Сталин умер! Да здравствует Сталин!

Запрет английской комедии «Смерть Сталина» в России и последующая попытка ее запрета в Беларуси, кажется, помогли продвижению картины в нашей стране гораздо лучше, чем любая дорогостоящая рекламная кампания.

Как мы и надеялись ранее, белорусский минкульт сумел показать себе и миру, что мы – не субъект Российской Федерации, а самостоятельное государство, которое вольно само выбирать, что показывать на своей территории, а что нет. И хотя, как в том анекдоте, осадочек от приостановки показа ленты остался, ее все же в кинотеатры, пускай и частные, пустили. И люди в кино пошли. И вечером 8 февраля на трех сеансах в одном из кинотеатров сети Silver Screen, которая и показывает ленту в Беларуси, было лишь два свободных места.

Что касается самой картины Армандо Иануччи, то это не совсем исторический фильм. Здесь события, которые длились месяцами, оказались сжаты в несколько дней. Здесь финальная развязка с живым воплощением сталинских репрессий Лаврентием Берией больше похожа на события с расстрелом румынского кондукатора Николае Чаушеску, чем на арест всесильного советского министра. Здесь нет большого физического сходства персонажей с их реальными историческими прототипами.

Но в то же время здесь очень точно и ярко показаны их характеры. Здесь отражены мельчайшие детали, которые, если не углубляться в изучение событий тех времен, могут показаться выдумкой авторов, но имели место в действительности.

Это и не совсем комедия, хотя смешных моментов там просто уйма. И это не сортирный юмор – это тонкая политическая сатира (жанр, которого ох как не хватает в современной Беларуси), которая высмеивает тот страх, который царил в СССР и в той или иной степени царит при любой другой диктатуре. Высмеивает раболепие всех – от простой горничной до ближайшего заместителя помешавшегося на своем всевластии вождя. Высмеивает лесть и злобу, которой полны «ум, честь и совесть» советской эпохи.

А как политический триллер «Смерть Сталина» может дать фору любому «Карточному домику», хотя вы и знаете заранее, чем все это должно закончиться.

Местами же в этой комедии становится совсем не смешно – становится страшно: за те времена, за живших тогда людей, а также и от тех времен, от живших тогда людей. Страшно и от того, что их наследники живы и поныне, что и поныне готовы надевать кровавую форму НКВД, готовы не стыдиться называться чекистами, готовы в случае приказа убивать и пытать, ссылать и калечить.

Но в то же время ты понимаешь, что придет и тот момент, когда над не остывшим телом того, кто еще вчера был великим отцом народа/народов, в один момент столпятся его приближенные и будут примерять на себя его усы.

И ты понимаешь, что именно демократическое правление, а не авторитаризм способны спасти не только твою жизнь и жизнь твоей семьи, но и жизнь всесильного диктатора и его детей, которая очень круто поменялась у Василия и Светланой Сталиных.

Что именно при демократии у него есть шанс на достойную смерть, а не в луже собственной мочи и не в окружении вырвавшихся из банки пауков, которые только и ждут твоей кончины и с нескрываемой злобой готовы вцепиться в глотку друг другу, чтобы стать новым Сталиным. Новым вершителем судеб. Новым отцом народов.

А пока «Смерть Сталина» еще идет в кино, идите и смотрите, смотрите и вникайте в происходящее, чтобы оно никогда не повторилось.

Максим Гацак

Как вам новость?
Головоломки