"Наше мнение": "Кто же в кризис продает…"

25.02.2009 11:10
Архив Редакция

Не так давно А. Лукашенко сказал, что в ближайшие два года приватизации в стране не будет, мол, кто же в кризис продает?

Не так давно А. Лукашенко, посещая Могилевский молокоперерабатывающий завод, сказал, что в ближайшие два года приватизации в стране не будет, мол, кто же в кризис продает? Означает ли это смену государственной политики в области приватизации?

Елена Ракова. Выступая против приватизации в сложное финансовое время, А. Лукашенко в очередной раз показал, кто определяет в стране параметры экономической политики и как далеко власть может зайти в «либерализации». И, кстати, «подставил» премьера и главу Госкомитета по имуществу, которые недавно высказывались за упрощение законодательства и интенсификацию процессов поиска иностранных инвесторов и продажи госсобственности.

Резкая риторика против приватизации, в первую очередь, пищевой перерабатывающей промышленности (а она, наравне со страховым сектором, рассматривается многими как наиболее удобные для приватизации сектор  в 2009-2010 гг.) позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, первое лицо страны все еще не готово расстаться с собственностью, пусть это даже молочный завод. Ему психологически легче увеличивать кредитную задолженность страны, но продавать заводы…. И пусть эти заводы на грани прибыльности-убыточности, с сомнительными брендами и мало конкурентоспособными продуктами — «заводы ведь приносят валюту».  И пусть экспорт молочной продукции в Россию убыточен (зачастую даже по официальной статистике, а если считать по полным затратам в сельском хозяйстве, а если добавить мировые цены на ТЭР…). В этом вся белорусская модель – производить и продавать так, чтобы торговое сальдо было отрицательным. Главное ведь — процесс. Или продавать на российском рынке, стеная по поводу имеющихся там барьеров для белорусской продукции и искренне не замечая «бревна в собственном глазу». Наконец, недоверие к «частнику»: А. Лукашенко искренне не понимает, почему частное предприятие по определению эффективнее государственного.

Что касается того, что в кризис не продают. Если уважаемые аналитики и советники президента внимательно посмотрят, что делается вокруг в мире, они обнаружат большое количество свершившихся или обсуждающихся сделок в рамках так называемых «слияний и поглощений». В переводе на русский – это и есть наша будущая модель приватизации, когда белорусские предприятия будут куплены крупными региональными или транснациональными компаниями. При этом глупо ждать, что за белорусские активы или бренды типа «Бабушкиной крынки» кто-то готов выложить миллиарды. «Бабушкина крынка» – это не концерн «Лебедянский» (крупнейший производитель соков в России; 76% пакета акций был выкуплен компанией «PepsiCo» за более чем  $ 1.5 млрд). Конечно, сейчас стоимость активов упала. Но кто мешал продавать раньше? Опять же, если новый собственник готов инвестировать в развитие предприятия, то почему не продать дешевле в условиях дефицита валюты и бюджетных средств? Только новый собственник сможет сделать эти предприятия истинно рыночными (прибыльными), увеличить их эффективность, войти на новые рынки (Европы, России), а также задать новую линейку требований к сельскому хозяйству.

Елена Ракова, «Наше мнение».

Как вам новость?
Головоломки