Трагедия в гимназии: шутинг в Вильно в 1925 году

Сегодня, когда речь заходит о различных трагичных событиях с активным участием детей и подростков, горячие головы часто обвиняют в случившемся компьютерные игры, интернет и прочие современные новшества. При этом реальные причины и условия произошедшего за такой демагогией могут и ускользнуть от общественного внимания.

Свидетельством же того, что нападения в учебных заведениях происходили и ранее, является случай массового убийства в государственной гимназии имени Иоахима Лелевеля, который произошел 6 мая 1925 года в Вильно – центре белорусской жизни Западной Беларуси во времена межвоенной Польши.

Вот как описывала те события газета «Kurjer Poznański»:

«В 11:10, когда начался письменный экзамен по математике, к директору Беганскому, который в качестве главы комиссии участвовал в экзамене, подошел ученик Станислав Лавринович и начал с ним беседовать.

Неожиданно он схватил правой рукой револьвер, а левой – ручную гранату, которые были спрятаны в карманах».

Трагедия в гимназии: шутинг в Вильно в 1925 году

Газета Kurjer Poznański, 8 мая 1925 г.

Лавринович дважды выстрелил из револьвера в директора, а затем в его руке взорвалась граната. Вместе с ним погиб ученик Тадеуш Доманский, который, по данным некоторых газет, бросился на гранату, и учитель Ян Янковский. Также погиб скаут Адам Загорский, православный белорус родом из района Свентян, который грудью заслонил директора от пуль.

Ранены были директор Эдвард Беганский и ученики Бонча-Осмоловский, Студзинский, Борысевич, Точиловский, Сыманович, Войктевич, Навроцкий и Глинский.

Но это еще было не конец. После того, как от взрыва погиб Лавринович, его приятель, выходец из Минска Януш Обромбальский также достал револьвер, пытаясь убить членов комиссии, но ни один из его выстрелов не нашел цель. Тогда он выбежал в коридор, где попытался взорвать гранату. Когда и это не удалось, ученик застрелился.

Обыск школы полицией выявил в одной из комнат еще одно- или двухкилограммовое взрывчатое вещество и большое количество штурмовых гранат. В своем прощальном письме Обромбальский просил об опеке за своей невестой. Все это свидетельствовало о том, что к нападению Лавринович и Обромбальский готовились заранее и старательно.

По данным СМИ тех времен, им обоим грозило отчисление. При этом они неоднократно устраивали в хулиганских вылазках, а ночь перед нападением провели в пьянках. Нападавшие также были членами военизированной организации, в которой и взяли оружие.

Трагедия в гимназии: шутинг в Вильно в 1925 году

Газета "Беларуская доля", Вильно, 9 мая 1925 года

В попытке разобраться в причинах трагедии некоторые заявляли о сложном, едва ли не садистском характере директора Беганского. Правда, в связи с обвинениями его же ученики написали письмо в его поддержку. Некоторые видели причину в событиях 1917-1921 годов, которые деморализовали многих людей. К примеру, из-за постоянных войн и эвакуации оба нападавших очень поздно окончили школу и были намного старше своих одноклассников. Не исключались и их психические проблемы. Но точные причины так и остались не ясными.

События в виленской гимназии вызвали большой резонанс в мировых СМИ. О них писали, среди прочих, американская The New York Times, французская Le Figaro, австрийские Neue Freie Presse и Wiener Zeitung, немецкие Die Neue Zeitung и Freiburger Zeitung, чешская Prager Tagblatt и даже австралийская The Argus. А само нападение стало одним из самых массовых по числу жертв в Европе на то время.

Максим Гацак

 

Как вам новость?