С ПРАЗДНИКОМ 8 МАРТА!

05.03.2009 03:36
Архив Редакция

Я не являюсь воинственным противником так называемого Международного женского дня 8 Марта.

 

Женщина — с нами, когда мы рождаемся,
Женщина — с нами в последний наш час.
Женщина — знамя, когда мы сражаемся,
Женщина — радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюбленность и счастие,
В лучшем стремлении — первый привет.
В битве за право — огонь соучастия,
Женщина — музыка. Женщина — свет.

К.Бальмонт.

Накануне женского праздника 8 Марта я часто вспоминаю случай, свидетелем и даже соучастником которого мне довелось стать много лет назад. Дело было в конце февраля одного из смутных лет крушения СССР, когда меня неожиданно отправили на непродолжительные курсы усовершенствования в Питер. Времена тогда были сложные, сезон в этот период года, как вы понимаете, тоже не самый туристический, так что под разным предлогом от затратного месячного отдыха в северной российской столице мои коллеги вежливо уклонились. В итоге «свет клином» сошелся на мне. Не в последнюю очередь потому, что все знали — в Питере на Фонтанке живет (теперь уже жила) моя родная тетя, и, следовательно, мне сам Бог велел навестить овдовевшую близкую родственницу… А я и не сильно возражал, так что сборы мои были недолгими и буквально через сутки я уже бодро шагал по перрону Витебского вокзала Санкт-Петербурга по направлению к метро… Первые дни моего питерского «усовершенствования» пробежали как одно мгновение, и вот однажды на одном из занятий ко мне обратился мой одногрупник, тоже из Беларуси — откуда-то из Витебской области, с весьма заманчивым предложением. Не знаю, чем я ему приглянулся, но как-то в перерыве между лекциями он подозвал меня и спросил вполголоса: — «Хочешь заработать? Есть классный бизнес, могу взять в долю…» Я сразу немного растерялся: — «Будем брать Эрмитаж?…» «Ну что ты, — рассмеялся он. — Ничего подобного. Приходи вечером в общагу на жареную картошку, сам все увидишь».

Прихожу. То, что я увидел в комнате земляка, было покруче любой жареной картошки. Весь пол и кровати были завалены какими-то баночками, флакончиками, цветными сплющенными коробками и тому подобным. Однако опущу мелкие детали и расскажу суть. Этот парень (его звали Дмитрием), деловой до невозможности, умудрился использовать учебу в Питере с выгодой для себя. Заранее смотавшись пару раз в Польшу, он натаскал оттуда целую гору дешевой парфюмерии — так называемых духов-«пробников» в небольших стандартных флаконах. Там же он каким-то образом приобрел фабрично изготовленные этикетки с названиями лучших французских производителей и соответствующую упаковку — красочные «фирменные» коробочки, практически неотличимые от оригинала. Процедура состояла в следующем: берешь флакон «пробника», подбираешь и наклеиваешь на него подходящую этикетку, затем находишь сложенную коробку с таким же названием, придаешь ей объем, вкладываешь в нее теперь уже «французские духи» — и подарок к 8 Марта готов!… Ну что ж, делать нечего, раз пришел, берусь помогать «доводить товар до кондиции», но при этом ставлю категорическое условие — торговать этим «фуфлом» я не пойду ни при каких условиях. На что Дима отвечает: — «А тебя никто и не просит. Знай себе, пакуй…» Я и пакую, но чувствую себя крайне неуютно. Пытаюсь взывать к Диминой совести, говорю: «Дима, вообще-то мы с тобой по-свински поступаем. Втюхивать доверчивым дамам подделку — это же чистый УК…» В ответ слышу железную аргументацию, не лишенную цинизма: «Да ты не парься. Будь проще, и к тебе потянутся …деньги. Прикинь, сколько в Питере теток — миллиона два с половиной, не меньше. А на носу — что? Правильно, 8 Марта! И всем нужен подарок. А что это подделки, то все об этом знают, никто возмущаться не будет — за такие копейки разве настоящий французский парфюм купишь? Тем более в ларьке. Короче, какой праздник, такой и подарок!…»

Димина парфюмерная интервенция в городе на Неве завершилась нашей полной победой. Все прошло на удивление гладко и спокойно. Укладывая «готовый продукт» в большие дорожные сумки, мы проделали несколько «чартерных» рейсов по известным только Диме адресам — к ларькам в различных злачно-торговых местах города. Как правило, после «двухсторонних» переговоров Дима возвращался с парочкой жутковатого вида «лиц кавказской национальности», те молча забирали наши «вализы» и тут же растворялись в пространстве. Наверное, мы рисковали, но на тот момент страшно почему-то не было. Зато потом… было очень даже весело. Причем всей группе, а наши унылые курсы, наконец, наполнились реальным питерским содержанием. По крайней мере теперь хоть есть что вспомнить. Однако сию почти криминальную историю я пересказал совсем не по этой причине. Дело в том, что с того времени и до сих пор праздник 8 Марта у меня стойко ассоциируется с той самой «французской» парфюмерией из ларька «по рублю за штуку». То есть, с откровенной фальшью и лицемерием, одетыми в «фирменную» государственную упаковку. Надо сказать, что еще в советское время в определенной среде отмечать 8 Марта считалось делом неприличным, а сознательное игнорирование этого праздника, в том числе и «продвинутыми» женщинами, было своего рода тихим протестом против бесконечной пошлости и слащавого вранья советского оффициоза. К сожалению, по части и того и другого мало что изменилось у нас и по сей день.

Наиболее точное определение этому явлению в современных условиях, как мне кажется, дал известный православный публицист дьякон А.Кураев, который в одной из своих книг написал: «Празднование 8 марта — едва ли не единственная косточка от советского динозавра, оставшаяся до сих пор…» Прав А.Кураев и когда утверждает, что «Международный женский день» 8 Марта никогда не был по-настоящему ни международным, ни днем «женщины как женщины». Причина этой странности, по его мнению, очевидна. Он пишет: «В этот день надлежало прославлять женщин только с определенными качествами… 8 Марта — не день женщины как таковой, а праздник совершенно конкретного типа женщин…» Действительно, так всегда у нас было и так есть. В стране Советов, например, в известный исторический период любая женщина могла легко получить пятнадцать лет лагерей только за то, что она вдруг оказывалась «членом семьи врага народа»… Да мало ли кем однажды она могла оказаться… Сейчас, конечно, по таким «пустякам» не сажают, но тоже всякое случается. Вот совсем свежий случай уже из белорусской жизни. 4 марта независимое издание Хартия’97 распространило информацию об очень квалифицированной провокации против председателя непризнанного белорусскими властями Союза поляков Беларуси Анжелики Борис. Кто-то неизвестный решил весьма своеобразно поздравить ее с праздником 8 Марта, вбросив в почтовые ящики соседей смонтированные в «фотошопе» порноснимки, на которых «изображена» сама Анжелика Борис. Тоже ведь женщина, чья-то мать, жена, дочь, но, оказывается, не та…

Очень остроумно и зло о празднике 8 Марта на одном из российских сайтов пишет Марыся Злобек: «В нашей стране львиная доля пошлости приберегается именно для 8 марта, когда из каждого утюга звучит невозможное — «за милых дам, за милых дам» и «ах, какая женщина»… Женщин поздравляют с чем-то нутряным, физиологическим, а «дорогие мужчины» раз в году, кряхтя и раздуваясь от гордости, моют посуду или неуклюже подают завтрак в постель. Все розовые сердечки 14 февраля (день святого Валентина) — ничто в сравнении с казенной мимозой, преподносимой без чувства, по жестяной производственной необходимости… Мужчина, часто единственный в коллективе, получает в этот день смертельную дозу пахнущих алкоголем и тяжелыми духами поцелуев и к вечеру уползает в свою нору на окраине затисканный, почти изнасилованный. Вид его вызывает лишь кривую ухмылку обессилевшей за день скачек по квартире с младенцем, бледной, одетой в мужское термобелье под халат, жены, благоразумно не ждущей от восьмого марта ничего такого, что не могло бы произойти девятого…» И ведь все это происходит в обычной, относительно благополучной по нашим меркам обстановке. Что тогда говорить о праздновании 8 Марта в условиях финансово-экономического кризиса, у которого, как утверждают особо одаренные специалисты, пока еще «дна не видно»…

Я вообще плохо представляю, как в этом году президент и остальное наше руководство собирается поздравлять «женщин-тружениц» с праздником 8 Марта. Может, как и в прошлом — будет произнесено несколько общих фраз про то, как женщины «обеспечивают будущее государства, давая жизнь юным гражданам Беларуси»? Но вот беда, если судить по последним российским данным (белорусские вряд ли появятся), вслед за экономическим кризисом в России (уверен, что и в Беларуси тоже) вновь назревает серьезнейший репродуктивный кризис, как это уже было в 1999 году, когда каждая 11-я россиянка в возрасте до 29 лет в течение года после дефолта приняла решение о досрочном прерывании беременности. Что-то подобное происходит и сейчас — по самым приблизительным прогнозам из-за кризисных ожиданий в семьях, количество новорожденных в РФ в 2009 году может сократиться сразу на 200 тысяч… И в этом нет ничего удивительного, ибо как ни крути, но у любого экономического кризиса — женское лицо. Как правило, женщины первыми теряют работу, потому как в своем большинстве они занимают менее статусные посты и не могут в полной мере влиять на процесс принятия каких бы то ни было решений. Кроме того, женщина первой попадает под увольнение по закону — она раньше выходит на пенсию, а это очень удобный предлог, оправдывающий любые массовые сокращения. Я уже не говорю о том, что для каждого работодателя женщина — это всегда фактор риска, ведь беременность и болезни детей пока еще никто не отменял. Да и вообще, как считают социологи, представительницу прекрасного пола просто психологически легче уволить — всегда можно сослаться на то, что «ее муж прокормит». К сожалению, такая степень защиты имеется далеко не у всех женщин…

В заключении этой статьи хочу подвести небольшой итог. И он сводится к следующему. Я, собственно, не являюсь воинственным противником так называемого Международного женского дня 8 Марта, хотя никакой логики в нем не вижу. Будь моя воля, я бы, конечно, придумал что-нибудь поинтереснее, во всяком случае никак не связанное с Кларой Цеткин и Розой Люксембург… Но раз уж такая традиция сложилась, то не мне ее отменять. Уверен, когда-нибудь в будущем она отомрет сама по себе, заместившись чем-то новым и в условиях независимой Беларуси по-настоящему белорусским. Однако сам факт моего личного восприятия «одной из последних косточек советского динозавра» никак не отражается на моем принципиальном отношении к женщине, которое я могу сформулировать замечательными словами из Книги Песнь Песней царя Соломона: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» И пока наша страна не имеет другого более значимого общенационального праздника, посвященного женщине, хочу поздравить наших мам, жен, дочерей, невесток, тещ и коллег по работе с праздником весны — женским днем 8 Марта! В этот день мы, мужчины, с особой искренностью говорим вам слова благодарности за радость и счастье, которые вы нам дарите. Будьте здоровы, красивы и любимы! Пусть в ваших домах всегда будет мир, достаток, согласие и благополучие. Не жалейте о прошлом — его не вернешь. Радуйтесь каждому сегодняшнему дню. Не расстраивайтесь по пустякам. Живите днем сегодняшним.

С праздником вас, дорогие женщины, улыбок вам, цветов и хорошего настроения!

Как вам новость?