Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

28.09.2017 12:20
Жизнь Редакция

Исландия — удивительная страна. Прекрасная и капризная, гостеприимная и вместе с тем дикая. Исландия как необъезженная лошадь — приручи ее один раз, и она будет твоя.

А как она была приручена видно из этого видео (только звук включите):

 

Видео снято на экшн-камеру EZVIZ S5 Plus

 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Об Исландии пишут полярные отзывы. В негативных, как правило, говорится о несоответствии уровня цен полученному сервису и капризной погоде. В положительных – о неописуемых красотах острова. И те, и другие правы — все так и есть

 

Кто те люди, которые летят в Исландию?

Первые с высокой долей вероятности клюнули на относительно недорогие билеты и, скорее всего, не в сезон и приехали в скучный двухэтажный Рейкьявик

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

В лучшем случае они на автобусах добрались до основных достопримечательностей в часе-двух езды от столицы и улетели домой рассказывать, как в Исландии все дорого.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Вторые уже более осознанно подошли к планированию поездки и узнали, что, чтобы добраться до интересных природных объектов, понадобится автомобиль. Чаще такие люди ездят по асфальтированной дороге №1, которая опоясывает остров. Если позволяют время и средства, они могут объехать всю страну по периметру, осмотрев все популярные места.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Третья группа путешественников — малочисленная. Они знают, что все самое интересное находится внутри страны, готовы добираться до многих объектов на полноприводных автомобилях, мотоциклах и квадроциклах. Простым седанам и хэтчбекам въезд на такие дороги с индексом F запрещен, так как по пути будут многочисленные ручьи и броды, крутые подъемы и спуски, острые камни и другие препятствия, которые могут остановить многих. Либо же они пользуются специальными автобусами или вообще путешествуют на велосипедах или автостопом.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Планируя такие маршруты, придется на время выйти из зоны комфорта — ночевки только в палатках, питание скудное и нерегулярное, длительные пешие прогулки и так далее.

Есть и еще одна обособленная группа — люди, которые специально приезжают в Исландию, чтобы проехаться по неофициальным дорогам, которых часто даже на карте нет, и забраться в совсем неизведанные места.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Они привозят на паромах свои переоборудованные автомобили и мотоциклы и ездят на свой страх и риск. Пожалуй, в следующий раз поедем их маршрутами. Через несколько лет, когда морально будем готовы к таким приключениям. И материально тоже.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Учитывая высокий уровень цен на все, путешествие в Исландию будет полностью оправдано, только если ты относишься к третьей или четвертой группам. Ведь приехать на этот северный остров и не увидеть большую часть природных красот просто не разумно.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Специально к этой поездке в МТБанке была бесплатно заказана ИКС Карта, к которой были выпущены виртуальные карты PayOkay и «Автокарта». Цель эксперимента — выяснить, удобно ли приложение и насколько выгодно пользоваться этими банковскими картами. По карте PayOkay предусмотрен специальный курс для выгодных расчетов в валюте, возврат средств на счет (кэшбэк) в размере 1.5% от суммы всех трат  и 3% по акции при покупках в магазинах DutyFree. На «Автокарту» возвращается 3% при оплате топлива и товаров на АЗС по всему миру. Учитывая высокие цены в Исландии абсолютно на все, солидный кэшбэк будет обеспечен

 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

 

К чему надо быть готовым в Исландии и что необходимо знать

  • Исландия страна северная. Поэтому климат здесь суровый даже летом. Температура меняется от +5 до +25 в течение дня, ливень может начаться неожиданно, промочить тебя насквозь и также быстро закончиться, а ветер порой сбивает с ног. При этом загореть в горах летом запросто.
  • Чтобы увидеть все красоты Исландии и заехать внутрь острова, сюда надо прилетать только с июня по сентябрь. Именно в эти месяцы открыты внутренние дороги. Причем в начале лета снег активно тает, а значит реки и ручьи более полноводные. В конце июля — начале августа воды в горах уже меньше. И тем не менее, во время передвижения по горам надо быть готовым к преодолению многочисленных ручьев и бродов, которых по пути будут сотни. Еще в этот период в горах «белые ночи». В сентябре воды еще меньше, однако погода с высокой долей вероятности станет хуже.
  • Маршрут передвижения надо строить таким образом, чтобы хватило еды на несколько дней, и топливо в баке не закончилось. И всегда смотреть, какая погода в том или ином месте. Если где-то солнечно, то едем туда, а не ждем, когда закончится дождь здесь и сейчас.
  • Иметь денег на путешествие больше, чем в любом другом месте. Исландия, пожалуй, самая дорогая страна в мире. Это отмечали даже англичане, с которыми удалось переброситься парой фраз во время кофе-паузы на заправке. «Ну не может столько стоить банка пива. Не может», — проворчал лондонец, оседлал свой мотоцикл и умчал в туманную даль. Во многом дороговизна связана с тем, что туристический сезон здесь короткий. При этом внутренние дороги надо сначала проложить, а затем поддерживать в нормальном состоянии. А ведь они бесплатны. Аналогично и с кемпингами — сначала построить домики и площадки далеко в горах, провести электричество, оборудовать канализацию и затем еще все это обслуживать. А заработать удастся только летом. В тех кемпингах, что расположены вдоль трассы №1 с этим по идее проще, но осенью, зимой и весной поток туристов ощутимо меньше. Стоимость аренды внедорожника тоже немаленькая.
  • С высокой долей вероятности в Исландии наличные не понадобятся. Поэтому удобнее, если деньги на поездку будут находиться на карт-счете в рублях или евро. Валюта Исландии — исландская крона, конвертация белорусского рубля в крону будет осуществляться через евро. Для перестраховки, будет лучше если карт несколько. Или же в поездке пользоваться смартфоном с технологией бесконтанктных платежей NFC — у владельцев Android-девайсов есть возможность платить касаясь устройством терминала. 
  • На время забыть про комфорт — внутри страны на ночь останавливаться разрешено лишь в кемпингах. Стоимость домика с двумя двухярусными кроватями без душа, туалета и кухни начинается от €90. Ночь в палатке или переоборудованном автомобиле будет стоить порядка €7-15 с человека. Дети до 12 лет практически всегда бесплатно.
  • Иметь при себе все необходимые вещи и снаряжение. Для поездки понадобятся не только одежда и обувь, но и столовые приборы, посуда для еды и ее приготовления, автомобильный преобразователь 12В—220В для зарядки гаджетов, газовая горелка, спальные мешки, коврики и палатка и другое туристическое оборудование.

 

Итак, если условия игры приняты, то надо начинать планирование своего маршрута.

Мест, которые стоит посетить, в Исландии много, на изучение части из них может уйти немало времени. Все зависит от бюджета, собственных интересов, темпа путешествия, физических возможностей и готовности рисковать.

Чтобы увидеть все-все в Исландии и в не бешеном темпе, понадобится не менее месяца и солидный бюджет. Если времени и средств на столь длительное путешествие недостаточно, и нет страха ездить по горам на внедорожнике, то определенно стоит посмотреть горный массив Кедлингарфьедль (Kerlingarfjöll), несколько дней провести в цветных горах Лаундманналойгар (Landmannalaugar), забраться на вулкан Лаки (Lakagígar), проехаться вдоль ледника Мирдальсйёкюдль (Mýrdalsjökull), добраться по живописной дороге F235 до озера Лаунгисьоур (Langisjór) и при хорошей погоде погулять в его окрестностях. Во всех этих местах, за исключением Лаки, есть возможность поставить палатку и переночевать. Оставшееся время стоит потратить на осмотр некоторых достопримечательностей вдоль дороги №1. Это один из рекомендованных маршрутов, который под силу пройти семье среднестатистических офисных работников с детьми младшего школьного возраста.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Карта в Google maps с основными пунктами, магазинами, АЗС и бассейнами

 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Марсианские пейзажи, неземные горы, глубокие броды: все это расположено внутри страны, а туда разрешено ездить только на полноприводных джипах

 

Многие автопутешественники стремятся объехать Исландию по периметру. Тогда как наибольшая концентрация интересных природных объектов находится в центре и на юге острова. К ним еще стоит прибавить западные фьорды, но тем, кто до этого бывал в Норвегии, этот регион будет не столь интересен, и поэтому лучше потратить время на более детальное изучения центра страны.

 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Путеводитель Телеграфа по Норвегии

 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Связать все точки внутри Исландии в единый маршрут довольно сложно, так как многое зависит от погоды в регионе в принципе, условий в данный конкретный момент в определенном месте, состава команды и уровня физической подготовки участников, оснащения, наличия или отсутствия супермаркетов и АЗС по пути. Однако сделать это вполне реально, если распределить время следующим образом: ранний подъем, завтрак, 4-6 часов на пешие прогулки, обед, переезд к следующей точке и по возможности заправка автомобиля и покупка еды, ужин, отдых. В некоторых местах задерживаемся на несколько дней.

Если придерживаться кольцевого маршрута по центру и югу острова, то из аэропорта Кеблавика (Keflavik) надо сразу отправляться в горный массив Кедлингарфьёдль (Kerlingarfjöll), куда с остановками около водопадов Бруарфосс (Bruarfoss) и Гюдльфосс (Gullfoss) реально добраться часа за три.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Останавливаться у гейзеров — только время терять. Но там надо обязательно заправить автомобиль на АЗС N1 — дальше заправок не будет.

Кедлингарфьёдль — место, куда люди добираются и на обыкновенных автомобилях. Это еще одна из причин, почему сюда стоит ехать первым — навыки вождения надо накапливать и начинать с простого. 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Дорога до этого места не сложная, хотя трясти будет изрядно.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Остановиться в кемпинге Кедлингарфьёдля стоит 2000 крон (€15.7) с человека. В эту сумму входит палаткоместо и возможность пользоваться кухней, душем, туалетом. На удивление, людей здесь немного.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

От кемпинга до самого горного массива, который собственно и представляет интерес есть, два пути. Первый легкий — на автомобиле. Второй сложнее, своим ходом придется преодолеть несколько километров. Если времени в обрез или погода плохая, то лучше, конечно, добраться до места на машине, а затем пешком спуститься к самой геотермальной зоне.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

В противном случае определенно стоит прогуляться на своих двоих. Только надо быть готовым к тому, что такой поход займет весь день и в кемпинге придется задержаться на 2 ночи.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Еще в Кедлингарфьёдле есть горячий источник. Путь к нему проходит вдоль горной реки с довольно крутыми склонами. Учитывая, что в Исландии природных ванн с горячей водой будет много и путь до большинства из них в разы легче, посещение этого источника лучше опустить.

Если продуктов питания достаточно, то из Кедлингарфьёдля надо отправляться к цветным горам Лаундманналойгар (Landmannalaugar) — дорога займет часа 2-3.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Это популярное место в Исландии, и сюда многие приезжают надолго, так как от местного кемпинга начинаются несколько пеших маршрутов.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

На каждый из них надо отводить по одному дню. Также из Лаундманналойгара начинается четырехдневный маршрут к долине Тора — Торсмёрку (Þórsmörk).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Идти по нему имеет смысл только в том случае, если кто-то из команды перегонит автомобиль в Торсмёрк или если ты приехал в Лаундманналойгар на автобусе. Плюс необходимо при себе иметь все снаряжение и достаточный запас еды на все дни — ближайший супермаркет сети Bonus находится в 125 километрах в городке Сельфосс (Selfoss).

Кемпинг в Лаундманналойгаре — худший образец того, каким может быть место для проживания. В нем нет возможности зарядить гаджеты. Кухни тоже нет, есть лишь столы на улице. Если будут свободными. Учитывая, что людей там не протолкнуться, проще поставить горелку или поддон с углями на камни. При этом стоимость ночлега немаленькая — 1700 крон (€13,4) с взрослого человека. При этом реально и немного сэкономить. Например, приобрести так называемый day-pass за 500 крон (€4), дающий право на разовый 3-минутный душ и туалет. Если оставить машину за пределами кемпинга или ночевать прямо в ней, то это вполне работающий вариант. А некоторые не платят вообще ничего — проверяющие браслеты сотрудники кемпинга приступают к работе часов в 10 утра, так что до этого времени туалет бесплатен. А альтернатива душу — термальный источник неподалеку.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Также в Лаундманналойгаре есть гостевой дом на 78 мест. За 8000 крон (€63) всем желающим предлагается переночевать в общей спальне с характерным запахом грязных носков. Оплатившие проживание могут воспользоваться кухней и электричеством.

В Лаундманналойгар, так же как и в Кедлингарфьедль, люди часто приезжают и на легковых автомобилях. Только такую машину придется оставить в 500 метрах от кемпинга, так как на въезде речка с сильным порой течением. Через нее проложен пешеходный мостик, так что рюкзак на спину и вперед. На внедорожнике брод преодолевается без проблем.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Во время передвижения и в кемпингах надо обязательно заряжать аккумуляторы всех устройств, что взяли с собой. Даже если заряда в них 80%. Эти 20% ох как бы пригодились в Лаундманналойгаре — утром сел аккумулятор в фотоаппарате, а во время подъема разрядились и смартфоны. По пути к озеру Лаунгисьоур удалось немного зарядить батарею фотоаппарата, но для съемки каньона Эльдгьяу ее не хватило

 

Нагулявшись и изрядно устав после прогулок в Лаундманналойгаре, разумно совершить марш-бросок к озеру Лаунгисьоур (Langisjór) по живописной дороге F235.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Несмотря на небольшой отрезок, ехать придется часа полтора в одну сторону.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Дорога не сложная, по пути будут неглубокие ручьи и неземные пейзажи.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Это озеро, о существовании которого в 19-м веке знали только пастухи, расположено на юго-западной границе самого большого ледника Исландии Ва́тнайёкюдля (Vatnajökull).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Водоем окружен скалами, покрытыми ярко-зеленым мхом, и часто поверхность воды скрывается за слоями тумана. А вокруг, в пустыне из черного песка, пробиваются на свет флуоресцентные растения.

Фантастическое по красоте место.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Около южной части озера проложено несколько пеших маршрутов. Там же расположен небольшой кемпинг Sveinstindur Hut.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

В Исландии довольно много предложений от экскурсионных бюро, транспортных компаний, просто владельцев огромных джипов, независимых гидов и так далее, которые готовы доставить тебя куда угодно. В большинстве случаев это будут выкинутые на ветер деньги. Например, владельцы кемпинга Sveinstindur Hut предлагают пройти трехдневный маршрут до кемпинга Hólaskjól за 64500 крон (€506) с человека. В эту сумму входит трансфер из Рейкьявика до озера Лаунгисьоур и обратно от Hólaskjól до столицы Исландии, сопровождение, три ночевки в гостевых домах и транспортировка багажа. При этом до всех удаленных мест по силам добраться любому водителю. Конечно, лучше, если ты заранее прошел курс контраварийной подготовки и знаешь об особенностях езды по песку и гравию. Но даже если и нет, то надо всего лишь трезво оценивать ситуацию и лишний раз проявить осторожность. А пройти по обозначенным тропам под силу простому человеку без какого-либо специального оборудования. Но если планируется восхождение на ледники, то без соответствующего снаряжения и проводника уже не обойтись. Аналогично и с другими случаями, где могут потребоваться особые навыки, выносливость, хорошая физическая подготовка и оборудование

 

На обратном пути от Лаунгисьоура по дороге F208 стоит остановиться у каньона Эльдгьяу (Eldgjá) и прогуляться до двухступенчатого водопада Оуфайрюфосс (Ófærufoss).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Ночуем либо в кемпинге Hólaskjól, где нет покрытия мобильной связи, или же держим путь ближе к цивилизации, к деревне Киркьюбайярклёйстюр (Kirkjubæjarklaustur), где расположен уютный кемпинг Tjalssvæðið Kirkjubaer II по 1400 крон (€11) с человека с электричеством, мангалами, душем за 300 крон (€2.4) и стиральной машиной за 600 крон (€4.7). Есть в нем и хижины, стоимостью 12000 крон (€94) за дом без удобств и 14 000 крон (€110) с туалетом. Кухня и душ, естественно, общие.

На следующий день из Киркьюбайярклёйстюра, если позволит погода, надо отправляться к вулкану Лаки (Lakagígar).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Последний раз Лаки пробуждался в 1783-84 годах — его извержение длилось шесть месяцев и считается крупнейшей катастрофой в Европе, последствия которой коснулись Африки и Северной Америки. Всего ученые насчитали 6 млн жертв этого вулкана, включая людей, животных, рыб и птиц.

Длина маршрута от дороги №1 по трассам F206-F207 всего 45 километров, однако ехать придется около 2 часов в одну сторону.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

По пути будет один обозначенный маркерами брод и много ручьев.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

По приезду у подножия горы сотрудник информационного центра расскажет историю вулкана, познакомит с техникой безопасности и отправит в двухчасовой поход на вершину, с которой открывается панорама вулкана.

Да, эти небольшие кратеры и есть вулкан. Всего в цепочке порядка 110 кратеров.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Подъем в гору лучше начинать с восточного края. Он умеренно пологий, путь обозначен желтыми колышками. Надо быть готовым к сильному ветру, который с высокой скоростью дует с ледника Ва́тнайёкюдль и порой даже сбивает с ног. Зато увиденная панорама определенно стоит потраченных сил и времени.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Спускаться же лучше с противоположной стороны.

Интересно, что по прямой расстояние от инфоцентра у основания озера Лаунгисьоур до Лаки всего 10 километров. Раньше этот путь люди проходили пешком, однако течение реки Skafta за последние годы значительно усилилось, и преодолеть ее невозможно.

Вот так выглядит река Skafta

 

Соответственно и короткой автомобильной дороги между ними нет, и единственный подъезд к Лаки только со стороны первой дороги.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Если путь к вулкану Лаки лежал по дороге F206, то обратно надо обязательно проехать по петле F207, она не менее живописна.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

А остановиться на ночь в убежище Blágild в 15 км южнее Лаки. Эта хижина, рассчитанная на 18 человек находится, немного не доезжая до соединения дорог F206 и F207. Либо держать путь обратно к кемпингу в деревушке Киркьюбайярклёйстюр и на следующее утро ехать дальше на север.

Ледяные лагуны Фьядльсаурлоун (Fjallsárlón) и Йёкюльсаурлоун (Jökulsárlón) – еще два чуда света. Причем в отличие от предыдущих мест они находятся вдоль первой дороги. Летом ледник Ва́тнайёкюдль начинает таять, и глыбы льда откалываются от его языка и падают в озера.

Всех желающих исландцы готовы прокатить с ветерком на лодках к краю ледника. Экскурсия в лагуне Фьядльсаурлоун стоит 6800 крон (€53) для взрослого и 3500 крон (€27) для ребенка.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

В более популярной лагуне Йёкюльсаурлоун всегда сотни туристов, которые фотографируются на фоне ледяных мини-айсбергов. Здесь также есть возможность прокатиться к краю ледника. Стоимость экскурсии на корабле-амфибии 5500 крон (€43) для взрослого и 2000 крон (€15.7) для ребенка до 12 лет, на надувной лодке 9500 (€74.5) и 5000 крон (€39,2) соответственно.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Ехать ли дальше на север? Если в планах стоит осмотр самого большого в Европе водопада Годафосс (Goðafoss), «водопада Бога» шириной 30 метров или экстрим-поездка к кратеру вулкана Аскья по дорогам F88 и F910 с опасными бродами и острыми камнями по краям — тогда «да». Это место еще называют «центром пустоты», потому что там нет ничего кроме застывшей лавы. Если же просто проехаться до городка Хёбн (Hofn) и заехать в каньон Хваннагил (Hvannagil), тогда точно «нет». Не стоит это потраченного времени, и от ледяных лагун надо без раздумий возвращаться обратно на юг. Ведь там еще остались сложные дороги, как до Аскьи, и несколько мест, куда надо обязательно попасть.

По пути обязательно стоит заехать в кемпинг Пакгил (Þakgil) спрятанный внутри горного массива. К нему проложена живописная грунтовая дорога, с которой открываются потрясающие панорамы.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Стоимость проживания в палатке 1500 крон (€11.7) за взрослого. Домики в этом месте самые дорогие из всех, что встречались по пути — 25000 крон, или €196. Внутри хижин предусмотрены маленькая кухня, туалет и холодная вода. Душ с горячей водой — общий.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Если в данный момент ты видишь, что пейзаж перед глазами достоин того, чтобы сфотографировать его, не ленись, а доставай фотоаппарат. Если ты подумаешь, ай, сделаю снимок на обратном пути или вообще завтра — это будет ошибочным решением. На следующий здесь может быть сплошной туман

 

Возможности зарядить аккумуляторы в Пакгиле нет. Общая «кухня» представляет собой пещеру с установленными внутри мангалами и столами со скамейками. Освещение — свечками из IKEA. В планах хозяев кемпинга оборудовать место мини-электростанцией и получать энергию от ручья.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Однако едут в Пакгил не для того, чтобы переночевать, а чтобы погулять по горным тропам. Надо отдать должное тем, кто нашел это место, провел до него дорогу, построил кемпинг и проложил два пеших маршрута по горам.

Возвращаемся в сторону столицы.

Черные пляжи из вулканического песка вблизи поселка Вик (Vik) место популярное, так как находится вблизи первой дороги. Естественно здесь гуляют сотни туристов. Остается быстро сделать несколько снимков и ехать дальше.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Место крушения американского военного самолета DC3 в 70-х годах XX века — еще один объект, куда идут толпы людей. Идти до него 3.5 километра в одну сторону. И откровенно, этого времени просто жаль.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Водопад Скоугафосс (Skógafoss) мощный, величественный.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

И такой же популярный, как и все, что находится у асфальта.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

А вот горячий бассейн Seljavellir построенный энтузиастами в 1920 году, – место не избитое, о нем надо знать.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

После многочасовых прогулок под моросящим дождем искупаться в горячей воде самое то.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Ближайшее место для ночлега и старта для дальнейших передвижений — кемпинг Hamragarðar возле водопада Сельяландсфосс (Seljalandsfoss).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Стоимость на взрослого 1300 крон (€10.2), принять душ стоит 300 крон, плата за электричество 1000 крон (€7.8), но по факту все пользуются розетками бесплатно. И да, в этом месте предлагают арендовать двухместную палатку за, внимание, €60 за ночь, если бронировать на сайте airbnb, и чуть дороже, если платить в самом кемпинге.

От Сельяландсфосса дальнейший путь может лежать в трех направлениях.

На остров Вестманнаэйяр (Vestmannaeyjar) на пароме на весь день.

В 30 километрах от Сельяландсфосса находится долина Тора — Торсмёрк (Þórsmörk), дорога до которой считается одной из сложных в Исландии из-за порой сильного и непредсказуемого течения реки Кроссау, являющейся притоком реки Маркарфльоут. Поэтому для тех, кто опасается за автомобиль, есть альтернатива — добраться до долины на рейсовом автобусе.

Доехать от водопада Сельяландсфосс до Торсмёрка и обратно на двоих стоило в начале августа 2017 года 18000 крон (€144). Дети до 12 лет бесплатно. €144 за 60 километров пути. Несмотря на уникальность этого места, хотя пейзажи, похожие на знаменитые виды сверху на долину были по пути к Пакгилу, было решено ехать третьим маршрутом по горным дорогам F261-F210-F233-F208, который займет один день.

Поэтому жертвуем и Вестманнаэйяром, и Торсмёрком и едем навстречу новым приключениям. Дороги эти живописные, пейзажи вокруг разнообразные.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Если позволяет время и нет страха преодолеть сложный брод, то стоит заехать к озеру Álftavatn — там есть два гостевых дома и кемпинг. Мимо этого озера проходит пеший маршрут от Лаундманналойгара до Торсмёрка, и именно здесь все эти люди останавливаются на ночь.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Тем временем путешествие продолжается, и путь лежит вдоль ледника Мирдальсйёкюдль (Mýrdalsjökull). До него порядка 2 км. На переднем плане испаряется вода, а ветер поднимает песчаную бурю из вулканического черного песка.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

В любое другое время здесь не проехать, так как зимой в этом месте все покрыто многометровым слоем снега, который активно тает весной и затапливает плато.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Ближе к середине маршрута перед перекрестком дорог F233 и F208 будет несколько неприятных бродов, но, к счастью, именно в это время преодолеть их удается без труда.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

И это на машине, а каково мотоциклистам? И ничего, ведь ездят же. А еще в этот день по пути встретилась группа пеших паломников. Хотя сегодняшний маршрут самый пустынный из всех предыдущих — за весь солнечный день навстречу проехало всего 7 автомобилей.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

И обогнали двоих мотоциклистов.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

По 208-й дороге проезжаем уже второй раз.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

В прошлый раз было пасмурно, а сегодня погожий денек, и исландские пейзажи расцветают яркими красками.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Однако в районе Лаундманналойгара начинается сильный ливень — впервые за все время поездок в горах, и двигаться под стеной дождя особого желания нет. Поэтому снова останавливаемся в этом кемпинге без электричества и во второй раз покупаем day-pass.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

А утром путь снова лежит в цивилизацию. По дороге заезжаем в симпатичную долину с множеством водопадов Гьяйн (Gjáin).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Говорят, здесь снимали несколько сцен для «Игры престолов». До водопада Хайфосс (Háifoss) от долины всего ничего, но после всего ранее увиденного на семейном совете было решено пропустить его и оставшиеся два дня путешествия посвятить отдыху. Добраться до западных фьордов не хватило бы времени, это все-таки почти 1000 километров пути в обе стороны. Хотя и там есть что посмотреть.

Поэтому после 2-часового релакса в мини-аквапарке в поселке Hella было забронировано жилье в Рейкьявике. По цене всего лишь €74 за ночь на отличной кровати, что дешевле и комфортнее захолустного кемпинга.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Все ли удалось в поездке? Отчасти. Так, из-за проливного дождя не удалось пройти по тропе в Пакгиле. Потерянный день — поездка в город Хёбн. Вместо него лучше было бы съездить в Торсмёрк, которым пришлось пожертвовать в пользу поездки по горным дорогам F261-F210-F233-F208. Из-за стертых в кровь ног отменился осмотр национального парка Скафтафедль (Skaftafell) и водопада Свартифосс (Svartifoss).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

А может, оно и к лучшему, там тоже были бы сотни туристов. Да, возможно стоило бы провести только одну ночь в Рейкьявике, а не две. Но и общая усталость дала о себе знать. Намеренно пропустили часть второстепенных для нас объектов, таких как водопады Хайфосс (Háifoss) и Сельяландсфосс (Seljalandsfoss). Рядом с последним ночевали, но к нему даже не подошли, ибо впечатления от увиденного ранее были на порядок сильнее, чем очередной водопад. Пусть и красивый, но такой легко достижимый.

Наибольшие впечатления от поездки остались именно от дорог, от того, что ты едешь один в лавовой пустыне, часто по настолько разбитым грунтовкам, что становилось не по себе.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Это настоящий драйв, это выброс адреналина, это впечатления, которых ты никогда ранее не испытывал и не представлял, что на планете есть такие красоты. И вот они, в пределах досягаемости. Вернемся ли мы еще в Исландию? Да, только при одном условии — более сложном маршруте, может быть, по неофициальным дорогам. Но это не сейчас, не следующим летом точно.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Исходя из полученного опыта в первом путешествии в Исландию, маршрут по центру и югу острова надо было делать таким:

День 1 — аэропорт, водопады Бруарфосс (Bruarfoss) и Гюдльфосс (Gullfoss); ночевка в Кедлингарфьедле (Kerlingarfjöll)

День 2 — поход к геотермальной зоне Кедлингарфьёдля; переезд и ночевка в кемпинге Лаундманналойгара (Landmannalaugar)

День 3 — поход в горы, если предполагается не один, то надо оставаться еще на несколько дней; поездка до озера Лаунгисьоур (Langisjór); каньон Эльдгьяу (Eldgjá); ночевка в кемпинге Tjalssvæðið Kirkjubaer II в поселке Киркьюбайярклёйстюр (Kirkjubæjarklaustur)

День 4 — поездка к вулкану Лаки (Lakagígar), ночевка в том же самом кемпинге 

День 5 — ледниковые лагуны Фьядльсаурлоун (Fjallsárlón) и Йёкюльсаурлоун (Jökulsárlón); обратный путь на юг, ночевка в кемпинге Пакгил (Þakgil)

День 6 — поход от кемпинга  по одному из маршрутов

День 7 — достопримечательности по дороге №1: Вик (Vik), Рейнисдрангар (Reynisdrangar); водопады Скоугафосс(Skógafoss) и Сельяландсфосс (Seljalandsfoss), ночевка в кемпинге Hamragarðar

День 8 — поездка в Торсмёрк (Þórsmörk), ночевка в кемпинге Hamragarðar

День 9 — горные дороги F261-F210-F233-F208, ночевка в кемпинге Лаундманналойгара (Landmannalaugar)

День 10 — водопады Гьяйн (Gjáin) и Хайфосс (Háifoss), переезд в Рейкьявик

 

Таким образом, те, кто прилетает на 11 дней/10 ночей могут осмотреть все эти объекты, посвятив ключевым один день. Те, кто планировал путешествие на 2 недели, могут провести несколько дней в Лаундманналойгаре, или остаться на пару дней в районе озера Лаунгисьоур. В данном случае многое будет решать погода.

 

Платежи в Исландии

Во время поездки наличные были нужны только 2 раза. Первый — для оплат парковки в Польше. Второй — для оплаты аренды автомобиля. И то, в компании IcePol есть возможность оплатить картой, только это будет дороже на 20%. Поэтому сомнений в том, что надо везти с собой наличные не было.

Все остальное оплачивалось ИКС Картой. Важный момент: при заправке полного бака на АЗС N1 блокируется 18 000 крон (€141), которые вернутся обратно через несколько дней. Таким образом, легко уйти в минус — первый раз на этой АЗС по ошибке было заправлено всего 2 литра топлива. Во второй раз, через минуту также списалось 18 000 крон. Итого заправился на €29.45, а заблокировалось 182 евро. Хорошо, что в МТБанке удалось оперативно сделать возврат — через интернет-банк обращением к специалисту.

Всего на исландских АЗС было потрачено 992.26 рубля (€429.55). Кэшбек по «Автокарте» составил 29.76 рублей. Траты на топливо составили 708 рублей 13 копеек (€306.55) при стоимости 1 литра дизельного топлива — 3.37 рубля. В общей сложности проехали без малого 2000 километров. Средний расход топлива составил 10.5 литра на 100 км.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Траты на проживание составили 920 рублей (€398), покупки в супермаркетах, включая игрушки для ребенка и непродовольственные товары 1711 рублей (€740), за сувениры и покупку вещей заплатили 373 рубля (€161). Кэшбек 1.5% на карту PayOkay составил 45 рублей 07 копеек.

В Duty Free в общей сложности оставили 527 рублей (€228). Кэшбек здесь по акции составил 3%, вернулось 15 рублей 83 копейки.

Итого, общий кэшбек по «Автокарте» и PayOkay по итогу всей поездки составил 123.42 рубля.

 

Оплачено ИКС Картой Траты Кэшбэк  
перелет 2183,88 32,76 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
бензин 708,13 21,24 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
другие траты на АЗС 284,13 8,52 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
проживание 920,2 13,80 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
питание 1711,34 25,67 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
покупки 373,12 5,60 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
Duty free  527,56 15,83 Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам
ИТОГО: 6708,36 123,42  

 

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

 

Виза

Исландия не входит в Евросоюз, но является участником Шенгенского соглашения. Въезд в страну осуществляется по обыкновенной шенгенской визе. Оформлением краткосрочных виз именно в Исландию в Беларуси занимается консульство Франции.

 

Еда

Кафе и ресторанов в горах нет. Равно как и заправок и магазинов. Поэтому надо самостоятельно готовить то, что заранее купил в супермаркете. В Исландии работают несколько сетей магазинов — Bonus, Kjarval, Netto и другие. Нельзя сказать, что цены сильно отличаются от сети к сети. Чтобы сэкономить, надо брать то, что в данный момент на скидке.

 

Средние цены в Исландии:

1 кг маринованого мяса — от 1000 крон (от 21 рубля)

1 кг яблок — от 150 крон (от 3 рублей)

1 хот-дог — от 700 крон (от 13 рублей)

1 чашка эспрессо на АЗС— от 340 крон (от 7 рублей)

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

 

Дневной рацион:

завтрак — или бутерброды, или хот-доги на АЗС, или разогретые на горелке/плитке/микроволновке порции готовой еды, купленной в супермаркетах

обед — приготовленный заранее суп из термоса, хлеб

ужин — мясо, приготовленное на углях, овощи и фрукты, закуски под коньяк

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

На АЗС сети N1 всегда есть бесплатный кофе — большой бидон находится рядом с кассой. Но стаканов там может не быть. Также на заправке люди разогревают в микроволновой печи свою еду и едят за их столиками. Это приемлемо.

Питьевую воду покупать не надо — вода из-под крана и в горных ручьях чистая и вкусная.

 

Авиаперелет

Одна из затратных частей путешествия в Исландию — авиаперелет. Прямых рейсов из Минска на остров нет. А ближайшие к нам города, откуда летают самолеты до Рейкьявика — Вильнюс и авиакомпания WizzAir, Рига и национальный авиаперевозчик AirBaltic и Варшава, откуда летает исландский лоу-костер WOWair. Летом цены, естественно, выше, чем в не сезон. У любимого белорусами WizzAir авиабилеты на троих в разгар лета стоили, внимание, €1800.У AirBaltic авиаперелет стоил €1000, у WOWair €1054 вместе с 20 кг багажа в обе стороны. Несмотря на то что дорога до Риги короче, а билет немного дешевле, был выбран аэропорт Варшавы «Шопен», так как в планах был еще и шопинг. А цены в Польше ощутимо ниже, чем в Литве и Латвии.

В итоге, на покупке авиабилетов по карте PayOkay МТБанка удалось сэкономить 40 с половиной рублей (32.76 рублей кэшбэк и 4.02 рубля на специальном курсе при оплате картой).

Автомобиль оставляли на платной стоянке в 6 километрах от аэропорта. Стоимость — 140 злотых (€32) на весь срок. Трансфер до аэропорта входит в стоимость. Оплата только наличными.

 

Страховка

При оформлении карты PayOkay ее владельцу предлагается бесплатная страховка на сумму €30 000, действующая 20 дней в течение года. Однако в таком путешествии необходимо оформлять страховку для активных видов отдыха с повышающим коэффициентом. Итого страхование жизни от несчастных случаев на трех человек стоило 66.64 рубля (€28.89). И еще €50 пришлось заплатить за международную «грин-карту», так как общая продолжительность поездки была больше 14 дней.

 

Аренда автомобиля

Для проезда по асфальтовым дорогам подойдет любой автомобиль. Для проезда по F-дорогам понадобится полноприводный кроссовер или внедорожник.

В международных прокатных компаниях типа AVIS, Hertz, Europcar цены выше остальных. Исландские компании делятся на 2 типа. Первые предоставляют в аренду новые автомобили, для которых потребуется дополнительная страховка — попасть под «обстрел» из песка или гравия вполне реально даже на 1-й дороге. Вторые специализируются в основном на внедорожниках, и страховка у них, скорее, от полного уничтожения машины, нежели от таких мелочей, как царапины и другие внешние повреждения. Для повторения данного маршрута лучше воспользоваться услугами именно таких компаний.

Чаще на исландских дорогах встречались Dacia Duster, Suzuki Jimny, Mitsubishi Pajero и Toyota LC Prado. В большинстве случаев внедорожных возможностей этих автомобилей будет достаточно для прохождения бродов и крутых подъемов.

Дизельный 3.2-литровый Mitsubishi Pajero с АКП арендовали в компании IcePol.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Заранее договорились об оплате наличными — так вышло на 20% дешевле, чем если бы была безналичная оплата. Ребята, таким образом, рискуют, но не платят налог. И рассчитывают на путешественников из Польши, Беларуси, Украины, России и других стран, где нормально отнесутся к такому. Стоимость аренды на 11 дней — 168 000 крон (€1320). В автомобиле заранее были сняты сиденья — оставили только три. Таким образом была подготовлена ровная площадка для сна. Втроем ночевать в машине можно, хотя и тесно. Вдвоем — вполне терпимо. Поэтому дополнительная палатка оказалась как нельзя кстати. При бронировании надо заранее оговаривать список того, что могут дать с собой прокатчики. В нашем случае это были багажник на крышу, инвертор 12В—220В, три спальных мешка, три коврика, пледы, набор посуды, газовая горелка.

Переоборудованные джипы на дорогах встречаются тоже. Стоит ли такие автомобили брать в аренду по цене в 2 раза дороже — вопрос спорный. Если горная река в данный момент времени в пике течения, то ее не преодолеть и на гиганте с метровыми колесами.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Кто-то берет в аренду пикапы с домом на кузове или переделанные автодома. Цена вопроса — в 3 раза дороже, чем аренда Mitsubishi Pajero на тот же срок. А в случае с Duster’ом – в 4 раза. И средний расход у таких монстр-траков будет не менее 25 литров на 100 километров. При этом ночевать в таком автомобиле удобно, в них даже есть миниатюрные кухни и туалет.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Автомобиль для гор лучше брать с автоматической коробкой передач.

 

Экипировка

Одежда и обувь в Исландии понадобится на все случаи жизни. Что-то уже было куплено ранее для повседневного использования. А кое-что пришлось покупать дополнительно. Для экономии непродуваемые теплые куртки, штаны, кое-какое другое оборудование заказывали на AliExpress. Почитав отзывы и пообщавшись с продавцами, был выбран магазин Vector. В итоге купленная в Китае одежда обошлась в 3-5 раз дешевле, чем продается у нас. Для сравнения, брюки стоили €27, куртка €30, перчатки €3.80. При заказе просил продавца написать стоимость меньше €22, чтобы не попасть на растаможку (актуально для Беларуси).

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Необходимый набор одежды:

2 пары обуви с протектором

шлепанцы

мембранная куртка

дождевик

легкая куртка

теплые штаны

легкие брюки

шапка

перчатки

очевидные вещи типа белья, носков и так далее

легкая одежда для сна

очки

 

Снаряжение:

палатка

коврик

спальный мешок

плед

палки для ходьбы

газовая горелка

набор посуды для еды

полотенца из микрофибры

зажигалка или охотничьи спички

аптечка

 

Душ и туалет

С этим проблем не было ни разу. Бесплатные туалеты всегда есть на АЗС, в кемпингах, в инфоцентрах около природных объектов. Например, в Лаки или у озера Лаунгисьоур. Исключение — кемпинг Лаундманналойгара, где в 10 утра начинает работу проверяющий.

Душ практически везде платный, 3 минуты в среднем стоит 300 крон. Только в кемпинге Кедлингарфьёдля душ входил в плату за стоянку.

Бесплатная альтернатива душу — горячие источники. Правда, там можно только купаться, мыться нельзя. По нашему маршруту их было три — в Кедлингарфьедле, в Лаундманналойгаре и по пути от Вика купальня Seljavellir.

Также в некоторых городках и поселках есть аквапарки, где в среднем за 1500 крон предлагается анлим на посещение. В таких аквапарках есть большие ванны с горячей водой с температурой от 25 до 40 градусов, горки, бассейны для плавания. Хороший и расслабляющий вид отдыха после тяжелого и насыщенного приключениями дня.

 

Покупки

Да, в Исландии возможен легкий шопинг. Если вещь продается с хорошей скидкой или действительно представляет интерес.

Кстати, на карту PayOkay возвращается 5% от суммы покупок, зарегистрированных в системе Global Blue. Если ката PayOkay виртуальная, то в системе Global Blue надо указывать номер ИКС Карты.

 

Навигация

Лучше всего показало себя в работе мобильное приложение MapsMe. В программе есть все грунтовые дороги.

 

Интернет

Карточка Siminn на 10Гб стоила 2900 крон (€22.6). Ее удалось приобрести только на заправке N1 около столицы. Этого трафика хватило на все время поездки с раздачей еще на 2 смартфона и ноутбук. Связь была практически везде, кроме пары мест внутри страны. Например в районе кемпинга Hólaskjól. А так и на горе возле вулкана Лаки, и других местах отправляли фотографии в Facebook и друзьям/родным через Viber.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

Оборудование для съемок

Nikon D700, объективы Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VRи Nikon AF NIKKOR 180mm f/2.8D IF-ED

смартфоны Huawei Mate 8 и Mate 9

экшн-камера EZVIZ S5 Plus

селфи-палка

штатив

фильтр ND1000

 

На этом собственно все. Спасибо за внимание.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

 

И соблюдайте осторожность на горных дорогах, где действительно можно разогнаться до 70-80 км/ч.

Путеводитель Телеграфа по Исландии: 70 км/ч по горным дорогам

Как вам новость?