16. 08. 2017

Близкий в секте: как понять и что делать?

Чем раньше родные поймут, что человек попал под влияние сектантской организации, тем проще будет предотвратить или прекратить деструктивное воздействие. Особенно если изначально отреагировать правильно, не усугубляя ситуацию.

Любовь и чуткость – непременные условия, при которых можно понять, что близкий попал под сектантское влияние на самой ранней стадии. Если человек окружён любовью, доверием и искренним интересом к своей жизни (а не подозрительностью и ревностью, регулярно срывающимися в упрёки), то он и сам поделится с вами новым опытом.

В любом случае, стоит обращать внимание на некоторые внешние признаки:

1. Изменение круга общения. Например, ранее открытый человек вдруг замыкается и ограничивает число друзей. Или наоборот, у "домашнего" чуть застенчивого подростка вдруг появляется с десяток новых знакомых и друзей. Не важно, «в реале» или в соцсетях. Особенно настораживает, если новые друзья-знакомые состоят в одной организации или в одних и тех же интернет-группах.

2. Изменение интересов. Человек может начать говорить о вещах, которыми ранее не интересовался. И, наоборот, остывает к прежним увлечениям и хобби.

3. Изменение лексикона. Во-первых, может проявляться в регулярном использовании новых слов, терминов, устойчивых выражений и фраз. Это могут быть и вовсе не странные религиозные термины, а, например, обычные слова, близкие по тематике к сфере отношений, психологии, науке… Но культист употребляет их в искажённом, специфическом значении. Например, на культовом языке сайентолога «честная игра» означает, что «врага» культа можно уничтожать любыми методами, включая клевету и физическую расправу.

Во-вторых, лексикон близкого может прирасти похожими на вероучительные тезисы установками, зачастую в форме противопоставления. Так, под влиянием полноевангелических проповедей человек может начать искусственно противопоставлять веру и религию. Будучи членом организации, которая зарегистрирована как религиозная, полноевангелец в быту настаивает, что религия это ложь, а у них не религия, а вера.

4. Переоценка биографии, привычного уклада жизни, традиций семьи, общества, традиционных религий. Идеология деструктивных культов зачастую полностью очерняет, демонизирует всё, что вне культа. Подпадая под влияние такой проповеди, человек тоже заражается критиканством. Он может изменить привычный уклад жизни и личные привычки, критически отзываться о традициях семьи и отказываться принимать в них участие. Появляется склонность не упустить случая, чтобы не покритиковать традиционную религию, церковь или умму.

5. Меняется объём и структура финансовых расходов. Часто увлечение сектантством требует дополнительных затрат или перераспределения денег так, чтобы хватило на культовые нужды. Даже если это ребёнок, даже если не видно, что он покупает культовую литературу и артефакты, могут увеличиться расходы, например, на проезд, «на отдых с друзьями» и проч.

Многое может сказать отслеживание активности в социальных сетях. Кто в кругу друзей; в каких группах состоит; что «репостит» и «лайкает»?..

Как реагировать, если подозрения оправдались?

Чутко и с любовью. Это значит, воздержаться от критиканской атаки на новый опыт с целью доказать, что это ерунда, чушь и проч. Вместо этого дать высказаться, доброжелательно выслушать без отрицательных оценок с позиции: «Это для меня тоже нечто новое. Я в этом не разбираюсь, ничего не знаю, но желаю объективно разобраться. Расскажи мне, что знаешь ты» .

При этом для себя постараться выяснить: установочные данные организации; как близкий столкнулся с данной организацией; как давно и как глубоко уже погружён в культовую доктрину; как много друзей у него в культе, с кем он может откровенно поговорить; что в культе его действительно привлекает; какие авторитетные источники по учению и традициям культа он может рекомендовать для ознакомления.

Завершая такой разговор дайте знать, что вы поняли и услышали человека. Можно начать с указания на объективный факт, с которым не поспоришь: «Я вижу, как воодушевленно ты об этом рассказываешь...». Затем покажите, что вы понимаете переживания собеседника: «Я понимаю, что это вдохновляет тебя и придаёт новый смысл твоей жизни...». Теперь покажите, что вы на его стороне: «Я буду рад, если первое впечатление подтвердится и твоя жизнь благодаря этому опыту действительно изменится к лучшему...». Наконец, дайте себе возможность вернуться к критическому рассмотрению культа позже так, чтобы он почувствовал, что вы не отмахиваетесь сходу: «После всего рассказанного я тоже для себя хочу изучить этот вопрос. Пожалуй, я найду время вдумчиво изучить учение этой церкви («информацию об этих тренингах» и т.п.). Было бы здорово, если бы мы позже, когда я буду готов, вернулись к этому вопросу и ты бы помог мне глубже разобраться».

Такое завершение первого разговора великолепный задел для того, чтобы позже, если выяснится, что речь действительно о деструктивном культе, донести критическую информацию при минимуме сопротивления.

Трудность в том, что без подготовки самому определить, сектантсткая ли это организация – и если да, то насколько деструктивна, – сложно. По самым распространённым культам можно найти более-менее согласованное мнение сектоведов в интернете. О менее распространённых вы встретите противоречивые мнения. Сведений о сектантскости каких-то можете вообще не найти. Потому самый простой метод: отыскать сектоведа. И обязательно спросите не только, является ли организация сектантсткой, но и в какой академической типологии и по каким именно признакам. Это отсеет дилетантов, ориентирующихся на субъективное мнение, а вам даст объективно аргументированный ответ, который может пригодится, если речь о сектантскости зайдёт в разговоре с близким.

Собранной вами предварительной информации достаточно и для того, чтобы сектовед определил тип конверсии (входа в организацию). Это позволит подсказать, как построить дальнейшие общение с близким, чтобы побудить критически мыслить, не столкнувшись с защитной реакцией и отчуждением.

Конечно, придётся потрудиться. Проштудировать рекомендованные специалистом по выходу материалы. Освоить новые модели общения, которые будут обходить сопротивление критике... Возможно, обнаружатся вещи, которые сектовед порекомендует проработать с психологом (например, если увидит, что уход в секту бессознательно спровоцирован нездоровыми внутрисемейными отношенями).

Но если у вас достаточно любви и чуткости, то терпения и воли тоже хватит!

Частyый сектовед Олег Нагорный

Судья спрашивает подсудимого:
— У вас зарплата пять тысяч рублей в месяц, а дом себе построили за миллион долларов. Как вы это объясните?
— Дайте время подумать...
— Семь лет хватит?

еще

Гимназии в Беларуси

Нужны ли гимназии белорусскому образованию?

  • Да, ликвидация гимназических 5-9 классов – удар по белорусскому образованию 108 (28,8%)
  • Да, чем отменять 5-9 гимназические классы в гимназиях, лучше создайте такие в обычных школах 68 (18,1%)
  • Нет, гимназии – это создание ложной элиты, все дети должны быть равными 142 (37,9%)
  • Нет, поступление в гимназии – большой стресс для детей, его быть не должно 36 (9,6%)
  • Не знаю, мне все равно 21 (5,6%)
Загрузка...