Банзай!

18.01.2009 18:36
Архив Редакция

По уставу РПЦ, церковь не может оставаться без Владыки более полугода.

 

«На самом деле нам нужна не церковь, нам нужен ларёк с крестом! Где мы могли бы купить свечки, а также их поставить, бросить в копилку монетку, написать записку — письмо Богу, скинуть туда какие-то харчи и спокойненько пойти по своим делам….»

Игумен Валериан (Головченко).

Когда-то, еще до избрания на Руси первого Патриарха, Московское государство считалось митрополией — составной частью Константинопольской патриаршей церкви. То есть русские православные митрополиты хотя и выдвигались великими князьями или московскими царями, но все же в должности своей окончательно утверждались Константинопольским Патриархом. Первым же Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов. Патриаршее достоинство московским митрополитам было присвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II в 1589 году и подтверждено соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах, о чем в Москву были посланы соответствующие грамоты. Кстати, решающую роль в этом событии сыграл Борис Годунов, фактически управлявший Московским государством при царе Феодоре Иоанновиче. Наивысшей власти московские Патриархи достигли при Патриахе Филарете (1619-1634), отце царя Михаила Федоровича. В середине XVII века в Русской Церкви было осуществлено исправление богослужебных книг — реформа Патриарха Никона, а в ноябре 1686 года была окончательно ликвидирована автономия Киевской митрополии. Для справки — с 1458 года Киевская (Киево-Литовская) митрополия находилась под юрисдикцией Константинопольского Патриархата.

После смерти Патриарха Адриана в 1700 году, Петр I волевым решением запретил Патриаршество, и по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, с императором в качестве «Крайнего Судии сей Коллегии», с 1721-го по август революционного 1917 года исполнял функции общецерковного управления. На этом история Патриархии в Российской империи прерывается вплоть до 1943 года, когда Сталин подписал секретное постановление ГКО «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов…», в котором религиозные организации впервые были отнесены к объектам, представляющим интерес для органов госбезопасности и внешней разведки СССР. Вскоре, 3 сентября 1943 года, полковник НКГБ Г.Карпов (ставший впоследствии председателем Совета по делам РПЦ) в срочном порядке доставил в Москву патриаршего местоблюстителя Сергия и его сотрудников из Ульяновска, где церковное руководство Патриархии находилось в эвакуации с октября 1941. На ночном приеме в Кремле Сталин поставил перед собравшимися вопрос о выборах Патриарха и поинтересовался, сколько времени потребуется для созыва Архиерейского собора. Митрополит Сергий ответил, что не меньше месяца. Вождя этот срок явно не устраивал, и он заметил вслух: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» Карпов, к которому этот вопрос, собственно, и адресовался, доложил, что если помочь митрополиту Сергию транспортом, то собор можно созвать уже через 3-4 дня… Что с помощью товарища Берия и было исполнено — так называемый «Архиерейский собор» состоялся 8 сентября 1943 года, в нем приняло участие всего 19 архиереев, а также несколько лояльных власти епископов, специально освобожденных из лагерей и спешно доставленных на самолетах в Москву…

В этот же день в резиденции бывшего германского посла в Чистом переулке Патриаршая церковь была легализована де-факто и получила свое нынешнее официальное наименование — Русская Православная Церковь (РПЦ), взамен использовавшегося до того: Поместная Российская Православная Церковь. На мой взгляд, наиболее точно и объективно вновь созданную церковь охарактеризовал небезызвестный А.Проханов, который в августе 2008 года написал: «Все церковники, включая нынешних, — сергианцы. Они на протяжении всего 70-летия советской власти возносили молитвы за нее, за режим. Они были слугами коммунистического режима. Не секрет, что большинство церковников, уезжавших на иностранные подворья, были действующими офицерами госбезопасности. Ни один священник на территории СССР не рукополагался без санкции спецслужб. «Зарубежники» всегда упрекали РПЦ, что она служила сатанинской большевистской власти. И …Патриарх Алексий, когда он звался еще Ридигером и служил в Прибалтике в своем монастыре, возносил молитвы за коммунистическую власть. Поэтому, если нынешняя Церковь хочет осуждать советскую власть, она должна осуждать и самое себя как часть того режима…» Впрочем, глубоко сомневаюсь, что нынешняя РПЦ собирается на самом деле кого-то или что-то осуждать, тем более самое себя, и вряд ли даже после ухода Алексия II она перстанет быть слугой режима (ов), который по своей внутренней сути со времен Сталина по части «сатанизма» ничуть не изменился. Характерно, что даже сама процедура избрания нового Патриарха Московского и всея Руси осуществляется ныне почти по такому же сценарию, что и в 1943 году…

Как известно, Патриарх Алексий II на 80-м году жизни скончался в своей резиденции в подмосковном Переделкине 5 декабря 2008 года. По уставу РПЦ, церковь не может оставаться без Владыки более полугода. Согласитесь, шесть месяцев для избрания нового Патриарха — срок вполне достаточный. Однако сработал некий скрытый механизм, и Поместный собор, на котором состоится избрание, было решено провести все теми же «большевистскими темпами», то есть всего через месяц (а теперь уже через несколько дней) — 27-29 января. Соответственно, интронизация нового Патриарха произойдет уже 1 февраля. При этом надо учесть, что Поместный собор, в отличие от Архиерейского, имеет главную особенность — он проводится с участием не только епископов, но и духовенства, а также мирян. К тому же со времени последнего Поместного собора в 1990 году число епархий, монастырей, духовных школ, которые направляют делегатов на Собор, увеличилось в разы (число одних только монастырей выросло с 18 до 700). В связи с этим было решено, что от каждой епархии (сегодня их 156) будут избраны три «делегата»: клирик, монах и мирянин. По два человека будут представлять патриаршие приходы в США, Канаде и Скандинавии. Часть выборщиков будет выдвинута от духовных семинарий и женских ставропигиальных (подчиненных непосредственно Патриарху) монастырей. По мнению руководителя пресс-службы Московской патриархии о. Владимира Вигилянского, «теоретически патриархом может быть избран любой архиерей не моложе 40 лет, с высшим богословским образованием, имеющий опыт епархиального управления и авторитет среди верующих и «внешних», не церковных людей».

Что касается «известных» и наиболее вероятных имен, то в первую очередь называют патриаршего местоблюстителя, главу Отдела внешних церковных связей МП митрополита Кирилла и управляющего делами Московской патриархии, митрополита Калужского и Боровского Климента. Первому 62 года, второму — 49 лет. Кирилла многие считают «либералом», Климента — консерватором, хотя серьезные аналитики полагают, что все эти «ярлыки» не более, чем условны. Очевидна и другая альтернатива — на сегодняшний день соотношение имеющих право голоса при выборе Патриарха, если я не ошибаюсь, таково: 45 украинских иерархов и чисто российских епископов — 69. Причем все украинские епископы рукоположены Синодом митрополита Владимира (Сабодана) в Киеве, без какого-либо участия главного Синода в Москве, но при этом, являясь гражданами Украины, они имеют такое же право голоса, как и российские епископы, назначенные Москвой. Другими словами, возможна интересная интрига… Правда, я думаю, что Москва ни за что не допустит того, чтобы по существу российскую церковь возглавил иностранец, тем более украинский епископ… Другое дело Интернет, где возможно все, даже невозможное. Как многим, наверное, известно, всю прошлую неделю на специально созданном сайте велось интернет-голосование, своего рода социологический опрос, не имеющий юридической силы, цель которого — позволить православным мирянам высказать свое мнение о наиболее достойной кандидатуре Патриарха всея Руси. Нешуточный скандал разразился после того как пользователи интернета стали активно голосовать за митрополита Токийского и всей Японии Даниила — этнического японца. В течение двух дней он занял первое место (потом этот факт объявили «хакерской атакой»), с гигантским отрывом опередив официального лидера — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. В ответ модераторы сайта сначала «обнулили» результаты голосования, а затем и вовсе убрали японского митрополита из числа кандидатов.

До сих пор пользователи ЖЖ активно обсуждают демарш владельцев сайта, называя его расизмом. В этой связи некто Kornev, мгновенно ставший «звездой» блогосферы, написал: «Японского митрополита убрали из состава кандидатов только за то, что он — этнический японец. А между тем, это единственный человек, который способен хоть что-то изменить в нынешней печальной ситуации. Если кто-то и может сегодня принести пользу нашей Церкви, то именно настоящий самурай в сане Патриарха». Кто знает, может быть в этих словах и есть доля истины — в конце концов Иисус Христос тоже ведь не был этническим русским… Я, конечно, не настаиваю на столь радикальном решении, но ситуация с РПЦ и с религией вообще на постсоветском пространстве сложилась действительно печальная. Даже в такой, казалось бы, суперправославной стране, как Россия, непредвзятые социологические исследования показывают, что число по-настоящему верующих там не превышает 4%… И я не думаю, что Беларусь в этом отношении кардинальным образом отличается от России. Разумеется, четких критериев религиозности не существует. Абсолютным критерием можно было бы считать наличие у человека некоего «религиозного чувства», однако, и к сожалению — это такая вещь, которую нельзя проверить. Поэтому о религиозности человека остается судить по делам его, и по тому, как он ведет себя, относится к другим людям и т.д., а о религиозности народа в целом — по состоянию общественной морали в государстве. Что тут говорить, сняв розовые очки и внимательно понаблюдав за нашим обществом иногда действительно очень хочется стать «настоящим» самураем — чтобы с победным криком «Банзай!» сделать себе харакири…

Несмотря на то, что в наших странах государственная власть предоставила РПЦ просто невероятные возможности для развития, огромные материальные ресурсы, политическую, информационную и любую другую поддержку, что внешне создало эффект небывалого количественного роста прихожан (или, как кто-то выразился — «захожан»), на самом деле религиозное количество так и не стало качеством. Об этом и многом другом недавно была опубликована интересная статья в приложении «Коммерсант-власть». В ней, в частности, говорится: «РПЦ бессильна что-то сделать не потому, что ей не дают развернуться. Есть и другая причина: она горит в аду массового потребления вместе с нами. Когда мы видим православных иерархов в шикарных «папамобилях», не остается сомнений в том, что верблюду удалось-таки пролезть сквозь угольное ушко и что заезжать в царствие небесное лучше всего на Mercedes-е… Как и театр и другие структуры шоу-бизнеса, православие может быть модным еще долгое время. Оно даже может стать государственной религией при условии, что церковь станет частью шоу-бизнеса официально. Но у православия есть перспективы только в рамках мультимедийного приложения к эффективной государственной экономике. Образцовое телешоу, которое сделали из смерти патриарха Алексия II, тому лишнее подтверждение. Возможно даже, что скоро наш язык обогатится такими новыми понятиями, как «заслуженный священник РФ» и «народный священник РФ», митрополит запоет дуэтом с Аллой Пугачевой, а Филипп Киркоров станет вполне реальной кандидатурой на патриаршество лет через тридцать… Церковь теперь не востребована как канал передачи информации массам: слишком маленькая пропускная способность, а людей слишком много. Телевизор и школа подходят для промывки мозгов гораздо лучше. …Системный кризис церкви не вызывает сомнений… К сожалению, количество новых храмов никак не может перейти в качество веры, ибо, занимаясь преимущественно административно-финансовыми вопросами, церковь лишь имитирует духовное влияние на паству. Поэтому вполне естественно, что в ближайшее воскресенье народ не будет торопиться в храм Божий, а снова пойдет в ближайший супермаркет, чтобы поскорее купить что-нибудь «действительно» нужное».

На самом деле все так и есть. Для нашего населения супермаркет действительно несравнимо важнее, чем какая бы то ни было церковь — хоть православная, хоть буддистская. Особенно в условиях мирового экономического кризиса… Даже такое, казалось бы, наиважнейшее для каждого православного человека событие, как избрание нового Париарха Московского и всея Руси, не вызвало практически никакого интереса в широких слоях общества ни в Беларуси ни в России. Между тем в церковных и околоцерковных кругах с каждым днем страсти только накаляются, а избирательная компания проводится очень жестко, с войной компроматов, дискредитацией соперников и т.д — то есть при помощи средств, свойственных скорее светской большой политике. Да и сам подбор выборщиков, особенно среди мирян, до боли напоминает выдвижение кандидатов на партийный съезд или на Всебелорусское народное собрание. Церковная общественность даже нарекла предстоящий Поместный собор «ярмаркой тщеславия» и «собранием подсвечников», и тому есть веские причины. Слишком уж щедро наградили церковные приходы своих денежных спонсоров, местных финансовых воротил, региональных политиков и т.д. Как сообщают многие СМИ, значительную часть выборщиков составили люди бизнеса и госуправления. Например, Ростовская епархия выдвинула «табачного короля» Ивана Саввиди; Владивостокская — жену губернатора края С.Дарькина актрису Л.Белоброву; Астраханская — директора цирка А.Додона; Донецкая — владельца «Донецкстали» В.Нусенкиса; Латвийская ПЦ — судостроительного магната В.Мельника; Бобруйская — директора ОДО «Яробел», председателя комиссии по торговле, бытовому обслуживанию населения и предпринимательству Бобруйского горсовета И.Банщикова…

Но всех в этом плане переплюнула Тираспольская и Дубоссарская епархия. Ее мирским представителем станет сын президента Приднестровской республики Олег Смирнов. А как иначе, ведь хорошо известно, что славное семейство Смирновых уже давно замкнуло на себя практически все финансовые потоки Приднестровья… По предварительным подсчетам, на Поместном соборе соберутся 750 человек, среди которых доля «випов и спонсоров» составит никак не меньше 15%, они-то и будут голосовать за трех претендентов, которых отберет на первом этапе Архиерейский собор. В связи с этим церковные аналитики задаются вопросом: кого они поддержат? Говорят, предпринимателям ближе митрополит Кирилл, чиновникам — кандидат от партии власти митрополит Климент… Но будь у меня такое право, я бы обязательно проголосовал за Героя Беларуси (2006 год), кавалера многих орденов и медалей — Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета (в миру — К.Вахромеева). По-моему, самая подходящая кандидатура, несмотря на довольно преклонный возраст. Готов даже немедленно пойти в близлежающую церковь и поставить за него свечку. Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает… Как распорядится Бог при избрании нового Патрирха Московского и всея Руси, мы узнаем всего через неделю.

Как вам новость?
Головоломки