BISS: "В Беларуси происходят системные изменения"

11.02.2009 11:56
Архив Редакция

Во второй половине 2008 года власть сделала несколько шагов в направлении политической либерализации

Резюме

Во второй половине 2008 г. власть сделала несколько шагов в направлении
политической  либерализации:  были  освобождены  политические
заключенные,  «Наша  Нива»  и  «Народная  Воля»  получили  возможность
пользоваться государственной системой рассылки и печататься в Беларуси,
было зарегистрировано движение «За свободу».
 
В  настоящее  время  рано  говорить  о  том,  что  процесс  политической
либерализации в Беларуси является необратимым. Вероятность ухудшения
отношений  режима  с  Западом    существует.  Шаги  в  направлении
политической  либерализации  власть  рассматривает  как  товар,  за  который
Запад должен платить. В том числе кредитами и инвестициями. Если Запад
платить не будет, то Лукашенко не «будет продавать свой товар». Значит, за
шагами,  которые  были  сделаны  режимом  именно  как  встречные,  как
выразился  Лукашенко,  «беспрецедентные  шаги  доброй  воли»,  могут
последовать шаги в обратном направлении.
 
Однако в Беларуси происходят системные, необратимые изменения в других
сферах.  Они  не  столь  очевидны  для  Запада  и  ряда  белорусских
наблюдателей,  как  шаги  в  направлении  политической  либерализации,  но
имеют  важное  значение  для  перспектив  изменения  политической  системы
Беларуси.

Экономическая либерализация

Около  90%  ВВП  Беларуси  составляет  продукция,  произведенная  на  предприятиях,
так  или  иначе  контролируемых  государством.  Соответственно,  говоря  об
экономической либерализации в Беларуси, прежде всего следует обращать внимание
на вопросы правового регулирования деятельности государственных предприятий.
 
На протяжении последних нескольких лет наблюдались две тенденции – расширение
круга  полномочий  директоров  государственных  предприятий  и  ограничение
возможностей  различных  государственных  структур  (КГК,  налоговой  инспекции  и
т.п.) контролировать деятельность предприятий.
 
Мировой  финансовый  кризис  дал  дополнительный  сильный  толчок  процессу
экономической  либерализации.  1  декабря  2008  г.  Совет  Министров  принял
постановление  №  1834  «Положение  о  порядке  реализации  за  пределы  Беларуси
продукции  по  ценам,  определенным  с  учетом  конъюнктуры  рынка».  Предприятия
получили право реализовывать свою продукцию с учетом конъюнктуры рынка, в том
числе  ниже  себестоимости.  Таким  образом,  это  решение  значительно  «развязало
руки» директорам.
 
11  Декабря  Лукашенко  потребовал  от  председателя  КГК  прекратить  массовые
проверки  предприятий  и  проверять  предприятия  «точечно»,  т.е.  только  на
основании  имеющейся  информации  о  нарушениях.  Важно,  что  Лукашенко  было
заявлено  о  «необходимости  подготовки  целостного  нормативного  правового  акта,
регулирующего контрольную деятельность в стране». 
 
Меры  по  экономической  либерализации  направлены  на  улучшение  условий  и  для
частного  бизнеса  в  Беларуси  (хотя  в  первую  очередь  крупного  и  среднего,  в
значительной  степени  связанного  с  властью).  16  января  2009  г.  Администрация
Президента (АП) и Совет Министров утвердили «План первоочередных мероприятий
по  либерализации  условий  экономической  деятельсности».  Не  имеет  смысла
пересказывать  этот  документ,  однако  по  нему  видно,  что  власть  решительно
настроена  идти  в  этом  направлении.  С  1  января  снижены  ставки  налога,
установленные  при  применении  упрощенной  системы  налогообложения  (в
соответствии  с  указом  президента  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  указ
президента Республики Беларусь от 9 марта 2007  г. № 119»). Со второго квартала
2009  г.  в  Беларуси  будет  внедрено  электронное  декларирование,  что  позволит
упростить процедуры исполнения налоговых обязательств и прежде всего  сократит
издержки  налогоплательщиков.  С  2010  г.  планируется  полностью  отменить
оборотные  налоги.  16  января  Лукашенко  подписал  декрет  №1,  в  соотвествии  с
которым  с  1  февраля  2009  г.  вводится  полноценный  заявительный  принцип
государственной  регистрации  всех  субъектов  хозяйствования,  за  исключением
банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
 
Процесс  экономической  либерализации  является  необратимым  по  двум  основным
причинам.  Во-первых.  Во  власти  понимают,  что  альтернативы  экономической
либерализации нет. Это необходимое условие  эффективной работы экономики,  тем
более в условиях кризиса. Если не идти по этому пути, то «экономика обвалится». А
значит,  может  «обвалиться»  и  власть.  Такая  логика  следует  из  заявлений
официальных лиц, в том числе Лукашенко.
 
Во-вторых.  Важной  причиной  экономической  либерализации  является
номенклатурная приватизация.  В  Беларуси  уже  прошла  приватизация предприятий
сферы торговли и услуг. Сейчас номенклатура ставит вопрос приватизации банков и
промышленных предприятий. Состоялись закрытые сделки по продаже пакета акций
оператора  сотовой  связи  «Velcom»  в  2007  г.  В  марте  2008  г.  компания  «Трайпл»
приобрела  контрольный  пакет  акций  Березовского  завода  строительных
материалов…  В  руках  правящей  элиты  сосредоточены  значительные  финансовые
ресурсы.   Она демонстрирует высокий уровень потребления, свидетельством тому –
дорогие  машины,  коттеджи  в  Медвежино,  Боровлянах  и  уже  в  Дроздах.
Представители власти заинтересованы в  том, чтобы их деньги более эффективно и
безопасно работали в Беларуси.
 
Если  говорить  в  терминах  системы,  то  экономическая  либерализация  –  это
децентрализация  управления  экономикой.  Для  того,  чтобы  экономическая  система
была более адаптивной, более адекватно и оперативно реагировала на изменения в
ситуации,  происходит  ее  усложнение.  А  сложной  системой  из  одного  центра
управлять невозможно. Таким образом, это системное изменение.

Изменения в составе власти: от силовиков к технократам

Изменения  в  государственной  политике,  которые  являются  очевидными,  особенно
если  рассмотреть  этот  процесс  в  ретроспективе,  являются  производными  от                                           
изменений  в  составе  власти.  Изменения  в  расстановке  сил  во  власти,  которые
определяют политический курс, имеют свою логику.
 
В  ситуации,  когда Россия оказывала  значительную  экономическую поддержку и не
требовала серьезных уступок, особое внимание власти было направлено не столько
на  производство  ресурсов,  сколько  на  контроль  за  распределением  ресурсов.
Экономические  менеджеры  в  составе  правительства  имели  статус  «мальчиков  для
битья».  Лукашенко  демонстрировал  роль  «борца  с  коррупцией»,  «грозы
номенклатуры».  Секретарь  Совета  Безопасности  Шейман  имел  статус  второго
человека в  государстве. Значение силовых и контрольных структур в политической
системе  было  весьма  значительным.  Группа Шеймана  оказывала  заметное  влияние
на внутреннюю и внешнюю политику Беларуси.
 
В январе 2004 г. Россия использовала самый мощный имеющийся в ее распоряжении
рычаг давления на Беларусь – прекратила поставки  газа и потребовала  серьезных
уступок, шагов  в  направлении  «настоящей» интеграции. Это  был  первый  сигнал  к
тому,  что  приоритетной  задачей  власти  должна  быть  модернизация  экономики.
Экономические  топ-менеджеры,  «технократы»  перестали  быть  «мальчиками  для
битья».  Значение  «технократов»  и  «силовиков»  стало  паритетным.  Однако
существенного  усиления  влияния  первых  не  произошло.  В  марте  2004  г.  страны
Балтии вступили в НАТО, а в мае – в ЕС. В декабре 2004 г. «оранжевые» победили
на  президентских  выборах  в  Украине  и  провозгласили  курс  на  евроинтеграцию.
России снова стало не до Беларуси.
 
В  конце  марта  2006  г.  Россия  заявила  о  переходе  на  рыночные  цены  на
энергоносители  в  отношениях  с  Беларусью.  Задачи  модернизации  экономики,
повышения  энергоэффективности  стали  вопросами  выживания.  Потерпела
поражение  и  была  устранена  группа  Шеймана.  Экономическая  либерализация
означает  снижение роли  контрольных и  силовых  структур  в политической  системе.
Намечается тенденция превращения силовых структур в правоохранительные.
 
В  значительной  степени  в  результате  перехода  на  новые,  «прагматичные»
отношения  с  Россией  власть  предпринимает  попытку  нормализации  отношений  с
Западом.  Отношения  с  Западом  перестают  быть  производными  от  отношений  с
Россией.
 
Во власти усиливается влияние дипломатов и юристов. Они должны выполнять ряд
весьма  важных  сейчас  функций.  Во-первых,  вести  диалог  с  Западом.  Во-вторых,
руководить  работой  по  совершенствованию,  повышению  адаптационных
характеристик  системы  государственного  управления.  В-третьих,  руководить
работой  по  изменению  законодательства  для  расширения  процесса  экономической
либерализации.
 
Именно для выполнения этих функций 15 июля 2008 г. дипломат, разведчик В.Макей
был назначен главой АП. Так как Запад сделал ряд шагов навстречу официальному
Минску,  появились  перспективы  активизации  отношений,  9  января  2009  г.  была
повышена  в  должности  заместитель  главы  АП  Н.Петкевич.  Занимая  должность
первого заместителя главы АП, она получила больше возможностей активизировать
работу власти по всем указанным направлениям. Кроме того, назначение Петкевич и
ряда других должностных лиц в январе указывает на тенденцию омоложения состава
АП.
 
Усиливается  влияние  «экономических  националистов»,  имеющих  опыт  управления
экономикой и способных вести жесткий диалог с Россией. В данном случае имеется в
виду  группа  «технократов»  во  главе  с    премьер-министром С.Сидорским  и  первым
вице-премьер В.Семашко. Их позиции еще более усилились в условиях финансового
кризиса, так как хороших топ-менеджеров в Беларуси – острый дефицит.

От панславизма – к европейскости

В  период  1996-1999  гг.  Лукашенко  надеялся  сменить  больного  Ельцина,  стать
президентом  «союзного  государства».  Старые  и  молодые  коммунисты,  старые
комсомольцы во власти считали вероятной ротацию из республики в Москву:  такие
ротации практиковались в советское время. В 1999 г. Ельцин дал понять Лукашенко,
что  у  него  будет  другой  преемник.  В  июне  2002  г.  В.Путин  предложил  Беларуси
вступить в состав России на правах 90-го субъекта РФ. Это означало, что максимум,
что Москва может предложить Лукашенко – это пост губернатора. Соответствующее
понижение  в  статусе  и  зависимость  от  Кремля  были  предложены  представителям
белорусской правящей элиты.
 
В  2001-2002  гг.  была  проведена  крупная  чистка  правящей  элиты:  этнические
русские  на  высоких  должностях  были  заменены  белорусами.  Власть  стала
белорусской  по  происхождению.  Лиц,  сделавших  карьеру  в  советское  время,  на
высоких  должностях  сменяют  получившие  образование  в  независимой  Беларуси,
учившие белорусский язык и историю Беларуси. 
 
Все  более  жесткая,  конкретная  ситуация  в  отношениях  с  Россией  не  оставляет
представителям  власти  выбора.  Если  они не  хотят быть  русскими, марионетками  и
вассалами России, то они должны быть белорусами и европейцами.

Перспективы

Правящая элита идет на изменения в Беларуси, чтобы сохранить власть, сохранить
способность  контролировать  ситуацию  в  изменяющихся  условиях.  И  пока  власти
удается  достаточно  гибко  и  оперативно  реагировать  на  изменения  в  ситуации,
принимать  нужные  решения.  Очевидно,  что  после  кризиса  (который  когда-нибудь
закончится) власть приобретет еще большую способность к инновациям, в сравнении
с  той,  что  имела  до  кризиса.  В  любом  случае,  кризис,  соответствующие  жесткие
условия – это будет очень хорошая школа для того, кто способен учиться, а значит,
сам  способен  изменяться  и  изменять  среду.  Пока  власть  демонстрирует  гораздо
большую способность к этому, чем представленная партиями оппозиция.
 
Экономический  кризис  усиливает  те  тенденции  во  власти,  которые  наблюдались
ранее.  Все  более  очевидную  активную  роль  в  государственной  политике  начинают
играть  те,  кто  более  образован,  более  компетентен,  более  опытен  в менеджменте,
экономике,  чем  Лукашенко.  Кроме  того,  руководители  правительства,
Администрации  Президента,  Национального  Банка  становятся  публичными
политиками и в  такой роли начинают восприниматься населением. Хотя бы потому,
что  в  конкретных,  актуальных  для  рядовых  граждан  вопросах  они  ориентируются
лучше, чем Лукашенко.
 
Однако и в этом процессе изменения ролей, изменения в расстановке сил во власти,
Лукашенко устраивает номенклатуру. Он нужен номенклатуре, имеет поддержку с ее
стороны  в  силу  ряда  причин.  Во-первых,  он  соблюдает  условия  определенного
контракта  с  номенклатурой,  действует  в  рамках  этого  контракта.  Во-вторых,
номенклатуре  нужен  арбитр,  который  бы  гарантировал,  что  все  группировки  в
составе  правящей  элиты  будут  играть  по  определенным  правилам,  соблюдать
корпоративные  интересы.  В-третьих,  Лукашенко  защищает  номенклатуру  от  самой
себя.  В  условиях  существующей  системы  контролируемой,  можно  сказать,
управляемой  коррупции,  удается  поддерживать  определенный  баланс  между
аппетитами  номенклатуры  и  потребностями  общества.  В-четвертых,  Лукашенко  в
составе власти – самый  талантливый торговец в отношениях с Россией. А дешевые
энергоносители, открытый российский рынок, российские дотации и кредиты также
нужны и номенклатуре. В том числе и потому, что она, прежде всего, имеет доступ к
формирующимся таким образом ресурсам.

В  условиях изменений  в Беларуси будет большой ошибкой ждать «номенклатурной
революции».  В  Беларуси  происходит  эволюция  правящей  элиты.  И  Лукашенко
органично вписался в этот процесс. Процесс политических изменений, политической
либерализации в Беларуси коррелирует с процессом номенклатурной приватизации.
Степень  открытости,  свободы  в  политической  сфере  означает  и  определенные
правила игры  в  экономике. Номенклатура медленно,  осторожно  делит белорусский
рынок. Ей нужны свои правила игры. Она хочет самой определять эти правила, пусть
и с определенной оглядкой на Запад. Ей нужны партнеры – западный бизнес, но не
нужны конкуренты.
 
И  только  после  того,  как  процесс  превращения  политического  капитала  в
экономический достигнет определенного этапа, можно будет говорить о переходе от
политической  либерализации  к  демократизации.  Политическая  либерализация  и
соответствующие  изменения  в  обществе  соответствуют  потребности  номенклатуры
раздела собственности по своим правилам. Однако в условиях авторитарного режима
нет  достаточных  гарантий  сохранения  собственности. Если  власть не  опирается  на
закон  и  не  ограничена  законом,  на  следующем  витке  номенклатурной  эволюции
вчерашние сильные станут слабыми, хотя бы потому, что состарятся.
 
Гарантии  сохранения  накопленной  собственности  номенклатура  получит  только  в
условиях  общества,  где  уважается  закон,  где  силовые  структуры  являются
правоохранительными.  Где  существует  Парламент,  а  не  “палатка”.  Существует
независимый  суд,  независимые  СМИ  и  другие  институты  соответственно  другого,
неавторитарного, а демократического общества.
 
Это  –  долгосросрочный,  долговременный  вектор  развития  белорусского  общества.
Альтернатива  такому  развитию  есть.  Более  быстрый  переход  к  демократии  все же
возможен. В том числе и потому что возможно ускорение эволюции правящей элиты.
Приход  в  Беларусь  западного  бизнеса,  расширение  политических  контактов  с
Западом  будет  содействовать  этому.  Однако  для  изменений  в  Беларуси  также
необходимо другое качество оппозиции.  “Объединенные”  “демократические”  “силы”
должны  стать  объединенными  демократическими  силами. Наблюдатель  за  тем,  что
происходит в Беларуси, должен стать субъектом.
 
В  условиях  Беларуси  движущей  силой  изменений  является  власть.  Однако  ряд
весьма  важных,  системных,  необратимых  тенденций  происходит  в  белорусском
обществе.  Происходит  информатизация.  Формируется  средний  класс.  Формируется
городское по субкультуре население. Происходят изменения в составе и ценностных
установках  электората.  Белорусское  общество  с  каждым  днем  отдаляется  от
советского  времени,  становится  все  более  рыночным  по  ценностным  установкам,
проевропейским. Появляется все большая потребность в образе будущего, стратегии
долговременного  развития  Беларуси.  Если  этот  образ  не  предложит  оппозиция,  то
это сделает власть.

Андрей Ляхович, BISS.

Как вам новость?
Головоломки