Эксперты — о том, почему РФ называет нефтяные выгоды Беларуси своими субсидиями

Если власти России продолжат считать налоговый маневр своим внутренним делом, которое не подлежит обсуждению и компенсации внутри Евразийского экономического союза, это может задать импульс переформатирования белорусско-российских отношений, а также отношений внутри ЕАЭС. Об этом говорится в обзоре Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC), передает Telegraf.by.

В центре отмечают, что главной темой повестки дня в конце 2018 года стали вопросы отношений с Россией в энергетике. В этом году соседняя страна продолжает реализовывать налоговый маневр – постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (к 2024 году) с повышением налога на добычу полезных ископаемых. И это косвенно затрагивает другие страны ЕАЭС.
 
Белорусская сторона исходит из того, что движение к единому рынку энергоресурсов в ЕАЭС и выравнивание условий для субъектов бизнеса означает, что условия для какой-либо из стран не должны ухудшаться. Беларусь рассматривает условия, закрепленные с 2015 года через механизм покупки российской нефти по стоимости, не включающей экспортную пошлину, а также перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные белорусскими НПЗ, в свой бюджет как минимальный статус-кво в рамках ЕАЭС. Кроме того, Минск и подписал договор о ЕАЭС, рассчитывая на введение такого механизма на пути к общему рынку энергоресурсов.
 
Однако фактически такой механизм был закреплен двусторонним соглашением между Минском и Москвой, а сам договор о ЕАЭС помещал энергоносители за рамки концепции общего рынка. В BEROC отмечают, что согласие на двусторонний характер соглашений о переходном этапе в торговле энергоносителями вне рамок правоотношений в ЕАЭС и подписание договора в формате неполноценного экономического союза видятся серьезной ошибкой Беларуси в принятии решения о вступлении в данную структуру.
 
«Это позволяет России позиционировать выгоды, получаемые Беларусью в торговле энергоносителями, не как автоматические последствия перехода/движения к общему рынку внутри ЕАЭС, а как субсидии/поддержку Беларуси Россией. Россия интерпретирует налоговый маневр как внутреннее дело, не подлежащее обсуждению или компенсации внутри ЕАЭС», — говорится в обзоре.
 
Это свидетельствует о том, что для России ЕАЭС является политическим инструментом, а учет интересов других членов союза уходят на второй план, полагают белорусские аналитики. Такой подход будет порождать новые противоречия в ЕАЭС.
 
«Данный эпизод может задать не только импульс переформатирования отношений Беларуси и России, но и усилить настороженное отношения других стран-членов к дальнейшему развитию ЕАЭС», — заключили эксперты.

Как вам новость?
Головоломки