"Товарищ": "Антикризисная программа ОДС прошла три чтения — как в парламенте"

17.03.2009 16:43
Архив Редакция

Что собой представляет этот документ – рассказывает первый секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин

Документ прошел три чтения — как в парламенте.

Что собой представляет этот документ — рассказывает первый секретарь Центрального Комитета Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин.

-Платформа Объединенных демократических сил содержит высокопрофессиональные, реалистические, основанные на опыте трансформаций других стран меры преодоления кризиса. Однако их реализация возможна только под контролем дееспособных и подотчетных обществу демократических институтов власти, при условии прекращения политических репрессий, в атмосфере прозрачности и доверия.

Объединенные демократические силы не намерены разделять с нынешним режимом ответственности за последствия кризиса. Нынешняя власть виновная в консервации неэффективной модели экономики, систематическом обмане общества, самоизоляции от демократических стран должна как можно быстрее уйти в отставку», — такими словами заканчивается Антикризисная программа.

Работа над документам шла два с половиной месяца; результатом совместной работы демократических сил стала Антикризисная платформа ОДС.

О сути платформы рассказал первый секретарь Центрального Комитета Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин.

-Это не программа выхода из кризиса и не программа по преодолению последствий кризиса — программу может реализовать только правительство, которое обладает достаточной компетенцией и полномочиями, доступом к государственным ресурсам и властным рычагам. Поэтому — это платформа, которая может быть использована в качестве программы теми, кто действительно хочет преодолевать кризис, кто хочет смягчить последствия кризиса для населения. Это — платформа, которую очень просто сделать программой.

Платформа состоит из трех частей.

Первая — оценка ситуации. Наша оценка состоит в том, что наш кризис пришел извне вмесите с мировым финансовым кризисом — и в этом отличие нашей оценки ситуации от правительственной. Кризис в РБ начался задолго до того, как начался мировой финансовый кризис, а мировой финансовый кризис лишь усугубил наше положение. Вызван наш кризис неэффективной моделью управления, неэффективной политической системой, неэффективной системой хозяйствования.

Вторая часть- первоочередные неотложные меры, которые, как мы считаем, можно было бы осуществить в течение трех ближайших месяцев. Эти меры связаны с упреждением ряда негативных ситуаций в экономике. Главное здесь — дебюрократизация экономики, прекращение административного вмешательства в экономику со стороны чиновничества. Мы считаем, что нужно не подправлять каким-то образом процедуры вмешательства чиновничества в экономику, а нужно административное вмешательство в экономику вообще исключить. У правительства есть достаточно рычагов, чтобы экономическими методами управлять и регулировать экономические процессы.

Мы делаем упор не только на повышение эффективности экономики; мы понимаем, что очень серьезные потери в результате кризиса понесет наше население. Поэтому очень большое внимание в неотложных первоочередных мерах отведена социальной защите людей, тех, кого ожидают увольнения. К примеру, мы предлагаем, чтобы тем людям, у которых истекает трудовой контракт и контракт с которым не продлевается, должны получать выходное пособите — как при сокращении. Сегодня этого нет. Контракты очень краткосрочные, годовые, и очень просто решается проблема освобождения рабочих мест. Истек контракт — человек остается один на один с проблемами. Мы считаем, что это неверно в условиях кризиса, ситуацию надо менять.

Надо прекратить унизительную практику, когда люди получают 9 долларов в месяц за то, что они 5-7 дней отработают на общественной работе, и фактически никакого пособия по безработице не получают. Мы считает, что в период кризиса государство должно — и такие ресурсы есть — платить безработным на уровне минимального потребительского бюджета.

Третья часть нашей платформы называется «Новая экономическая политика в РБ». Действие этой части рассчитано на более длительный период — на 3-4 года, поскольку кризис пришел минимум на два года. НЭП рассчитан на три-четыре года и предусматривает меры как экономического характера, так и меры, связанные с социальной защитой населения.

Здесь мы выделяем ряд стратегических направлений, которыми, как мы считаем, Беларусь должна заняться уже сегодня, в условиях даже кризиса. Это безусловно приоритетное финансирование и развитие образования и науки, переход на управление современными средствами через создание программы «Электронная Беларусь, электронное правительство», это развитие энергетической программы, основанной на использовании различных ресурсов и сырья для производства электроэнергии.

Уже сегодня нужно думать о кардинальном упрощении налоговой системы, которая позволит, с одной стороны, высвободить очень большое количество всяких учетных контролирующих органов от всякой ненужной работы, с другой стороны, упростит и сделает более эффективной работу самих экономических субъектов хозяйствования. Мы считаем, что нужно привести законодательство в сфере экономики, финансов со стандартами, которые сегодня есть в большинстве стран мира. Это позволит нам интегрироваться в мировую экономику, повысит доверие к работе на наших рынках международных субъектов и в целом это положительно скажется на динамике развития нашей страны.

…У нас были серьезные споры: как сбалансировать вопрос эффективности экономических механизмов и рычагов с социальной защитой населения. Баланс, как я считаю, мы нашли, что было непросто, учитывая различные идеологические воззрения авторов платформы. То, что такой документ получился, — это очень-очень неплохо. Сегодня наша платформа является высокопрофессиональной и реалистичной для того, чтобы на базе его осуществлять реальные шаги по преодолению кризиса и смягчения его последствий для населения.

Сергей Калякин для газеты «Товарищ».

Как вам новость?
Головоломки