Пару раз попадались булочные, где продают только что испеченный, свежий хлеб. Правда, и тут вышел прокол. Для меня это так и осталось загадкой, как можно было совместить свежую выпечку, карамель, изюм и соленое мясо внутри.

В целом, у китайцев много вкусовых странностей. В местных супермаркетах продаются такие интересные вещи, как пряники с луком, жареные каштаны, мясные конфеты, протухшие яйца, сладкая копченая колбаса, сладкий непортящийся хлеб, булочки с фасолью, куриные лапки. А в рыбном отделе часто можно встретить змей, черепах и лягушек, тритонов. Интересно было бы увидеть, как их готовят.

Забавно и то, что субпродукты животных в Китае стоят дороже чистого мяса. Все то, что белорусы в пищу почти никогда не употребляют, в Китае ценится особо. Внутренние органы, куриные лапки и даже головы - самое-самое для каждого китайца. Так что они никогда не поймут, почему гость воротит нос от этого деликатеса в сторону обычной куриной грудки или ножки. В некоторых местах вам специально выловят лишнюю лапку в суп, чтобы сделать приятно.

А вот с молочной продукцией у китайцев не сложилось. Они не едят творог и не пьют молоко - исторически. Почему? По этому поводу существует много теорий, связанных с дороговизной коровы в древности, непереносимостью лактозы, что ничем не подтверждено в реальности. Сейчас в супермаркетах можно найти пастеризованное молоко и импортный сыр. Причем молоко продается в дорогих упаковках, подобно качественному алкоголю. О твороге, кефире и сметане даже не мечтайте.

Но есть и хорошая новость. Если вам захотелось чего-либо из вашей национальной кухни, например, творог, тушенку или соленые огурчики, то это все легко заказать в интернете - доставят прямо под дверь.

Чаще всего в ресторанах подают лапшу или рис с какими-то добавками. Вообще, в Китае рис - это как хлеб. Его едят в прикуску со всеми блюдами. А лапша везде разная. Я вот, заказывая один и тот же вид лапши, всегда получаю совершенно разные порции. Потому что вся лапша домашняя и готовит каждый по-своему, чаще всего прямо при вас. В ресторанах суп подают в двухлитровых тарелках. Здесь это не полноценное блюдо, а только бульон.

Такая бурная популярность китайских ресторанов и уличной еды связана с тем, что китайцы редко готовят дома. Возможно, проблема в том, что кухоньки у них маленькие (зато гостиные огромные). Духовки и плиты обычно нет. Только чайник электрический, рисоварка и микроволновка. Очень часто нет набора кастрюль, ножей и тарелок - нет тех вещей, которые есть даже в самой мелкой квартирке в Беларуси.

Из других деликатесов тут популярны суп, сделанный из птичьих гнезд и плавники акулы. В целом, они считаются деликатесами не только в Китае, но и почти во всей Азии. Их деликатесность и дороговизна объясняется сложным процессом производства и малыми порциями, ведь сколько тех плавников у акул и сколько тех гнезд.

Ну и напоследок байка о китайских искусственных продуктах. В интернете можно встретить много видео о том, как китаец добавляет в воду краску и через пару секунд достает свежий резиновый салатный лист. Также широко налажено производство поддельных яиц. В отличии от ленивой курицы, один китаец может изготовить примерно 1500 штук в день. Внешне все похоже на яйцо, но по составу и вкусу это нечто иное, тягучее и, скорее всего, не самое полезное.

Западное озеро в китайском раю и Жёлтый император

Неподалеку от Шанхая расположен город Ханчжоу. Всего 700 лет назад он был столицей одной из китайских династий и самым населенным городом на планете. Среди прочего, в городе расположено известное на весь Китай озеро Сиху - «Западное озеро», окруженное старинными китайскими дворцами, пагодами и ботаническими парками. Место по-настоящему интересное и необычное. Озеро стало известно во всем Китае, когда его начали описывать в своих произведениях китайские поэты, именно они и дали ему такое поэтическое название. В древности же водами из озера орошались все местные поля, чтобы обеспечить китайских крестьян едой.

Озеро вместе с красивейшим парком и древней историей сделали город центром туризма "выходного дня" для китайцев. Местные власти постоянно украшают город. Городские власти следят за экологией: высаживают деревья и накрывают молодую траву одеялом, чтобы она не замерзала. Недаром в Китае есть поговорка о том, что «на небесах есть рай, а на земле есть Ханчжоу».

В городе удалось познакомиться со студентами из Пакистана. Должен сказать, что пакистанцы - одна из самых несчастных наций на планете, потому что они не могут путешествовать. Почти все страны ввели для них сложнейшие барьеры к получению виз. Однако у Китая очень хорошие отношения с Пакистаном, прямо как у России и Беларуси.

Многие китайцы на вопрос о самом важном и любимом соседе назовут Пакистан. Китай активно инвестирует в эту страну, поэтому пакистанские студенты считают, что знание китайского языка и законодательства будут очень полезны для работы по укреплению сотрудничества.

Всего в 200 км от Ханчжоу расположена красивейшая китайская горная гряда, которая называется Хуаншань, или «Желтая гора». Названа она так не из-за того, что там где-то есть желтые цвета, а в честь желтого императора Хуан Ди, который жил в этих местах. В мое личном рейтинге - это самое красивое место в Китае.

Когда видишь Желтую гору, то понимаешь, почему Китай называют «Поднебесной». 77 вершин Желтой горы находятся в облаках, которые то расходятся, то сгущаются, открывая перед тобой сказочные по своей красоте виды. Еще минуту назад ты не видел ничего дальше 10 метров - и вот уже перед твои взором предстают пики гранитных скал, покрытых соснами и огромными китайскими иероглифами. А еще через 10 минут все вновь скрыто белой дымкой облаков и влажного тумана.

Горы Хуаншань собирают вокруг себя много облаков, потому что являются первыми горами на пути влажного воздуха, идущего из Тихого океана. Кстати, благодаря тому что многие вершины расположены выше уровня образования облаков, тут часто происходят необычные световые явления, которые китайцы зовут «Светом Будды». Суть его в том, что вокруг тени человека образуется ореол. В древности считалось, что так к человеку приходит просветление.

У подножья находится мелкий китайский городишко, который, кажется, всегда закрыт облаками и облит ливнями. Ходить придется много. Путь наверх - по полужелтому, полузеленому осеннему лесу, густой туман, влажность такая, что хоть воду выжимай. Для ленивых работает канатная дорога.

Желтая гора - очень популярное место среди китайских туристов, о чем говорит цена в 40 долларов за вход. Благо, горную гряду огородить забором полностью невозможно, но китайцы почти на отлично справились и с этим. Найти вход было непростой задачей. И как уже было сказано выше, Желтая гора оказалась сказочной красивой. Недаром ЮНЕСКО включил эти места в список «объектов исключительной природной красоты».

Склоны покрыты массивным бамбуковым лесом. Восходы и закаты приковывают внимание своим очарованием. После длительных прогулок можно прекрасно расслабиться в горячих источниках у подножия. Не зря китайские поэты и художники воспевали именно эти места.

Спустя пару дней вернулся в Шанхай, забрал паспорт с продленной визой и отправился вглубь страны. В места, где когда-то начинался Великий Шелковый путь, в места зарождения Школы боевых искусств Шаолиня, в места, из которых рукой подать до Тибета.

Борьба с рождаемость в Китае

Только ленивый белорус не пошутил в своей жизни на тему высокой рождаемости и численности китайцев. И вправду, если всех китайцев заставить пройти перед вами в колонне по одному, то она никогда не закончится, благодаря скорости воспроизводства населения.

Китай – четвёртая по площади и первая по численности населения страна в мире. Каждый пятый человек, живущий на планете – гражданин Китая. Так что тут проблема роста населения стоит острее, чем где бы то ни было.

Около двух лет назад Китай пересмотрел одно из главных ограничений: «одна семья – один ребенок». За время существования этот закон создал множество проблем для жителей страны, но, тем не менее, стал основой экономического процветания. Сейчас же начало ощущаться негативное последствие ограничения рождаемости, а посему возник новый лозунг - «два ребенка в одной семье». А вот и история вопроса.

Борьба с ограничением рождаемости началась примерно после Второй Мировой войны, в которой Китай потерял около 15 млн человек. Страна была бедной и аграрной, восстановление шло медленно, уровень жизни был низким, но население росло быстро, так как в среднем на одну женщину приходилось почти 6 детей, а это еще больше увеличивало нагрузку на экономику и ресурсы страны.

Первые попытки ввести программу ограничения рождаемости в некоторых районах дали эффект, но в целом по стране рождаемость только увеличилась. Следующая попытка ограничить рождаемость была предпринята во время Культурной революции и была направлена на жителей городов. Но тогда процент городских жителей был ничтожным по сравнению с остальным Китаем.

Затем новая волна, на этот раз под лозунгом «позже, дольше, меньше», что значило жениться позже, делать интервалы в рождении детей и в целом рожать поменьше. Широко была запущена реклама контрацептивов. Возросло количество абортов. Тогда действовало ограничение по 3 ребенка на семью, и вот около 40 лет назад появился новый принцип «одна семья – один ребенок».

Если лимит превышен, то приходится платить штраф, который в 6 раз превышал годовой доход средней китайской семьи. Нарушители лишались многих льгот, например, на получение квартиры, а второго ребенка не принимали в детский сад. В то же время семьи с одним ребенком, наоборот, поддерживались правительством: льготное образование, надбавки к зарплате, освобождение от уплаты части налогов и медицинские услуги.

Политика дала результаты - рождаемость по стране упала, но не до одного ребенка на женщину. А все дело в огромном количестве исключений и дополнений к закону о рождаемости. Так, в сельской местности все было по-другому, ведь один ребенок на семью не смог бы содержать хозяйство, когда родители состарятся. Здесь было разрешено иметь второго ребенка.

Также и национальные меньшинства для поддержания своей численности могли заводить двух детей, а те народности, численности которых и вовсе меньше 100 тысяч человек, могли рожать без ограничений. Кроме этого, богатые китайцы могли купить право на второго ребенка, если очень хотелось.

Считается, что именно ограничение рождаемости стало важнейшим фактором роста китайской экономики. Вырос рынок труда женщин, ранее занятых бесконечным деторождением. Семьи с одним ребенком гораздо меньше льготировать, да и рост зарплат можно приостановить. Расходы китайцев сократились. Снизилась нагрузка на школы и детские сады, промышленность освободила мощности для другого производства.

Но есть и негативные последствия. В Китае люди считали, что рождение сына намного важнее, чем дочери. Оно и понятно, ведь мужчине будет легче прокормить свою семью и своих родителей, легче получить хорошую работу. В сельской же местности - это и вовсе основа выживания. Так что в стране выросло число выборочных абортов, когда беременность прерывалась в основном тогда, когда семья ждала девочку.

В итоге, через пару десятков лет число мужчин оказалось значительно выше числа девушек, почти на треть. Это привело к росту числа гомосексуальных отношений и еще большему ограничению рождаемости.

Другая проблема связана со старением нации. Снижается число работоспособных китайцев. В Китае нет всеобщей пенсионной системы. Она распространена только на бывших чиновников, а остальных содержат дети и внуки. Вот и получается, что один ребенок вынужден содержать 2 родителей и 4 бабушек с дедушками. Это сильно сказывается на уровне жизни семей. А добавьте к этому огромное число одиноких родителей.

Все вместе – старение нации, снижение уровня жизни, гендерный перекос и падение рождаемости – привело к отмене действовавшего почти 40 лет ограничения на одного ребенка. Теперь китайским семьям предстоит много работы, но думаю, что они с этим легко справятся, было бы пара лишних минут от работы.

Города-близнецы и очередная бывшая столица

Двигаясь в континентальную часть Китая, я успел посетить пару городов меньшего размера, так сказать китайские деревни, в которых, кроме меня, было всего около 6 млн человек. Тогда-то китайские города для меня стали сливаться в один. Я начал терять понимание того, чем они отличаются друг от друга, и где я сейчас нахожусь.

Прекрасная планировка, продуманная транспортная система, все те же небоскребы без отопления. Каждый в прошлом был чем-то важен и знаменит, был центром какой-то провинции или столицей некой династии. В каждом есть какая-то одна важная достопримечательность или храм, не похожий на другие храмы Китая. Но отличить их один от другого достаточно сложно. Не чувствуется дух города, его индивидуальность никак не проявлена, и только истории знакомства с местными жителями делали это время незабываемым.

Первым стал Хэфэй. Город с историей в 2000 лет, но который по неудачному стечению обстоятельств так и не добыл себе славы в истории. Все, что происходило вокруг за эти две тысячи лет, просто воздействовало на него, а он стоял, терпел, разрушался и отстраивался заново, переименовывался и административно делился.

Затем был Наньянг, городишко с населением чуть больше Беларуси. При этом знают о нем в Китае едва ли пара китайцев. Название города переводится как «Южное солнце». Но в Наньянге у людей психология жителей мелкого городишки, и это просто понять по тому, что по приходу на рынок за покупками чек европейца просто удваивается.

В этих городах зимой бывает прохладно, ведь отопление не предусмотрено. Если на юге оно и не нужно, а на севере есть почти везде, то в центре Китая оно встречается местами. Китайцы решают эту проблему использованием кондиционера с теплым воздухом. Только вот счета после этого приходят огромные. Поэтому некоторые и его не используют, спасаясь несколькими одеялами. Но по ощущениям, в квартире холоднее, чем на улице. Особенно если ты живешь в провинциальном деревенском домишке на 25-м этаже.

И вот очередной город - Лоян. Город с историей в 4000 лет, из которых первых две тысячи ушли на постоянные переименования и изменения его статуса. Долгое время он был столичным городом и даже носил название «Восточной столицы». И вот тут, должен признаться, есть на что посмотреть в ближайших окрестностях.

Здесь расположен один из трех самых значимых храмовых комплексов Китая, который называется «Каменными пещерами у Драконовых ворот», намного более лаконично название на китайском - Лунмэнь. В комплексе помещалось около 30 тысяч статуй Будд, более 40 храмов и около 100 000 тысяч религиозных изображений. Поэтому каким-то образом описать все это великолепие не представляется возможным.

Моя китайская знакомая из Лояна решила познакомить меня со своими китайскими ученицами и их семьями, чтобы те могли составить мне компанию и попрактиковать английский. За день мы объехали окрестности города, а мне довелось побыть воспитателем двух китайских школьниц - неблагодарное занятие. Особенно при наличии сильного языкового барьера. Не скажу за всех, но многие знакомые, которые работают в Китае преподавателями английского, частенько жалуются на невоспитанность и низкую обучаемость китайских детей.

Еще одна священная вершина Китая расположена здесь неподалеку и называется Суншань. По правде сказать, после Желтой горы она едва ли сможет кого-то удивить.

Высота небольшая, всего 1500 метров. Как и на все остальные священные вершины Китая, дорога на Суншань выложена большими каменными блоками, образующими ступеньки. По этой лестнице сюда взбирались императоры. Так что подъем наверх всегда легкий и без неожиданностей. Периодически встречаются храмы, где можно помолиться и принести жертву Будде. Таких храмов штук 8 по пути наверх. Возле них полным ходом идет торговля снэками, лапшой быстрого приготовления и китайскими редбулами, которые не такие вкусные, как в Европе или Таиланде. У подножия Суншань находится священный таоистский храм. Один из самых древних в Китае.

Возле входа в храм растет дерево, которому уже 4500 лет, почти как и самому городу Лояну. Вот только дерево уже выглядит на свои 4500 лет и, скорее всего, умерло.

Кстати, к вопросу долголетия и медицины в Китае. Традиционная китайская медицина постепенно теряет свои позиции. На ее место приходит западная медицина с таблетками, антибиотиками и другими препаратами. Это все в Китае практически бесплатно.

Строятся новые больницы, доктора получают хорошую зарплату, а люди - кучу антибиотиков. Ведь перенаселение, загрязнение воздуха и все подобное сильно повышают риск возникновения инфекции. Вот и прибегают китайцы к помощи западных препаратов, которые имеют побочные эффекты, в результате которых генофонд нации начинает ухудшаться. Поэтому богатые китайцы продолжают лечиться травами, иглоукалыванием и массажем, а те, кто победнее, идут в аптеку за таблетками.

Особенности китайских монастырей и самый попсовый из них

Напротив горы Суншань находится другая гора, на вершине которой расположен знаменитый Шаолинь. Дословный перевод означает «храм молодого леса на горе Шаоши». При том что сам Шаолинь не единственный монастырь в этих горах, но именно у него с древнейших времен самый лучший маркетинг и связи в правительстве. Причем Шаолиней в Китае в целом было около 10 штук, как бы независимых филиалов и конкретно этот - не самый древний и крупный.

Вся история монастыря - это смесь истории и сказок, красивых китайских легенд и не менее интересных аллегорий. Основал монастырь буддистский проповедник Бато при поддержке императора в 495 году. Основанием к постройке стал сон Бато о воробье, указавшем место постройки монастыря. Через 30 лет сюда пришел другой индийский проповедник Дамо. Не совсем пришел, он перебрался через реку Янцзы верхом на стебле бамбука, с одной сандалией в руке. В Шаолине увидели его силу и приняли его учение. А он ввел новый распорядок дня с упражнениями для монахов.

Произошло это следующим мифическим образом. Настоятель Дамо медитировал девять лет подряд, и не удивительно, что после этого не смог даже подняться. Тогда он придумал пару упражнений, которые укрепили его тело и помогли встать. Эти упражнения он показал монахам, чтобы они использовали ихдля себя после медитаций. Так было изобретено ушу.

Упражнения состояли из захватов, ударов руками и ногами и стали основой боевого искусства Шаолинь. Практиковали его не для нападения, а для защиты в случае войны, которые тогда происходили постоянно. Монахи учились сражаться по «технике Джеки Чана», используя что угодно вокруг. Первым оружием монахов были плащ, чаша для подаяний и нож. А на экзамене перед следующей ступенью монах отбивался от нападающих одной лишь монастырской скамьей.

Через 80 лет тренировок пришло время Шаолиню заявить о себе. Настоятель Шаолиня выдал беглому и свергнутому императору тринадцать монахов, которые полностью разбили армию бунтовщиков и вернули власть императору. В благодарность Шаолинь получил золото и земли, а также право иметь свое войско. Так что теперь список используемого монахами оружия значительно расширился - появились копья, мечи, и другие опасные виды оружия. В свою очередь, Император и его последователи часто посещали монастырь и делали все, о чем его попросят в Шаолине. Так монастырь получил надежную защиту в государственном аппарате, а слава о «подвиге тринадцати» и о нескольких войнах с деревянными посохами наводила страх на всех врагов Китая.

Боевые искусства в Шаолине и в Китае тесно связаны с философией. Они пробуждают внутреннюю энергию и способности. Само «ушу» в Китае стало пониматься как комплекс упражнений для развития тела и духа. Кроме этого монахи изучали медицину и каллиграфию, право и философию. Шаолинь стал самым престижным университетом с высоким конкурсом на место.

Сегодня Шаолинь - это скорее музей и туристический центр с красивыми легендами. Он имеет право на самоуправление, в нем все еще учатся дети и монахи. Но по факту, тут не осталось совершенно ничего аутентичного.

В окрестностях расположены десятки других школ кунг-фу и ушу, где любого желающего научат паре упражнений. Также тут бесконечное число разных магазинчиков с сувенирами. Верующие люди приходят в Шаолинь, чтобы посетить главный храм и поднести дары Будде. Монахи же стараются поддерживать сказочные слухи и распространять славу монастыря, чтобы еще больше туристов приезжали к ним.

Интересно то, что именно в Китае возник первый в мире буддийский монастырь. Почему так произошло? По сути, на Родине буддизма, в Индии, монастыри были не нужны, так как там тепло и монахам можно жить везде. В Китае же было холодно, более того, Китай в начале нашей эры был очень любопытной и открытой страной. Сюда приезжали ученые и верующие со всего мира. Всем Китай был рад. Так что первые буддийские монашеские поселения были нужны больше для странников, чтобы те могли отдохнуть и помолиться. Когда-то в Китае существовали даже христианские монастыри.

Так вот, первый буддистский монастырь возник возле древней столицы Китая - города Лояна. По легенде, монахи из Индии ехали в столицу. Вдруг их белые лошади остановились и превратились в камень. На этом месте возник монастырь белой лошади, который стал не только первым буддистским монастырем Китая, но и первым в мире. Назвали его «Храмом Белой лошади», который до наших дней сохранился, однако в стопроцентно перестроенном виде.

Еще раньше в Китае уже существовали два религиозных учения - это даосизм и конфуцианство. При этом в даосизме были монастыри, а в конфуцианстве только храмы, так как в нем нет традиции монашества. Так что и буддийские монастыри по своей архитектуре были похожи на  даосские. Они также строились "по феншуй", то есть в гармонии с окружением и пространством, и были открыты для всех желающих, а не только для монахов своей конфессии. Строились в священных горах, точнее, в священных горных массивах. Так что виды там были сказочные.

 

Многие китайские художники посещали монастыри для поиска отдыха, уединения и вдохновения, как в белорусских санаториях, крымских здравницах и кавказских минеральных водах. Так, в VI-VII веке произошел настоящий рассвет культуры и вместе с ней - буддийских монастырей. Художники и поэты не были связаны с религией и просто творили светские произведения, живя в монастырях.

Пара слов об особенностях китайских религий, а также об отличиях китайского даосизма и буддизма.

В китайских религиях нет понятия единого бога и слияния с богом. Есть понятие совершенствования своего тела до тех пор, пока человек не выведет свой дух за пределы физического тела и сможет избавиться от него.

Китайская религия не имела централизации. В Китае все ориентировалось на личность учителя. Не так важна школа или монастырь, намного важнее, кто твой учитель. Самые популярные учителя не имели возможности работать со всеми своими учениками, так что они тренировали избранных учеников, которые могли стать учителями для других и продолжить традицию. Просто приходить в любой монастырь к любому монаху было бессмысленно. Монахов в буддизме тысячи, в вот обучающих монахов - единицы.

Нет в китайских религиях и понятия единой книги. Поэтому многие монастыри были, в первую очередь, библиотеками. Поскольку единой книги не было, то здесь очень важно, что читать. Например, в даосизме существовали тысячи томов и свитков. Поэтому в каждой школе даосского монастыря хранились те рукописи, которые были важны для этой школы. Каждый мастер дао делал свой канон по своей даосской тайнописи - там были зашифрованы все знания по даосской алхимии. В буддизме же школы намного стройнее и основных книг несколько.

Даосские монастыри, в целом, немного другие по своей внутренней философии. Один из смыслов даосизма - это уединение для контакта с духами. Монастыри были ещё и местами изготовления пилюли бессмертия. Вместе с пилюлями, которые чаще всего делали из ядовитых металлов, нужно было выполнять комплекс упражнений - сегодняшний цигун, иначе был риск быстро скончаться. Даосизм был в каком-то смысле даже не религией, а способом общения с духами. Традиция дао мистическая и не безопасна для обычных людей. Вне монастыря заниматься даосскими практиками невозможно, так как было слишком сложно. При этом даосы избегали контроля государства и поэтому старались забираться повыше в горы, подальше от глаз любопытных. А вот буддизм был более социализированным, более открытым для любопытных и страждущих.

При этом в любой из монастырей можно было прийти и остаться на время. В китайских монастырях необязательно жить всю жизнь. Многие чиновники и советники императоров начинали как монахи. Получали образование и учились регулировать сознание. Ведь, кроме функции библиотеки, монастыри были еще и очень хорошими бесплатными школами.

Интересный факт в том, что все монастыри были государственными и жили за счет государства. Императоры давали деньги и землю, которые монастырь сдавал в аренду и мог получать с этого доходы. Император сам назначал настоятелей монастырей, поэтому в Китае никогда не было противостояния религии и власти.

Как уже было сказано, в конфуцианстве не было монастырей, но были конфуцианские храмы и мелкие «кумирни» и «монастырчики» - места поклонений особым героям, которые происходили из народной традиции.

В третьей части рассказа о путешествии по Китаю, я пересеку три самых легендарных провинции, увижу терракотовую армию, гигантских панд и попробую Пуэр на его родине. Расскажу о сексуальных пристрастиях и меркантильности китайцев, объясню особенности языка и покажу странности китайского этикета. Осталось совсем чуть-чуть - и начнется новая страница путешествия.

 

Об авторе:

Павел Андреевский — молодой белорус, который отправился в кругосветное путешествие. Уже больше двух лет он переезжает автостопом из страны в страну, останавливается в домах местных жителей, находит новые приключения и делится своими историями в блоге.

За время путешествия ему довелось пройти через множество разных испытаний. Его жизнь наполнилась приключениями и засияла новыми красками. Павел поднимался в горы на высоту 4100 метров, пробежал свой первый полу-марафон в Украине и первый марафон на 42 км в Сибири, увидел и прочувствовал на себе настоящий Кавказ, побывал в Чечне, месяц прожил в мусульманской Турции, в последний момент попал в «черный список» невъездных в Азербайджан, пожил в самой крупной секте в Сибири, ночевал в продуваемой всеми ветрами юрте в Монголии, исколесил весь Китай по его скоростным автобанам и изучил быт буддийских монахов в Лаосе, потерял свой телефон в Камбодже, чтобы потом найти его во Вьетнаме, как-то продержался пару дней в дорогостоящем Сингапуре, лицом к лицу встретился с 5 метровым питоном в джунглях Малайзии, проехал более 35 000 км автостопом через почти 200 городов, пообщался с более чем 900 новыми людьми и обрел новых настоящих друзей.

 

Еще больше интересных фотографий и коротких заметок можно почитать в Instagram Павла https://instagram.com/poehali_katatsya

Родители подарили 4-летнему сыну барабан... И только мудрый сосед через неделю догадался спросить:
— "А ты знаешь, дружок, ... что у него внутри?!"

еще

"Налог на тунеядство" в Беларуси

А как вы относитесь к "налогу на тунеядство"?

  • Все должны работать/работать легально 875 (18,5%)
  • Сам сбор – это нарушение Конституции 3392 (71,7%)
  • Я "тунеядец" и уже заплатил сбор 35 (0,7%)
  • Я "тунеядец", но сбор не платил и буду протестовать 427 (9,0%)
Загрузка...