Экономист видит резервы для дальнейшего удешевления топлива

Обещание снизить со 2 января цены на автомобильное топливо повергли белорусскую публику в радостное предвкушение. Действительно, как тут не возликовать: то за год 28 раз по копейке дорожало, а тут бац – сразу на 2 копейки бензин удешевить обещают, а в придачу — дизель на копеечку, отмечает белорусский экономист Леонид Фридкин.

— Счастье усиливает экономическая обоснованность обещания. Как-никак мировые цены на нефть за полтора месяца обвалились почти на 20%. В Белнефтехиме считают, что это хороший повод рассмотреть возможность корректировки цен на заправках.
 
Леонид Фридкин считает, что резервы для еще большего снижения цен на топливо есть. 
 
— Все-таки не нефтью единой цена живет. К примеру, у нас с 1 января акцизы на бензин ниже 5 класса снижаются с 527,37 до 435,08 рублей за тонну, 5 класса – с 306,17 до 252,59 рубля, на дизтопливо – с 167,67 до 138,33 рубля. То есть акцизы сокращаются на 17,5% и в течение всего года повышаться не будут. А рубль пока ведет себя относительно прилично.
 
Помнится, в августе «Белнефтехим» уверял, что в цене топлива 40% приходится на налоги. При этом в затратах НПЗ доля сырья занимает более 80%. Может, какие-нибудь сердобольные айтишники создадут для концерна программу, позволяющую высчитать, как могут снижаться цены, если основные статьи затрат сокращаются на 17-20%. При некоторых познаниях в арифметике можно и на бумажке в столбик посчитать.
 
Еще одна статья затрат – зарплата. По данным Белстата, она в нефтепереработке с начала года выросла за 11 месяцев на 22% (реальная), а номинальная за год вообще на 27,6%. Но по данным Белнефтехима в цене 1 литра автомобильного топлива зарплата составляет 2 копейки, а все затраты НПЗ, кроме покупки нефти, – до 10 копеек. Так что рост «зарплатной» составляющей, если смотреть невооруженным глазом, как бы ни в чем не виноват. А что он опережает динамику цен на заправках, так это, естественно, случайное совпадение.
 
Впрочем, калькуляция – тоже не единственный аргумент. Гораздо важнее, что по прогнозам Белорусской автомобильной ассоциации в прошлом году только официальные дилеры должны были продать в 1,5 раза больше новых машин, чем в 2017-м. При таком росте спроса причитания по поводу подорожания бензина выглядят не слишком убедительно. 

Как вам новость?