"Росбалт": "Ющенко уговорил Лукашенко получать выгоду от каспийской нефти"

21.01.2009 10:01
Архив Редакция

"Беларуси примет участие в строительстве Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). В схему поставок каспийской нефти в Европу в обход России подключится белорусский нефтеперерабатывающий завод в Мозыре"

21 января. Белоруссия примет участие в строительстве Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). В схему поставок каспийской нефти в Европу в обход России подключится  белорусский нефтеперерабатывающий завод в Мозыре. Об этом договорились президенты Украины и Белоруссии Виктор Ющенко и Александр Лукашенко во время встречи в Чернигове, пишет «КоммерсантЪ-Украина».

По данным газеты, источники в секретариате украинского президента отмечали, что Ющенко будет предлогать Лукашенко совместное строительство ветки нефтепровода из Брод до литовского нефтеперерабатывающего завода Мажейкю по территории Белоруссии. Однако члены официальных делегаций очень скептически оценили перспективу такой договоренности.

Так, вице-премьер правительства Украины Александр Турчинов заявил, что об этом можно будет говорить только после перехода трубопровода Одесса–Броды в аверсный режим, а для этого, по его мнению, пока нет экономических предпосылок. Его коллега, первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко, также сообщил журналистам, что его стране такой проект невыгоден.

Однако, судя по пресс-конференции глав соседних государств, важные договоренности были достигнуты не только по поставкам в Белоруссию украинской электроэнергии: президенты пообещали, что «в самое ближайшее время» возобновятся поставки электроэнергии в Белоруссию, а затем будетналажен ее транзит в Литву, для чего Лукашенко пообещал построить недостающие участки линий электропередачи.

«До апреля мы выходим на реальных поставщиков нефти для ЕАНТК», – пообещал Ющенко.

«Ильхам Алиев (президент Азербайджана) говорил, что в этом году нефть появится, – поддержал его Лукашенко. – Должен сказать, что меня часто спрашивали, чем нам выгоден проект Одесса–Броды. Я теперь хочу сказать: это точно будет выгодно!».

Нефтетранспортный проект Одесса-Броды задумывался с целью диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ и развития транзитных возможностей страны. Его строительство завершили в мае 2002 года. Магистраль имеет длину 674 км, диаметр трубы — 1020 мм. Мощность первой очереди нефтепровода и терминала составляет 9-14 млн тонн в год. Нефтепровод планировалось использовать для прокачки каспийской нефти в Европу. Украина в течение двух лет с момента постройки безуспешно пыталась договориться о транспортировке каспийской нефти по нему в прямом направлении. Не получив конкретных предложений со стороны компаний, правительство Украины в конце июня 2004 года разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном направлении.

Украинский президент и его окружение всячески поддерживают запуск нефтепровода Одесса-Броды в проектном направлении. Маршрут прокачки каспийской нефти, которую Азербайджан все-таки пообещал подавать в нефтепровод, будет проходить через Грузию: нефть поступит в грузинский порт Супса по имеющейся системе нефтепроводов, далее транспортировка на Украину будет осуществляться танкерами в одесский порт «Южный», а оттуда по украинскому нефтепроводу будет доставлена в город Одесса-Броды.

Для дальнейшей транспортировки в Европу, надо построить отдельные ветки примерно 500 км длиной, как на территории Украины, так и на территории Польши. С этой целью, в ходе энергетического саммита в Вильнюсе была создана компания «Новая Сарматия».