30. 03. 2018

Менее года осталось до запуска Белорусской АЭС: что от нее ждать белорусам?

Строящаяся Белорусская АЭС в Островце Автор фото: Илья Иванов Источник фото: Telegraf.by

Менее чем через год в Беларуси начнет функционировать своя собственная атомная электростанция – Белорусская АЭС под Островцом. О том, насколько она безопасна, в чем ее особенности и стоит ли опасаться падения на нее самолета, корреспонденты Телеграфа узнали в ходе пресс-тура, организованного министерством энергетики Беларуси.

Беларусь наиболее сильно пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего территория страны была объявлена в 1990 года зоной экологического бедствия. Многие районы подверглись радиационному загрязнению и последующему отселению жителей, в стране значительно вырос уровень онкологических заболеваний. Поэтому неудивительно, что вопрос строительства АЭС не вызывает однозначного одобрения в Беларуси.

Да и в соседней Литве, от столицы которой - Вильнюса – расположена всего в 55 километрах, обеспокоены ее строительством. Именно поэтому вопросы безопасности будущей станции были главными со стороны членов белорусской части журналистской делегации на АЭС.

Аварии на других АЭС волну нуклеофобии явно не сбивают.

 

 

Проект новый, тип реактора старый

Как отметил в беседе с журналистами Сергей Олонцев, старший вице-президент по управлению российскими проектами инжиниринговой компании "АСЭ" – генподрядчика станции, белорусское правительство уделяет огромное внимание строительству этого объекта, и «поэтому большая часть работы шла с опережением».

Строится БелАЭС по проекту АЭС-2006 и является аналогом Ленинградской АЭС-2. «Это новаторский проект. Это первый из объектов 3+, который возводится в Европе», — подчеркнул собеседник.

 

 

По его словам, станция возводится по базовому принципу Мульти-D, «который объединяет в себе параметры не только физические, но и финансовые, стоимостные, сроки». «3D – это три измерения, а мы к этому кладем еще много других вещей, в основе которых лежат информационные базовые 3D-модели», — добавил старший вице-президент «АСЭ».

Вместе с тем сам реактор на БелАЭС принципиально не поменялся.

«Как был реактор с известным количеством тепловыделяющих элементов, так их чуть-чуть больше стало в проекте 2006. Основная отличительная особенность проекта 3+ от остальных, ранее реализованных проектов – обеспечение безопасности. Проект АЭС-2006 отвечает всем повышенным нормам безопасности, которые предъявляются сейчас как на уровне МАГАТЭ и других контролирующих органов, и включает в себя дополнительные элементы безопасности, позволяющие локализовать возникновение потенциальных технических неполадок и обеспечить автономность существования станции в обесточенном режиме до 72 часов. Здесь четыре системы активной безопасности. Здесь применены пассивные системы безопасности, которых не было ранее. Это системы спот, это автономный отвод тепла в случае отключения питания. Это применение двухоболочной системы ядерного острова – наружной и внутренней. Перечень достаточно большой, который отличает нашу серию от предыдущих», — сказал Сергей Олонцев.

 

 

По его словам, в проекте АЭС 2006 также учтены события, которые произошло на АЭС в японской Фукусиме в 2011 году.

 

Падение какого самолета выдержит БелАЭС?

Должна выдержать Белорусская АЭС и падение самолета, правда, не всякого. В целом же, тема падения самолета несколько искусственна, раздуваема да и вообще излишне экзальтирована, считает Сергей Олонцев. «Нет такой проблемы на Белорусской станции», — уверен он.

По его словам, вероятность падением самолета на БелАЭС, по расчетам генподрядчика, составляет менее, чем 10 в минус шестой степени.

 

 

«Эта цифра говорит о том, что подобного рода ситуации можно просто не рассматривать. Транспортные пути – коридоры для гражданской и военной авиации – сейчас скорректированы и проходят вдалеке от Белорусской атомной станции. То есть, падать-то нечему. Ничего вокруг не летает. Если кто-то специально соберется сюда прилететь, для этого существуют другие меры, нетехнические (на подъезде к АЭС расположена часть ПВО – Телеграф). В случае какой-то техногенной катастрофы с авиалайнером он просто досюда не долетит», — полагает старший вице-президент.

Тем не менее, в проекте рассматривается вероятность того, что легкий самолет, наподобие бизнес-джета, может упасть на оболочку станции. «И наша конструкция выдерживает эту ситуацию. Конечно, Боинг 747 никто не рассчитывал. Да я вас уверяю, что в мире нет такой станции, которая бы выдержала бы падение такого самолета. Важно же в ситуации не то, что он физически что-то разрушит, а то, что будет сопровождать это – топливо, горение», — добавил собеседник.

 

 

"Надеюсь, энергоблок будет функционировать безопасно и надежно"

Состоит БелАЭС из двух независимых энергоблоков. Каждый из них включает в себя здание реактора, вспомогательные системы, системы безопасности и обеспечивающие системы. Каждый блок может нести свою функциональную нагрузку независимо от другого. Первый блок, «если брать общее состояние с тепломонтажом и электромонтажом», возведен на 75-78%, второй – примерно на 50%, отметил Сергей Олонцев. «Разница сейчас составляет между пусками первого и второго блока где-то порядка шесть-восемь месяцев», — добавил он.

Так, первый энергоблок планируется запустить уже в 2019 году. «А потом, уже в 2020 году, будем вводить блок № 2. При этом первый, надеюсь, будет функционировать безопасно и надежно», — рассказал в свою очередь начальник реакторного цеха Александр Канюка.

 

 

На данный момент на первом блоке уже закончен монтаж основного оборудования. Смонтировано полностью и оборудование реакторной установки, начинаются послемонтажные очистки, идет монтаж аварийных систем и систем безопасности, полным ходом идет возведение турбины. «В ближайшее время будем приступать к закрытию цилиндров высокого и низкого давления, уже смонтирован генератор, полным ходом ведется строительство электротехнических объектов», — заявил Сергей Олонцев.

«Мы планируем в ближайшее время подать питание на собственные нужды, после чего будем получать первые кубы химобессоленной воды, чтобы выполнять полноценные промывки. В дальнейшем первый этап – это гидравлические испытания и циркуляционная промывка первого контура. По монтажу степень готовности где-то 90%», — добавил Александр Канюка.

«На первом блоке строительная часть находится на полностью завершающей части. Идет переход от тепломонтажных работ к пуско-наладочным. Трубопроводы, оборудование не просто как металл находятся, но и приняли уже и воду, что-то промывается. Наладчики уже начали работать полным ходом. В июле этого года нас ждет уже начало гидравлических испытаний, циркпромывок, и далее холодная и горячая обкатка уже реакторной установки. По сути эта имитация работы реактора и всего оборудования», — заявил главный инженер ОАО «Энергоспецмонтаж» Михаил Пинчук.

 

 

Относительно первой электроэнергии начальник турбинного цеха БелАЭС Евгений Абашев заметил, что поступать потребителям она начнет не сразу после запуска первого энергоблока. «На 2019 год намечен физический пуск турбины. Порядка полугода надо, чтобы произошел энергетический пуск. В эти полгода будут происходить работы на теплоэнергетическом оборудовании. Пуско-наладочные работы, прокрутка ротора турбины от валоповоротного устройства, от свежего пара. Следующий этап – это толчок ротора турбины, синхронизация с сетью и уже непосредственно выработка электроэнергии потребителям», — рассказал он.

Второй энергоблок находится на этапе совмещенных работ: параллельно ведутся и строительные работы, и тепломонтаж оборудования и трубопровода. «Сейчас готовимся к сварке главного циркуляционного трубопровода. Все основное оборудование – корпус реактора, парогенераторы – все расставлено по местам, и мы сейчас это должны соединить единым трубопроводом и соответственно полностью собрать реакторную установку», — подчеркнул Михаил Пинчук.

По его словам, поставки оборудования на БелАЭС идут из различных стран, в том числе из Украины, Чехии и Словакии, однако «основное оборудование реакторной установки – сердце атомной станции – изготавливается в России».

 

 

«У нас применены все необходимые меры основной и дополнительной безопасности. Блоки прошли все проверки. Миссия ОСАРТ (МАГАТЭ – Телеграф) также выполняла оценку нашего проекта. Результаты сейчас обрабатываются. Может быть, будут даны некоторые рекомендации. Но я считаю, что проект довольно достойный», — добавил Александр Канюка, отметив, что все подобные прошли испытания и получили положительную оценку.

 

Безопасность – основа обучения

Работать на БелАЭС будет около 2000 человек. Из них 600 человек по 45 основным должностям обучает генподрядчик, а остальной персонал обучается на учебно-тренировочном центре (УТЦ) БелАЭС, который работает с 2016 года.

Сейчас на станции работает более 1000 человек. Персонал первого энергоблока полностью набран и проходит разные этапы подготовки. «Мы обучаем персонал тому, что им потребуется для будущей работы. Мы не школа, не колледж, не университет. Это учебно-тренировочный центр, где человек получает знания по своей занимаемой должности», — рассказал начальник УТЦ Владимир Горин.

 

 

По его словам, наибольшее внимание в рамках обучения уделяется персоналу, который будет работать на блочном пульте управления. Для этого в центре работает полномасштабный тренажер, который является точной копией блочного пультового управления, в котором программное обеспечение позволяет отрабатывать необходимые действия и «знания переводить в навыки».

«Тренажер работает в режиме реального времени. Можно процессы ускорять и замедлять. Это, все-таки, учебное средство, и мы должны уметь проводить работы быстрее или медленнее в зависимости от той цели, которая стоит перед занятием. У нас разработаны сценарии, которые реализуют режимы нормальной эксплуатации, сценарии аварийной ситуации, отклонений от режима нормальной эксплуатации, а также тяжелой аварии», — отметил начальник УТЦ.

 

 

Также разработаны программы по основе безопасности АЭС, на которых все без исключения работники станции проходят необходимое обучение по тем знаниям, которые нужно знать человеку, работающему на АЭС.

«Это и охрана труда, и основы радиационной, пожарной и прочей безопасности. Также стоит задача привить нашему персоналу основы культуры и безопасности, которые являются основополагающими в эксплуатации ядерной станции, поскольку безопасности должны быть главными в деятельности работника станции. Безопасность, прежде всего. Это должно быть осознание каждым сотрудником от самой низкой позиции до руководства станции. Наша задача обеспечить такую подготовку персонала, чтобы он осознавал, что безопасность – это основа его деятельности», — добавил Владимир Горин.

 

 

Cui prodest? Cui bono?

Что касается экономического эффекта от запуска БелАЭС, то он пока неясен – ни для населения, ни для экономики в целом. Так, гарантии того, что тарифы на электроэнергию для белорусов снизятся, нет.

«Сегодня вопросы тарифов регулируются Министерством антимонопольного регулирования. Я вам одно могу сказать, что атомная станция в мире в целом в условиях удорожания энергоресурсов на сегодня более экономичная себестоимость выработки, чем на станциях с органическим видом топлива», — рассказал журналистам замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк.

 

 

Такая же неясность и в вопросе будущего экспорта электроэнергии с БелАЭС, особенно в ситуации, когда некоторые страны уже заявили, что покупать ее не собираются.

«Мы и сегодня осуществляем экспорт. У нас достаточно мощностей в белорусской энергосистеме. Мы провели масштабную модернизацию генерирующих мощностей в нашей энергосистеме. И она сегодня самая эффективная на постсоветском пространстве. А с вводом станции она будет еще более эффективная в части себестоимости производимой продукции. Конечно же, мы рассматриваем, чтобы с вводом атомной станции наша национальная экономика была более конкурентноспособной на внешних рынках. А то что мы провели модернизацию, то мы и сейчас экспортируем электроэнергию в те часы, когда мы конкурентноспособны на внешних рынках. И с вводом атомной станции эта возможность увеличится. А рынок покажет», — добавил замминистра.

 

 

Пока же представляем вашему вниманию бонусные фотографии с площадки строительства БелАЭС — снаружи и изнутри.

 

Самые умные птицы и на лето остаются в тёплых краях.

еще

Удовлетворяет ли вас температура воздуха в вашей квартире?

Загрузка...