Основные правила
1. Первый и самый простой шаг – осознать и принять новые условия жизни. Это не конец света, а только лишь изменение исходных условий. Большинство предпринимателей просто не хотят думать о новой стратегии, и как можно дальше оттягивают этот момент. Придется проявить все свои аналитические способности, собрать данные, сделать вывод.
2. Даже в такой ситуации кто-то зарабатывает деньги. Например, в военное время разительно меняется рынок, появляются новые запросы. Людям необходимо оружие, обмундирование, техника и т.д. Во времена кризиса особенно необходим нотариус и адвокат. Элитное жилье становится доступным, так как спрос на такую жилплощадь падает. Люди нуждаются в экономичных домах и квартирах. Ведь нужно селить беженцев. Человек, который вовремя оценить новую структуру запросов, получит доход.
3. Если бизнесмен имеет огромное предприятие, в кризисных условиях ему будет тяжелее, чем другим небольшим локальным компаниям. Скромные предприятия быстрее подстраиваются под новые требования. Кризис даже на руку таким мелким компаниям, им проще найти клиентов, потому что в обычных условиях почти невозможно соперничать с крупными предприятиями.
Три шага стратегии
А) Рынок непрерывно изменяется, и требует серьезных решений. Бизнесмену придется отследить тенденции, попытаться спрогнозировать будущий исход. Качественный анализ ситуации избавит от многих проблем. Это похоже на отслеживание курса валют.
Б) Следующий шаг – проанализировать рынок и сформировать предложение. Кризисные условия определяют новые потребности. Например, прохудившаяся обувь. В кризис человек не пойдет по бутикам искать себе новую модель. Он отправится чинить старую. Поэтому рациональнее было бы открыть хорошую мастерскую с доступными ценами.
В) В этот переломный момент для покупателей теряет значение броская яркая упаковка, лейблы, этикетки и т.п. В цене доступный и экономный товар. Например, если предприятие специализировалось на продаже молочных продуктов, оно и в кризисной ситуации может этим заниматься. Необходимо только сэкономить на упаковке и антураже. Клиентам в такие моменты нужно именно молоко, а не яркие краски. Кроме того, можно ввести новую услугу – развоз молочной продукции по частным и квартирным дворам. Люди будут рады купить товары, не выходя из дома.
Кроме того, существует и другой вариант. Например, компания занималась установлением пластиковых окон. В условиях кризиса это дорого. Поэтому можно ввести в оборот другую доступную услугу – чистка окон. Клиенты в таком случае будут заказывать такую услугу, и предприятие останется не без средств.
Кризис – это не конец всему. Грамотный и спокойный бизнесмен всегда найдет выход из сложившейся ситуации. Главное – не паниковать и трезво оценить измененные условия работы и жизни.