Шесть причин проблем с развитием речи у детей: рекомендации логопеда

В современном мире проблемы с речью у детей – очень распространенный фактор. Их можно обнаружить у каждого второго: один буквы нормально не выговаривает, второй окончания все время путает, а третий вообще молчун, предпочитающий жесты словам. Неудивительно, что логопед – самый востребованный детский специалист. К самым известным из них родители готовы выстоять многомесячные очереди ради диагностики и занятий.

Одна из них, логопед развивающего центра «Бэби Клаб» Лариса Латыпова, рассказала, какие причины могут вызвать проблемы с речью у детей и какие из них под силу исправить самим родителям. Лишь при небольшой поддержке специалиста….

Причина 1. Родители мало разговаривают с ребенком

Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии оказывается некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье, формируется дефицит личного общения у ребенка. Ведь не секрет, что нередко клиентами логопедов становится семьи, в которых не принято подолгу и ни о чем болтать. А ребенку это, оказывается, очень надо.

Причина 2. Гаджеты и телевизор

Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Малыш «залипает» у экрана, и вот они – 15 минут свободы! Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, и они только развивают свое чадо, что у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие. Внимание, мамы! Чашка кофе в тишине – это прекрасно, но не стоит злоупотреблять этим методом успокоения детей.

Причина 3. Чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору

Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду быстро приспосабливаются к ситуации и начинают без умолку болтать? Потому что там их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте ваше чадо на диалог – и он вам ответит тем же!

Причина 4. Особенности нервной системы ребенка

Давно замечено, что имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь – лишь одно из направлений развития ребенка. А, как известно, как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.

Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.

Причина 5. Отсутствие детских книг

Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем. Введите в ваши повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать – и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.

Причина 6. Слабые мышцы, гипоксия в родах и другие физиологические причины

Не будем обманываться. Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка, проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом (как банальной тугоухостью, так и особенностями фоносинтаксического восприятия), или другими врожденными особенностями.  

Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.

Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка, или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.

Когда надо обращаться к логопеду?

— Когда угодно, — утверждает Лариса Латыпова. – На консультации в «Бэби-Клаб» часто приходят и родители с детьми 1 года, и те, у кого детки 3-4 лет. Чем раньше будет замечена та или иная речевая проблема, тем проще ее будет исправить. Некоторые речевые нарушения позже уже влияют на грамотность, способность к обучению и общее развитие ребенка. Поэтому сквозь пальцы смотреть на речь и ждать, что ребенка «прорвет» в 4 года, не стоит. Может, «прорвет», а может и нет. Логопед поможет объективно оценить активный и пассивный словарный запас ребенка и его возможности. Более позднее, чем у сверстников, речевое развитие, ведь может привести к проблемам с качеством речи, — и это тоже очень часто встречается.

Очень важным показателем является время построения звуков у детей. Так, шипящие и свистящие должны быть правильно поставлены между 3 и 4 годами. И не всегда родитель может увидеть или поставить их сам, а специалист несоответствие произношения услышит сразу.

Могут ли родители сами заниматься с ребенком дома? Конечно! И это замечательно! Артикуляционная гимнастика, занятия по общеразвивающим книгам, общение и познание мира, — все это замечательно и очень важно. Но, увы, не заменит работу со специалистом.

Многие родители не знают, например, как правильно поставить вопрос, чтобы получить верный ответ с правильными окончаниями и предлогами. А это тоже крайне важный и имеющий прямое отношение к логопедии аспект в отношении 3-4-летних детей. Или, например, малыши могут отказаться заниматься, делать какие-то упражнения с родителями, а пойти на контакт с логопедом. Старательные мамы, много времени уделяющие развитию своих детей, частенько перебарщивают с различными занятиями, превращая общение с маленьким ребенком в настоящую рутинную школу. А главный вид деятельности у малыша – игра, и все речевые упражнения надо также подавать в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Как вам новость?
Головоломки