Создается такой план за 1-4 месяца. Почти 50% времени потратится на сбор информации, 30-40 на анализ данных и сравнение стратегий, а оставшиеся 10-20% времени на написание плана.
Традиционный маркетинговый план состоит из восьми частей:
1. Резюме
2. Анализ ситуации
3. SWOT-анализ
4. Цели и задачи
5. Маркетинговая стратегия
6. Ожидаемые показатели финансов
7. Конкретные действия
8. Риски, необходимые ресурсы.
9. Резюме
Это коротко о главных элементах плана. Здесь присутствуют основные элементы стратегии, финансовые показатели, необходимые инструменты и ресурсы, цели и прогнозы на несколько лет. Резюме находится вначале, но пишется в последний момент.
Анализ ситуации
Маркетинговые действия основываются на понимание рынка и потребителя. В анализ ситуации входит:
— Анализ глобальных экономических факторов, конкурентов, трендов, сезонности и т.д.
— Анализ потребителей. Какие факторы влияют на покупку товара, где основные места движения потребителей и т.д.
— Анализ внутренней работы компании. Бизнес-модели, системы управления, продукты компании и т.д.
— SWOT-анализ
— Описание сильных и слабых сторон, рисков и возможностей. После него становятся понятны действия, необходимые для укрепления позиции на рынке.
Цели и задачи маркетинговой стратегии
В этот пункт входят цели:
— Для бизнеса: доля рынка, рентабельность, прибыль и т.д.
— Для маркетинга: рост клиентской базы, удержание постоянных клиентов и т.д.
— Маркетинговая стратегия
— Основной раздел плана. Главные элементы стратегии:
— Описание целевых рынков
— Методы улучшения товаров
— Ценообразование
— Общение с клиентами
— Как устроить сбыт товара
— Финансовые показатели
Бизнес должен приносить прибыль. Если маркетинговые действия не влияют на состояние финансов, значит они не эффективны. Необходимо показать структуру бюджета, ожидаемый рост продаж, основные статьи расходов и доходов, показатель ROI маркетинговых действий.
Конкретные действия.
После составления стратегии нужно составить план действий. Это все действия, направленные на достижения конкретных результатов. Результаты выражаются в показателях. На основе показателей определяется эффективность, и план корректируется.
Риски, необходимые ресурсы
Это дополнительный раздел, помогающий обезопасить бизнес от неожиданностей. Здесь указываются действия, которые нужно выполнить при возникновении угрозы. В этой части плана представлен список всех необходимых ресурсов
Создание маркетингового плана требует много времени, однако после его использования прибыль может вырасти многократно.