Ставить ценник выше рыночного и хотеть идеальную квартиру за минимальную сумму — «темная сторона» типичного белоруса-покупателя недвижимости

Чем больше мы общаемся с участниками рынка недвижимости, тем больше понимаем, что в стране сформировался стереотипный образ «злого» белорусского покупателя недвижимости, которым можно пугать детей. Сложно сказать, насколько этот образ соответствует действительности, но мы попытались собрать все страхи, стереотипы и устойчивые представления о «темной стороне» белоруса-покупателя недвижимости. Итак, посмотрим на нее.

Зачем агентство, если я сам могу найти квартиру? На сегодня ни в одной развитой и цивилизованной стране люди не занимаются продажей или покупкой недвижимости самостоятельно (мы знаем про это благодаря рубрике «Привет», где люди рассказывают о ситуации на рынке недвижимости в других странах). Они не понимают, как можно сложные юридические операции пытаться проводить самостоятельно.

Некоторые наши соотечественники уверены, что для безопасной и успешной сделки достаточно зайти в интернет, найти нужный объект и на рукопожатиях и честных словах совершить покупку квартиры. Деньги вы передаете ни у нотариуса, ни в другом ведомстве. Никто не контролирует этот достаточно нервный момент.

Позволим себе пример. Недавно хорошие друзья Realt.by занимались покупкой квартиры. Подходящий вариант нашелся быстро, все были довольны. За несколько дней до сделки риэлтер агентства недвижимости, куда обратились наши друзья, обнаружил, что продавец находится на учете в психоневрологическом диспансере. Это означает, что сделка может быть оспорена, так как продавец мог находиться в состоянии невменяемости. Сможете ли вы сами узнать такую информацию о продавцах/покупателях?

Все риэлтеры — мошенники. Такое мнение некоторых белорусов о риэлтерах связанo с еще не забытыми криминальными 90-ми, в которых хоть раз в жизни, но люди наталкивались на обман. О риэлтерах тоже сложилась дурная слава. Сейчас рынок и эта сфера услуг изменились кардинально. Ее деятельность упорядочена законодательством. Однако, к сожалению, негативный опыт соседа или друга подруги пересиливает здравый смысл и статистику, согласно которой количество сделок за год достигает 100 тыс., а количество оспоренных сделок не превышает нескольких десятков.

За что платить агентству? Даже если покупатель и решил обратиться в агентство недвижимости, он все равно задаст потом фирменный вопрос: а за что я должен платить агентству? «Ведь они ничего не сделали, я все сделал сам!». Конечно, ничего. Просто сделали сделку максимально безопасной и застрахованной. Если сделка проводилась без АН и не была застрахована, то в случае, если она будет оспорена, вы останетесь ни с чем, а если с риэлтером, то получите более $100 тыс. от «Белгосстраха».

Поставлю ценник на квартиру на 20% выше рыночной и буду ждать. Зачастую покупатель недвижимости одновременно является и ее продавцом и ведет себя строго противоположно в случае продажи.

Такой продавец терпелив и очень не любит рисковать, поэтому предпочитает поставить цену выше рыночной, ведь только трусы уступают в цене. Никакие аналитические выводы экспертов, графики и диаграммы не способны переубедить его. Если он покупал «однушку» 5 лет назад за $60 тыс., то и продать ее нужно никак не дешевле. И совсем не важно, что рынок упал, что цены давно не те. Наш подопечный будет ждать, еще больше терять денег, но не сдастся. Разумеется, находятся и разумные люди, которые быстро реагируют на сигналы рынка, но поставить ценник изначально выше — слишком заманчиво для большинства продавцов.

Приведу на сделку всех родственников или тех, кто хоть раз в жизни продавал/покупал квартиру. Приводить друга на сделку — любимое дело для покупателя, оказавшегося на «темной стороне». И совсем не важно, что мало кто из друзей разбирается в риэлтерской деятельности и юриспруденции. Любой совет не помешает!

Хочу самую дешевую квартиру, но с идеальным ремонтом. Все хотят хорошую квартиру за минимальные деньги. Но здесь скрыта и «темная сторона» — выбирая бюджетную «хрущевку» на окраине города, покупатель будет вальяжно ходить по 30 кв.м и придираться к торчащему гвоздю, но не заметит, что дом скоро пойдет под снос.

Если метр «по $500», то беру не глядя. И плевать, что дом находится на стадии котлована, что ждать еще пять лет, что квартиры сдаются в виде пустой бетонной коробки. Цифра $500 так и манит белоруса. Разумеется, это происходит не от хорошей жизни, а от бедности национального масштаба. Однако поражает, что много печальных историй о долевом строительстве с ценой метра сильно ниже рынка ничему не учат некоторых людей. Они убеждены, что с ними такого точно не произойдет.

Денег нет, но квартиру куплю в «элитном» доме. Еще один оттенок «темной стороны» покупателя — это жаловаться на отсутствие денег, кредитов, возможностей — в общем, всего. При этом квартиры во всех хороших новостройках выкуплены на 90%. И самое интересное, что наш покупатель старается приобрести квартиру в настолько «элитном» доме, что его зачастую не останавливает отсутствие парковки, инфраструктуры или транспортного сообщения.

Торг за три копейки. Вообще, белорусы не из тех, кто регулярно торгуется. Почему-то там, где это уместно, они скромно промолчат, но при покупке недвижимости — каждый доллар на счету в прямом смысле слова. Торг доходит до предельно маленьких сумм, но, если покупателю удалось скинуть хоть бы и $10, он уже доволен.

Думаете, что все плохо и белорусский рынок недвижимости идет под откос? А вот и нет! Мы еще не вспомнили о «светлой стороне» типичного покупателя белорусской недвижимости. Об этом — в следующей публикации.

Иллюстрация: Саша Сидорович 

Как вам новость?
Головоломки