Женский бизнес. Что говорят исследования?

21 ноября в Минске в рамках Всемирного дня женского предпринимательства сообщество ProWomen By в партнерстве с Международной финансовой корпорацией пригласили всех желающих на презентацию исследования о белорусском женском бизнесе, которое было проведено Международной финансовой корпорацией (IFC) и Центром Экономических Исследований BEROC.

Спешим поделиться с тобой результатами.

Как выглядит женский бизнес?

Первая проблема, с которой столкнулись исследователи – отсутствие  четкого определения что такое женский бизнес. Довольно сложно понять, является ли конкретный бизнес женским или нет.

Из ситуации вышли следующим образом. Респондентам задали три вопроса: «Есть ли среди владельцев бизнеса женщина?», «Есть ли среди руководителей бизнеса женщина?» и «Можно ли говорить, что женщина принимает большинство управленческих решений в бизнесе?». Третий вопрос задавался, если ответы на предыдущие два были положительными.

В итоге из 473 предприятий микро, малого и среднего бизнеса в выборке к категории «женский бизнес» было отнесено 110, т.е. примерно 23% от общего количества исследуемых компаний  были определены как женский бизнес.

При этом максимальная доля женского бизнеса приходится на микроорганизации, в которых работает от 5 до 15 сотрудников, (28,3% из общего числа), а малые (от 16 до 100) и средние (от 101 до 250) предприятия представлены примерно на одинаковом уровне.

Если говорить о представленности в секторах экономики, то больше всего женского бизнеса сосредоточено в области образования, здоровья и личных услуг – 37%. На втором месте «Бизнес-услуги, информация, недвижимость, туризм» (32%), на третьем – «Промышленность». Меньше всего женского бизнеса в сфере строительства – 7%.

Из этих данных можно сделать вывод, что типичное женское предприятие – микроорганизация в сфере услуг, но это не так.  При ближайшем рассмотрении мы увидим, что женский бизнес может быть очень разным по размеру и по представленности в секторах экономики.

Женский бизнес. Что говорят исследования?

При проведении другого опроса, авторы использовали альтернативное определение женского бизнеса: бизнес определялся как женский, если доля женщин в структуре собственности  составляет более 50%, директором является женщина и бизнес не является семейным (т.е. 100% не принадлежит членам одной семьи). Было установлено, что «женский бизнес» в промышленности в основном сосредоточен в сферах производства одежды, текстильных изделий, мебели и пищевых продуктов.

Полученные данные противоречат гипотезе о том, что женский бизнес растет медленнее из-за того, что сосредоточен в сферах с высокой конкуренцией. Можно сказать, что при выборе ниши для старта бизнеса женщины выбирают ту сферу, в которой им удобнее работать.

Что побуждает женщин заниматься бизнесом?

Исследователи разделили мотивационные факторы на две группы: pull (стимулирующие) и push (вынуждающие).

В первую группу вошли: желание воплотить бизнес-идею, стремление обрести финансовую независимость и  самостоятельность при принятии решений.

В группе push-факторов – потеря или отсутствие работы в течение длительного времени, недостаточное финансовое вознаграждение на работе по найму, желание избавиться от рутинной работы, возможность совмещать работу/семью/хобби.

По результатам опроса, в котором каждая респондентка могла выбрать не более трех вариантов ответа, первое место занял пункт «стремление обрести финансовую независимость», на втором месте – «желание воплотить бизнес-идею», на третьем – «стремление обрести самостоятельность при принятии решений» и «возможность совмещать работу, семью и хобби». Таким образом, большинство женщин в качестве причины для открытия  бизнеса назвали pull-факторы. Второе место занимает смешанный тип мотивации (pull и push), на третьем – вынуждающие факторы push.

Если внимательнее посмотреть на женский бизнес под этим углом, то можно найти интересные закономерности:

  • наибольшая концентрация push-типа сосредоточена среди ИП (36%), а в группе средних предприятий встречается только pull-тип (7 из 7 респонденток).

  • 5% от респонденток push-типа представляют предприятия промышленности (всего по выборке – 18,6%)

  • 29% предприятий, представленных респондентками pull-типа, осуществляли экспортные операции в 2018 году; при этом аналогичное значение для push-типа – 0%.

  • ни для одного предприятия, представленного респондентками push-типа, международный рынок не является основным (в целом по выборке – 9,9% специализируются на международном рынке)

  • среднее количество сотрудников у pull-типа выше, чем у push-типа (31,2 чел. против 17,3 чел.)

Можно сделать вывод, что принадлежность к определенному типу на старте во многом определяет будущее предприятия. Как правило, бизнес с push-типом не выходит на внешний рынок, медленнее развивается и не может пробить потолок малого бизнеса.

Что мешает женщинам начать собственный бизнес?

Опрос был проведен среди 2 тысяч человек взрослого населения в возрасте от 16 до 64 лет.

На первом месте и у мужчин и у женщин – недостаток средств.

На втором месте у женщин находится  неуверенность в собственных способностях (у мужчин – неблагоприятная деловая среда).

Женский бизнес. Что говорят исследования?

С какими внутренними и внешними барьерами сталкиваются женщины на старте бизнеса?

По результатам опроса среди внешних факторов, затрудняющих старт бизнеса,  лидируют государственное регулирование и административные барьеры, на третьем месте у мужчин стоит налоговая система, а у женщин – доступ к финансированию (со временем важность этого барьера снижается).

Кадровые вопросы были обозначены как главный внутренний барьер представителями обоих полов,  второе место у мужчин заняли маркетинговые барьеры, а у женщин – управленческие и барьеры партнерства.

В качестве основного источника информации на старте бизнеса женщины используют социальные контакты, собственный опыт и интуицию . Мужчины предпочитают опираться на информацию  из государственных органов.

У мужчин финансовым источником для запуска бизнеса чаще всего служат собственные средства. Женщины придерживаются такого же варианта, но достаточно часто используют также средства партнера (второе место с небольшим отрывом). Административные барьеры были названы респондентами обоих полов основным внешним фактором, затрудняющим развитие бизнеса. При этом женщины более чувствительны к недобросовестной конкуренции, а мужчины к налоговой системе.

Среди внутренних барьеров все респонденты отмечают кадровые вопросы.  Помимо этого, мужчины чаще испытывают затруднения в сферах партнерства и сотрудничества, а женщины – в области  маркетинга.

На вопрос «Привлекали ли вы внешнее финансирование за последние 5 лет?» большинство респондентов ответило «нет», но при этом только 25% женских бизнесов против 34% мужских имеют неудовлетворенную потребность в финансировании.

Как распределяются социальные роли в семьях предпринимателей?

Для того, чтобы оценить распределение социальных ролей в семье, мужчины и женщины из бизнеса ответили на следующие вопросы:

«Считаете ли вы, что традиционное распределение социальных ролей в семье – это несправедливое бремя для работы/карьеры/ведения бизнеса женщинами?»

40% опрошенных не смогли определиться с ответом, 33% частично либо полностью согласились с утверждением.

«Считаете ли вы, что традиционное распределение социальных ролей в семье – это естественный выбор женщины?»

31% опрошенных снова не смогли определиться с ответом, более 53% в большей степени или полностью согласны с утверждением.

При этом в ответах на оба вопроса не было выявлено статистических различий между ответами мужчин и женщин.

В семьях предпринимателей распределение обязанностей выглядит следующим образом:

 – приготовлением пищи в 68% семей мужчин-предпринимателей «всегда» или «обычно» занимается женщина. 48% женщин-предпринимательниц выбрали вариант «делим поровну или делаем вместе» и 50% – «все делаю я» или «обычно делаю я»;

– уборку и стирку 70% мужчин-предпринимателей «всегда» или «обычно» отдают супруге, 57% женщин-предпринимательниц «всегда» или «обычно»  делают это самостоятельно. При этом 40% женщин-предпринимательниц и 21% мужчин-предпринимателей ответили, что делят эти обязанности поровну.

– более радужная картина складывается в области заботы о детях: большинство женщин-предпринимательниц (66%) и мужчин-предпринимателей (54%) выбрали вариант «делим поровну или делаем вместе».

23 предпринимателя-респондента  заявили о том, что «приостановили, закрыли либо бросили свой бизнес». При этом четверо из десяти женщин сообщили, что сделали это по семейным или личным причинам, но никто из 13 мужчин не назвал такую же причину.

Помогают ли социальные контакты в ведении бизнеса?

На вопрос «Со сколькими людьми, начавшими бизнес за последние 2 года, вы знакомы лично?» большинство респондентов ответило «от 2 до 4».

При этом на вопрос «Были ли среди них женщины?» большинство мужчин выбрали вариант «ни одной», в то время как женщины – «одна».

Примерно у трети опрошенных женщин и у четверти опрошенных мужчин был коуч/тренер/консультант, который помог им начать бизнес. Среди женщин доля тех, кто порекомендовал бы иметь коуча/тренера/консультанта, составляет 66% против 42% у мужчин.

Также можно отметить, что тренинги и обучающие программы по бизнесу относительно более востребованы женщинами-предпринимательницами. При этом чаще всего они выбирают обучение в сферах маркетинга, управления персоналом и организации производства.

Делает ли бизнес людей богатыми и счастливыми?

В исследовании приняло участие 208 владельцев бизнеса и 2000 человек взрослого населения в возрасте от  16 до 64 лет.

На вопрос «Чем бы вы хотели, чтобы ваша дочь занималась в будущем?» 87% предпринимателей и 69% населения ответили «вела собственный бизнес». За вариант с наемной работой проголосовало 21% населения и только 2% предпринимателей. «Вела домашнее хозяйство» выбрало 10% не предпринимателей и 11% предпринимателей.

На вопрос «Чем бы вы хотели, чтобы ваш старший сын занимался в будущем?» 98% предпринимателей и 82% обычных людей ответили «вел собственный бизнес». За наемную работу проголосовало 17% населения и только 2% предпринимателей. Вариант «вел домашнее хозяйство» не выбрал никто.

Для того, чтобы оценить благосостояние категорий «предприниматели» и «не предприниматели» в исследовании был вопрос «Какова вероятность того, что вы сможете собрать сумму в размере BYN 2 000 в течение следующего месяца в случае чрезвычайной ситуации?»

Примерно 94% предпринимателей выбрали варианты «Очень вероятно» и в «некоторой степени вероятно». При этом не предприниматели почти равномерно распределились по всем вариантам ответов, включая «совсем невероятно» (23%) и «не очень вероятно» (25%).

В ответах на вопрос «Считаете ли вы себя счастливой/-ым?» респонденты распределились следующим образом: 98% предпринимателей выбрало варианты «очень счастлива/-а» и  «скорее счастлив/-а» и 89% обычного населения выбрало варианты «не очень стастливым/-ой» и «несчастливым/-ой».

Только 1% обычных людей назвали себя очень счастливыми, и никто из предпринимателей не назвал себя несчастным.

Как вам новость?