Эффект каракатицы

23.02.2009 02:49
Архив Редакция

Недавний визит Хавьера Соланы в Минск означает изменение политики ЕС в отношении Беларуси.

 

«Его мысли колотились, словно о каменную стену… Вот, значит, как они орудуют? Эти зеленые ящички — «малые посредники»… Они и внушают людям насчет «Квадратов» и «Углов», заставляя действовать заодно с пришельцами. Да, это пришельцы, и они хотят загипнотизировать всех людей! Не убивать, а покорить гипнозом. Это гнусно. Однако еще не особенно страшно, будь у них только один «посредник»-гипнотизер. Много народу с ним не обработаешь. Но если каждый из загипнотизированных гуляет с такой штукой в кармане? Тогда им целая армия не страшна. Что же делать?…»

Это короткий отрывок из повести «Главный полдень», написанной известным советским писателем-фантастом Александром Мирером еще в конце шестидесятых ХХ века. Позднее, в 1990 году по ее мотивам был даже поставлен художественный фильм в стиле «фэнтези», впрочем, не ахти какого качества. Да и сам сюжет этой повести особой новизной не отличался. Смысл повествования состоит в следующем. Однажды на Землю откуда-то из глубин Вселенной прилетели Чужие, которые скромно именовали себя Мыслящими. И прилетели они с совершенно естественной для любого мыслящего существа целью — захватить нашу несчастную планету, потому как она, оказывается, обладает уникальным ресурсом, крайне редко встречающимся в Галактике. Ресурс этот не вода и не полезные ископаемые, а люди — как «носители разума». То есть человеческие разумы Мыслящих не интересовали в принципе, но им нужны были биологические тела-контейнеры с развитым мозгом для пересадки собственного интеллекта-паразита. Происходило это при помощи так называемых «посредников» — большого и множества малых. Большой — своего рода резервуар в виде огромного шара, а малые — похожие на корягу неправильной формы небольшие приборы, в которых помещались несколько разумов Мыслящих. Нажав на кнопку «посредника», инопланетный разум можно было легко переместить в носителя-жертву. Нажав другую, забрать разум обратно, освободив носителя. Собственный разум человека-носителя при подсадке не погибал, но полностью подавлялся Мыслящим… План вторжения был прост до гениальности, и так же эффективен. Сначала инопланетяне захватывают случайного прохожего. Потом — уже не совсем случайного. Следом — мелких, а затем и крупных руководителей. Наконец, дело доходит до массового захвата жителей. К тому моменту, как аборигены начинают что-то подозревать, уже готов обширный плацдарм для высадки основного десанта…

В общем, для середины прошлого века — абсолютно жуткая история, правда, с хорошим концом. Я не знаю, увлекался ли А.Лукашенко когда-то в юности научной фантастикой, но не исключено, что принципиальное недоверие к посредникам у него сформировалось именно после прочтения этой повести. Возможно, с тех пор он посредников на дух и не переносит, причем любых, каким бы видом посреднической деятельности они не занимались. Уже будучи президентом, он практически под корень извел каких бы то ни было посредников между властью (то есть им самим) и народом, затем посредников во взаимоотношениях с бывшей метрополией — Россией, вслед за этим «под нож» пошли всевозможные торговые посредники, и процесс этот, судя по всему, далек от завершения. Вот и на днях, встречаясь с генеральным секретарем Совета ЕС Хавьером Соланой, президент своему собеседнику заявил: «У меня складывается впечатление, что нынешний этап наших отношений характеризуется наличием некоей «торговли» между Беларусью и Европейским союзом как по экономическим, так и по политическим вопросам. По принципу: мы сделали вот это — вы теперь сделайте это. Это, наверное, неизбежно в политике, но, с моей точки зрения, нежелательно. Я бы очень просил вас, господин Солана, чтобы в отношениях между Беларусью и Европой мы постарались исключить всяких посредников, особенно действующих с позиции, не совсем доброжелательной по отношению к нашей стране. Я имею в виду посредников как внутри страны, так и за ее пределами. А их немало».

Главу государства можно понять. Ничего хорошего от всех этих крайне подозрительных посредников ждать не приходится, особенно когда их немало и почти все «недоброжелательные». За каждым ведь не уследишь, на это никаких спецслужб не хватит, а вдруг они, как в повести А.Мирера, воспользовавшись моментом, начнут «пересаживать» европейское сознание в головы ничего не подозревающего и такого доверчивого белорусского электората… Но, с другой стороны, президенту можно только посочувствовать — за неимением посредников ему абсолютно все приходиться делать самому, лично. Поэтому зона его прямой ответственности поистине не знает границ и включает в себя мыслимое и немыслимое: промышленное производство и сельское хозяйство; спорт и ЖКХ; «союзное государство» с Россией и «Славянский базар» в Витебске; пионеров с пенсионерами и Движение сопротивления; ПВО и реформу образования; борьбу с коррупцией и налаживание «взаимовыгодных отношений» с Китаем (Ираном, Венесуэлой и далее по глобусу); запуск первого белорусского космического аппарата и медицинскую трансплантологию; сбыт калийных удобрений, продажу морской рыбы и проблемы реформирования беларускай мовы… Всего сразу и не упомнишь, и все — сам… Однако под силу ли столько одному смертному, если он, конечно, не Геракл — сын бога Зевса и Алкмены, жены фиванского царя Амфитриона? Не удивительно, почему в результате ни один масштабный проект, инициированный белорусской властью за последние годы, так и не был доведен до логического конца. Прав Козьма Прутков — нельзя объять необъятное…

Думается мне, та же участь ожидает и новую европейскую программу «Восточное партнерство» с участием Беларуси. Хотя бы потому, что, как показывает в том числе и мой жизненный опыт — восстанавливать разрушенное до основания значительно труднее, чем возводить что-то заново, особенно если потребность в новом строительстве обусловлена не логикой внутреннего развития государства, а дипломатическими маневрами в условиях жесточайшего экономического кризиса. Что же касается непосредственно отношений Минска и Брюсселя, то официально их не существует с 1997 года. А если точнее, то белорусско-европейские контакты были заморожены еще в 1996 году, когда у нас состоялся так называемый «конституционный референдум», на котором полномочия президента были расширены за счет почти полного упразднения законодательной и судебной власти. Взаимное отчуждение казалось практически непреодолимым после президентских выборов 2006 года, которые западные страны сочли недемократичными, и в отместку ввели визовые и финансовые санкции против высокопоставленных белорусских чиновников, включая самого президента. По итогам той скандальной избирательной кампании целый ряд наиболее одиозных персон в Беларуси и непосредственно А.Лукашенко были обвинены в нарушении «международных избирательных стандартов» и несоблюдении прав человека внутри страны. И, как результат, в общей сложности сорока одному белорусскому чиновнику был запрещен въезд в ЕС, предусматривалось также применение экономических санкций в отношении Беларуси, блокировка счетов белорусских руководителей в европейских банках, и т.д.

Впрочем, от жестких экономических санкций в виде полной экономической блокады Беларуси Европа на тот момент отказалась, справедливо полагая, что подобные «военные» меры могли бы стать не столько наказанием персонально А.Лукашенко, сколько катастрофическим ударом по всему белорусскому населению, волеизъявление которого на последних президентских выборах ни по каким признакам нельзя назвать ни свободным, ни правильно подсчитанным. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло… Все изменилось в один день после «победоносного» блиц-крига России в Грузии. Когда «русские снова-таки идут», тут уж европейцам стало не до соблюдения демократии в том или ином пограничном с Европой регионе… И европейский «шлагбаум» для А.Лукашенко и большинства «невъездных» белорусских чиновников мгновенно взлетел вверх. А после Международной конференции по стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии в Женеве стали неактуальными и многие санкции против Беларуси, чему в значительной степени способствовала еще и официальная позиция белорусского руководства, которое хотя публично и осудило действия Грузии в августе 2008 года в Ю.Осетии, выразив понимание ответной реакции России, но все же от признания «независимости» Абхазии и Ю.Осетии недвусмысленно уклонилось. Европейский «ответ» не заставил себя ждать — уже в октябре 2008 года глава МИД Беларуси был приглашен в Люксембург на встречу с тройкой ЕС, затем в Евросоюзе заговорили о возможности подключения Минска к к программе «Восточного партнерства», которая нацелена на сближение с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдовой и Украиной, а теперь стало известно, что А.Лукашенко, оказывается, ждут не дождутся в Праге на весеннем саммите «ЕС — Восточное партнерство»…

Похоже, события в Грузии революционным образом изменили европейскую политику на восточном направлении. Если раньше европейские чиновники не раз заявляли о том, что ЕС уже достиг предела своего расширения, то теперь из Брюсселя раздаются сигналы прямо противоположные по смыслу. Так, например, глава представительства Еврокомиссии в Москве Марк Франко в интервью журналу «VIP-Premier» на днях сообщил, что Европейский союз продолжит расширять свои границы и даже для России перспектива вхождения в ЕС не является такой уж фантастической. В этой связи он сказал: «Возможность вступления в ЕС открыта и для других европейских стран. Например, для Украины, или Беларуси, или кавказских государств, даже для России, если она захочет присоединиться…» Не думаю, однако, что Россия этим любезным «приглашением в Европу» когда-либо воспользуется, во всяком случае в обозримом будущем ничего подобного не случится точно. Пока же в Москве с тревогой наблюдают за попытками реализовать на практике европейскую программу «Восточного партнерства», конечной целью которой без сомнения является создание своего рода «пояса безопасности», или «санитарного кордона» вокруг России, о чем уже не один десяток лет мечтает старина Збигнев Бжезинский… Я думаю, не осталось без внимания у российского руководства и столь внезапное «потепление» отношений между Брюсселем и Минском, хотя чисто внешне к этому неоднозначному явлению в Кремле отнеслись довольно спокойно. Посол России в РБ на пресс-конференции в Минске 6 февраля по этому поводу даже заметил: «Мы все понимаем и не нервничаем. … Россия поддерживает развитие диалога между Беларусью и Евросоюзом…, и выступает только «за». Стоя на месте никуда не придешь…»

Только вряд ли Москве так уж безразлично, в каком направлении двинется «застоявшаяся на месте» Беларусь — на восток или на запад. И потому еще в октябре 2008 года Госдума РФ ратифицировала соглашение с Беларусью о свободе передвижения граждан обеих стран по всей территории Союзного государства. Одним из последних российских достижений стала договоренность по отказу от американской валюты во взаимных расчетах между нашими странами, с намерением в перспективе в качестве резервной валюты избрать российский рубль. Кроме того, под Новый год Минск получил от Москвы антикризисную помощь — первый транш кредита в размере 1 млрл долл, и второй миллиард еще на подходе. Серьезной победой России можно назвать и подписание А.Лукашенко и Д.Медведевым в начале марта в Москве договора по созданию единой региональной системы ПВО, а также соглашения о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в рамках военного блока ОДКБ. Все это вместе взятое в значительной степени ограничивает суверенитет нашей страны в пользу России, но в то же время оставляет белорусской власти пространство для маневра. Другими словами, во взаимоотношениях с РФ «точка невозврата» Беларусью пока еще не пройдена, чем Евросоюз и поспешил воспользоваться. По мнению большинства аналитиков, недавний визит верховного комиссара Евросоюза по вопросам единой внешней политики и безопасности Хавьера Соланы в Минск означает концептуальное изменение политики ЕС в отношении Беларуси, однако нет никакого сомнения в том, что этот шаг вызван скорее экстренной геополитической необходимостью, и уж никак не возникшими вдруг у европейцев симпатиями к режиму президента Лукашенко. Фактически об этом прямо сказал во время своего визита Х.Солана, заявив журналистам: «Я приехал не ставить условия. ЕС выстраивает отношения с другими странами, не выдвигая условий. Мы рассматриваем Беларусь как европейскую страну. Это нормальное развитие ситуации, если между Беларусью и ЕС будут нормальные отношения». По его словам, весь мир сейчас пытается преодолеть последствия экономического кризиса, который будет иметь и глобальные политические последствия. «Я думаю, что пришло время и это обсудить в наших отношениях», — подчеркнул высокопоставленный европейский чиновник.

Еще более откровенно высказался глава Комиссии по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы Горан Линдблад, раскрывая журналистам некоторые итоги своих встреч с белорусскими властями. Он, в частности, заявил: «Думаю, финансовый кризис будет способствовать возвращению Беларуси в семью европейских народов, ведь одна Россия не сможет помочь Беларуси. Ей самой потребуется финансовая помощь Европы…» Таким образом, «битва за Беларусь» между Россией и Евросоюзом еще только начинается. Чем она завершится, зависит от множества факторов и не в последнюю очередь от самого А.Лукашенко. Пока же он щедро раздает обещания обеим заинтересованным сторонам, играя, как выразился кто-то из журналистов, «сразу на двух досках». Причем дебют в этом «сеансе одновременной игры» оказался вполне традиционным — на е2-е4 белорусского президента оба соперника ответили ходом е7-е5… Так что вся шахматная интрига еще впереди. И совсем не обязательно, что исход ее предопределен заранее. И вот почему. За последние годы в борьбе за выживание официальный Минск выработал в себе выдающиеся способности маскировки и стал непревзойденным мистификатором. В этом отношении белорусскую власть можно сравнить разве что с одним морским существом, научное название которого «Sepia», или по-русски — каракатица. Так вот, в ходе эволюции Sepia изобрела гениальный трюк — в случае опасности она выпускает из себя чернильное пятно, которое в точности повторяет ее форму. То есть она создает собственные фантомы — тоже в каком-то смысле «посредников», по своей функциональной сущности чем-то похожих на тех, что описаны в повести А.Мирера. В результате внимание хищника целиком сосредотачивается на этом фантоме-«посреднике», что позволяет каракатице во время отползти на безопасное расстояние и тем самым спасти свою жизнь от верной гибели. И потому в нашем случае я не совсем уверен, с кем в реальности имеет дело Евросоюз, пытаясь наладить отношения с Беларусью. А вдруг с Хавьером Соланой встречался вовсе и не президент?…

Как вам новость?
Головоломки