"Интерфакс": "Кавказская ловушка для Минска"

03.03.2009 16:07
Архив Редакция

Представители Еврокомиссии продолжают предупреждать Минск о том, что признание Южной Осетии и Абхазии может повлиять на процесс сближения Европы и Белоруссии

Член Еврокомиссии, ответственный за внешние связи, Бенита Ферреро-Вальднер вновь предупредила, что признав независимость Южной Осетии и Абхазии, Белоруссия сильно испортит свои взаимоотношения с Европейским союзом. «Наша позиция в отношении Южной Осетии и Абхазии известна и неизменна — мы не признаем независимости этих стран. Если же Белоруссия признает их независимость, это сильно испортит наши взаимоотношения, затормозит все наши инициативы по сближению», — сказала Ферреро-Вальднер в интервью белорусской электронной газете «Ежедневник». Она напомнила, что «мы предложили программу «Восточное партнерство» нашим восточным соседям, и предложили Белоруссии в ней участвовать, но для этого она должна выполнить ряд условий».

Ферреро-Вальднер вновь заявила о своих планах посетить Минск с визитом 12-13 марта. «Если изменения подтвердятся, это означает, что наше предложение остается в силе и Белоруссия будет приглашена на саммит в Прагу 7 мая. Но пока мы будем присматриваться к тому, что у вас происходит», — добавила член Еврокомиссии. Двадцать третьего февраля председательствующий в Евросоюзе глава МИД Чехии Карел Шварценберг на заседании совета ЕС заявил, что признание Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии поставит Минск вне европейского контекста и затруднит возможное участие этого государства в программе «Восточное партнерство». Эта позиция руководства Евросоюза была также подтверждена верховным представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности Евросоюза Хавьером Соланой, пресс-секретарь которого заявила, что политика Евросоюза, обусловленная «верой в территориальную целостность Грузии» состоит в непризнании Южной Осетии и Абхазии в качестве субъектов международного права.

Московский шок

В Москве были шокированы этими заявлениями, усматривая в них попытку вбить клин между Россией и Белоруссией. «Иначе как политически шокирующим нельзя назвать заявление министра иностранных дел председательствующей в ЕС Чехии Шварценберга о том, что «если Белоруссия признает независимость Южной Осетии и Абхазии, у нее появятся очень и очень серьезные проблемы с участием в «Восточном партнерстве» ЕС», — заявил «Интерфаксу» высокопоставленный источник в МИД РФ.

«Заявление Шварценберга нельзя расценить иначе как грубое давление со стороны председательства ЕС на суверенное государство Белоруссию. Такой неконструктивный и конфронтационный подход не будет способствовать взаимопониманию и диалогу в рамках женевского процесса», — отметил он. «Мотивы сделанного заявления ясны. На словах чешское председательство выступает за укрепление сотрудничества и взаимодействия с Россией, за диалог между Грузией, Абхазией, Южной Осетией в рамках женевских дискуссий. На деле же сквозит стремление вбить клин между Россией и Белоруссией, поставить Минск в сложное положение», — сказал собеседник агентства. «На этом фоне заявление Шварценберга выходит за рамки принятых дипломатических приличий и, скорее, ассоциируется с языком ультиматумов времен холодной войны», — заявил источник.

Политический шантаж?

Возмущение выразили и в Цхинвали, и в Сухуми. «Политическое давление в отношении Белоруссии расценивается в Южной Осетии как неприкрытый политический шантаж», — говорилось в заявлении, распространенном югоосетинским внешнеполитическим ведомством. В заявлении отмечается, что этот шантаж в недопустимой ультимативной форме ставит Минск перед выбором между возможностью сближения с Европой и правом самостоятельного решения вопросов, входящих в сферу собственного суверенитета Белоруссии как и любого другого государства. «Такая позиция ставит под серьезное сомнение дальнейшую целесообразность проходящих под эгидой Евросоюза женевских консультаций и действенность участия Евросоюза в урегулировании последствий августовского кризиса, вызванного агрессией Грузии против Южной Осетии», — сказали в министерстве.

Ранее МИД Абхазии также подчеркнул, что заявление главы МИД Чехии в части реакции Евросоюза на возможное признание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии «является прямым давлением, оказываемым ЕС на суверенное государство Белоруссию».

Между тем в Евросоюзе не считают давлением на Минск увязывание вопроса о признании им независимости Абхазии и Южной Осетии с вопросом о присоединении Белоруссии к новой программе Восточного партнерства Евросоюза. «Мы говорим Белоруссии и говорим любому: мы считаем, что это плохая идея. Это не давление, это транспарентное обсуждение позиции. Это логично, что мы скажем партнерам, что наша политика — не признавать (Абхазию и Южную Осетию — ИФ). Мы верим в территориальную целостность Грузии», — сказала пресс-секретарь верховного представителя по внешней политике и безопасности ЕС Кристина Галлах 24 февраля в Брюсселе на встрече с журналистами из Украины, Белоруссии, Молдавии и России.

Белорусская сторона

В свою очередь в Минске считают, что вопрос участия Белоруссии в Восточном партнерстве ЕС официально не связан с признанием либо непризнанием независимости Южной Осетии и Абхазии. «Мы знаем о высказываниях на эту тему (зависимости приглашения Белоруссии в Восточное партнерство от результатов рассмотрения «кавказского» вопроса -ИФ). Пока нам сложно судить, в какой степени они отражают общую официальную позицию Евросоюза по данному вопросу. Во всяком случае, до сегодняшнего дня никто из уполномоченных представителей ЕС официально не обращался к Беларуси с подобными требованиями в качестве предварительного условия для участия в Восточном партнерстве», — заявил 24 февраля пресс-секретарь МИД Андрей Попов, отвечая на вопросы журналистов.

По мнению белорусского политолога Ольги Абрамовой, Белоруссия в силу своих союзнических отношений с Россией признает независимость Южной Осетии и Абхазии, после чего может последовать некоторое охлаждение отношений между Европейским союзом и белорусским государством. «Без разницы — нравится нам это или нет, хотим мы этого или нет, но страна просто обязана в силу союзнических отношений и существования прецедента в Косово совершить это действие», — заявила Абрамова агентству «Интерфакс-Запад». Она полагает, что «с точки зрения здравомыслия Белоруссия все-таки, хоть и с большой затяжкой, но признает суверенитет этих двух республик». По словам Абрамовой, «отдельным для Белоруссии будет стоять вопрос вступления этих республик в Союз Белоруссии и России, из-за чего белорусское государство однозначно только потеряет». Если же, продолжила эксперт, «Белоруссия пойдет на непризнание этих двух республик, то у нее будут еще более серьезные проблемы с восточного направления, чем с западного. Страна будет отброшена назад в отношении стабильности ситуации, перспектив развития, страна ничего не выиграет, а только проиграет», — отметила белорусский политолог.

По ее мнению, «белорусской стороне сегодня нужно публично объяснить свою позицию». Абрамова считает, что «после Приштины (столица Косово — ИФ) со стороны Белоруссии, находящейся в составе «двойки» (Союзного государства с РФ — ИФ), признание независимости двух республик фактически является обязанностью. Здесь уже делом нужно доказывать, что «мы дружбой с Россией не торгуем», — сказала Абрамова, напомнив о высказываниях белорусского президента Александра Лукашенко. В противном случае, отметила эксперт, «нужно будет дезавуировать известный договор (о создании Союзного государства — ИФ) и начинать заново с чистого листа выстраивать отношения, в том числе, и с Россией, заявляя, что конечной целью Белоруссии является форсированное вступление во все европейские структуры».

Владимир Шишлин, «Интерфакс».

Как вам новость?
Головоломки