"Коммерсант": "Россия ставит военный блок"

04.02.2009 10:47
Архив Редакция

Оhufybpfwbz Договора о коллективной безопасности обзаводится вооруженными силами оперативного реагирования

Сегодня в Москве пройдет внеочередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности, который может стать поворотным в ее истории. Лидеры стран «семерки» намерены воплотить в жизнь прошлогоднее предложение президента РФ Дмитрия Медведева о создании в рамках ОДКБ коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Реализация этой идеи трансформирует ведомую Россией организацию в полноценный военно-политический союз. «Ъ» стали известны вероятный состав и механизм функционирования КСОР.


Мини-блок
Сегодняшний саммит ОДКБ, официально именуемый внеочередной сессией Совета коллективной безопасности, должен кардинально изменить облик этой организации. Она обзаведется собственными вооруженными силами.

«Предварительно у нас все согласовано,— сообщил «Ъ» пресс-секретарь ОДКБ Виталий Струговец.— Правда, по количественному составу КСОР, их финансированию, использованию и управлению решений пока нет. Все определится после того, как решение о создании этих сил подпишут президенты».

Как выяснил «Ъ», предполагается, что в состав КСОР войдут мобильные соединения, воинские части и подразделения стран «семерки». Их большую часть, судя по всему, выделят Россия (воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду) и Казахстан (десантно-штурмовую бригаду). Остальные союзники могут ограничиться батальоном.

В мирное время эти воинские контингенты будут находиться в местах постоянной дислокации и подчиняться национальным военным структурам. Объединенный же штаб ОДКБ будет лишь осуществлять координацию их деятельности. Поэтому, как пояснил «Ъ» глава комитета международной информации МИД Казахстана Ержан Ашикбаев, КСОР не потребуют больших финансовых вливаний. При возникновении же угрозы агрессии против какого-либо члена ОДКБ или в иной кризисной ситуации решение о задействовании воинских контингентов принимает Совет коллективной безопасности ОДКБ.

Семь за одного
Идею о необходимости усилить военную составляющую ОДКБ огласил президент РФ Дмитрий Медведев на московском саммите «семерки» 6 сентября прошлого года, когда после войны с Грузией Россия оказалась на грани масштабного противостояния с Западом. Господин Медведев тогда пообещал «наращивать военную составляющую ОДКБ» и «углублять коалиционное военное строительство».

Реализацию этих планов в Москве решили не откладывать в долгий ящик. 19 декабря в курортном местечке Боровое под Астаной состоялась неформальная встреча президентов России, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана, участники которой в целом одобрили идею создания коллективных сил оперативного реагирования под эгидой ОДКБ. Ключевую роль в принятии этого решения сыграли Дмитрий Медведев и казахский лидер Нурсултан Назарбаев. «Предложения обсуждались на нашей территории, а значит, мы с ними согласны»,— объяснил «Ъ» позицию Астаны Ержан Ашикбаев.

Заручившись поддержкой большинства союзников, Москва стала форсировать принятие формального решения по созданию КСОР. Дмитрий Медведев отдельно провел разъяснительную работу с президентами Белоруссии и Узбекистана Александром Лукашенко и Исламом Каримовым, которые проигнорировали встречу в Боровом. К узбекскому лидеру президент РФ съездил с государственным визитом 22 января, а с белорусским коллегой сначала обстоятельно пообщался в конце января по телефону, а вчера — в рамках заседания высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии.

В результате Александр Лукашенко отошел от первоначальной уклончивой позиции в отношении КСОР и согласился не только на их создание, но и на участие в них белорусского контингента. А вот Ислам Каримов, судя по некоторым сигналам из его окружения, по-прежнему относится к идее КСОР довольно сдержанно. Но и он дал понять, что не станет блокировать их создание,— на данный момент это вполне устраивает Кремль.

Впрочем, за несколько дней до саммита возникло неожиданное препятствие, поставившее под угрозу его успешное проведение. В минувшую субботу стало известно, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон не приедет в Москву — ни на встречу с Дмитрием Медведевым 2 февраля, ни на саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС в среду и четверг (см. «Ъ» от 2 февраля). Формальной причиной отказа была названа «сложная энергетическая ситуация» в Таджикистане. Но на самом деле в Душанбе не скрывали недовольства «проузбекской» позицией Москвы в вопросе о строительстве Рогунской ГЭС (см. «Ъ» от 29 января). Отсутствие одного из лидеров стран—членов ОДКБ на московском саммите означало, что создание КСОР придется отложить.

Это явно не входило в планы Кремля. По информации «Ъ», на обработку Эмомали Рахмона были брошены все силы, включая киргизского президента Курманбека Бакиева, который по просьбе Москвы связался по телефону с таджикским лидером. И вот вчера МИД Таджикистана сообщил, что Эмомали Рахмон все-таки вылетает в Москву. Последнее препятствие на пути к созданию КСОР было снято.

Впрочем, прежде чем превратить ОДКБ в полноценный военный блок, лидерам стран альянса предстоит подумать, как сделать так, чтобы участие в КСОР не противоречило национальным законодательствам. «В конституциях некоторых государств «семерки» прописано неучастие национальных вооруженных сил в военных блоках. Это должно быть учтено, чтобы не было никаких противоречий»,— сообщил Ержан Ашикбаев. Удастся ли союзникам выработать приемлемую формулу, станет ясно сегодня.

Семеро против всех
Цели создания ударной военной группировки в рамках ОДКБ были вкратце обрисованы еще на сентябрьском саммите организации в Москве. «Всем нужно подумать о создании новой архитектуры, которая опиралась бы на международное право, недопущение конфликтов и недопущение доминирования какого-либо одного государства, возложившего на себя функцию по формированию единого миропорядка»,— заявил тогда Дмитрий Медведев, явно намекая на США.

А в итоговой декларации московского саммита уже без всяких намеков констатировалось, что в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ не по ее вине накапливается «серьезный конфликтный потенциал»: «Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов (ОДКБ.— «Ъ»)».

Другие возможные вызовы, для реагирования на которые теоретически могут быть задействованы КСОР, прописаны в проекте «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», подготовленной под руководством секретаря российского Совбеза Николая Патрушева («Ъ» подробно писал о ней 25 декабря 2008 года). В документе, который должен быть утвержден президентом РФ 20 февраля, прогнозируется, что в долгосрочной перспективе в мире обострится конкуренция за контроль над энергетическими ресурсами. А в разделе «Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития» перечислены регионы, где противостояние может стать особенно заметным. Причем как минимум три потенциальные «горячие точки» находятся непосредственно в зоне интересов стран ОДКБ: «Внимание международной политики будет сосредоточено на обладании доступом к источникам энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии».

Предсказанная российским Совбезом конкуренция за каспийские и среднеазиатские углеводороды уже началась. После газовой войны России с Украиной ЕС и США приступили к активному обсуждению и реализации проекта газопровода Nabucco, который призван снабжать Европу газом, в том числе из Средней Азии, в обход России. В этом смысле создание КСОР может оказаться как нельзя кстати. Ведь в той же стратегии нацбезопасности именно ОДКБ называется «главным инструментом, призванным противостоять вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера».

Москва форсирует создание КСОР и еще по одной причине. Ее явно беспокоит то, что страны Запада (и прежде всего США) пытаются выборочно воздействовать на членов ОДКБ, стремясь закрепить военное присутствие на территориях некоторых из них. Активное внедрение внерегиональных сил в дела ОДКБ, по мнению Москвы, ведет к подрыву единства этой организации, которое, похоже, и призваны сцементировать КСОР.

Впрочем, собеседники «Ъ» в МИД РФ, участвовавшие в подготовке военной реформы ОДКБ, призывают не драматизировать намеченные преобразования и не противопоставлять эту организацию НАТО. «Говорить о том, что Россия превращает ОДКБ в противовес НАТО, значит проявлять упрощенное понимание задач, которые ставятся перед КСОР. Не нужно забывать, что некоторые страны этой организации граничат с нестабильным Афганистаном,— пояснил «Ъ» высокопоставленный источник в российском МИДе.— Новая структура в рамках ОДКБ создается с учетом сложной международной обстановки и должна обладать возможностями реагирования на всевозможные угрозы».


Внешнеполитические мероприятия, которые проходят в Москве со вчерашнего дня (вчерашние переговоры с президентом Киргизии, госсовет Союзного государства РФ и Белоруссии, сегодняшний саммит ОДКБ и завтрашний — ЕврАзЭС), обойдутся российскому бюджету недешево. После заседания госсовета Союзного государства РФ и Белоруссии Москва еще раз подтвердила готовность уже в феврале выделить Минску $1 млрд (это вторая часть $2-миллиардного кредита, о котором с Белоруссией договорились в ноябре). Кроме того, Россия обязалась внести в бюджет союзного государства 3,2 млрд руб. (около $88,6 млн). Наконец, вчера вице-премьер РФ Алексей Кудрин сообщил о том, что Россия готова рассмотреть просьбу Белоруссии о предоставлении рублевого кредита в размере 100 млрд руб. (около $2,76 млрд).

Сегодняшний саммит ОДКБ может обойтись Москве еще дороже. Самыми мелкими расходами будет традиционный российский взнос в бюджет организации (Москва вносит половину) — 75 млн руб. (свыше $2 млн). Немалую роль в успехе саммита должны сыграть вчерашние переговоры с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым. Ему РФ обещала безвозмездный грант в размере $150 млн, а еще $300 млн в виде льготного кредита на 40 лет под символические 0,75% с отсрочкой начала платежей на семь лет. Кроме того, Россия обязуется в течение четырех лет дать Киргизии кредит в $1,7 млрд по ставке LIBOR+3%. Наконец, в обмен на 48% акций ОАО «Дастан», которое киргизские эксперты оценивают в $30 млн, РФ спишет Киргизии $180 млн долга — на этой операции Бишкек получит от Москвы $150 млн безвозмездных субсидий.

Сколько Москва готова потратить в рамках завтрашнего форума ЕврАзЭС, никто из российских официальных лиц еще не объявлял. Однако весьма важным для успеха нынешнего саммита стало решение, принятое в декабре прошлого года на неформальном саммите в Казахстане, участники которого договорились о создании фонда в $10 млрд на борьбу с кризисом. Учитывая распределение долей в евразийских структурах вроде Евразийского банка развития, на Россию должно приходиться не менее 60% этой суммы — порядка $6 млрд.

Таким образом, если Россия выполнит свои обязательства в максимальном объеме, три дня внешнеполитической активности обойдутся Москве почти в $12,15 млрд. 

Владимир Соловьев, Геннадий Сысоев, Андрей Одинец, «Коммерсант».

Как вам новость?