"Завтра твоей страны": "Вытянет ли “интегрированный буксир” АПК из кризиса? "

25.03.2009 11:42
Архив Редакция

До конца 2009 года в АПК Беларуси планируется создать около 40 интегрированных структур, объединяющих сельхозпроизводителей, перерабатывающие и торговые предприятия

До конца 2009 года в агропромышленном комплексе Беларуси планируется создать около 40 интегрированных структур, объединяющих сельхозпроизводителей, перерабатывающие и торговые предприятия. Являются ли панацеей для убыточных СПК интеграция и кооперация «Завтра твоей страны» рассказала директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Анна АНДРИЕВИЧ.

Сейчас в Беларуси успешно работает более 50 интегрированных структур.

– В условиях государственного регулирования экономикой создание интегрированных структур — это оптимальный вариант развития АПК, позволяющий обеспечить продовольственную безопасность страны и повысить рентабельность производства продукции, — считает Анна Андриевич. — Эти структуры могут быть узкоспециализированными или, напротив, многоотраслевыми. Суть в том, что вокруг одного эффективно работающего предприятия-интегратора под единым руководством объединяются предприятия других отраслей, с которыми у него и прежде существовали связи.

 

"Завтра твоей страны": "Вытянет ли “интегрированный буксир” АПК из кризиса? "

 

 

Белорусский агропромышленный комплекс пошел путем простого слияния нескольких сельхозорганизаций с крупными перерабатывающими предприятиями. И надо сказать, они сейчас неплохо работают.

— А за счет чего повышается эффективность работы предприятий, объединенных в кооперативно-интеграционную структуру?

— Для примера проведем небольшой анализ работы интегрированных структур, которые были созданы под эгидой комбинатов Департамента хлебопродуктов, или, например, птицеводческих предприятий. Не секрет, что раньше у них были проблемы и с сырьем, и со сбытом продукции. Сейчас они работают достаточно эффективно.

После создания интегрированных структур сократились затраты на уплату налогов. Если раньше, когда каждое из предприятий было отдельным юридическим лицом, оно должно было уплачивать налоги на каждый вид продукции в технологической цепочке от поставки сырья до сбыта, и таким образом получалось двойное или даже тройное налогообложение, то при объединении налог уплачивается один – на конечную продукцию.

Сократились транспортные расходы. Были аккумулированы в одних руках выручка от реализации продукции и прибыль. А раз удалось аккумулировать средства, и при этом сэкономить, значит, появилась возможность провести модернизацию производства, что, в свою очередь, повлияло на качество продукции и ее конкурентоспособность.

Еще один момент – была преодолена разрозненность между производителями сырья, переработчиками и сбытовыми структурами. В результате все предприятия, входящие в эту цепочку, стали работать эффективнее.

Финансовый анализ результатов работы интегрированных структур также позволяет сделать вывод, что кооперация и интеграция сделали свое благое дело.

— Но, с другой стороны, на практике получается, что к эффективно работающему перерабатывающему предприятию присоединяют один или два убыточных СПК, и в результате завод или комбинат вынужден выплачивать за счет своих оборотных средств задолженность сельхозпредприятий и не может развиваться сам. Разве не так?

— Это, действительно, проблема, сдерживающая интеграционный процесс. Ее не раз озвучивал Минсельхозпрод. Интеграция и кооперация, которые у нас происходили, в первую очередь, преследовали цель избавиться от убыточных хозяйств, и все бремя долгов переложить на более крепкие предприятия. Естественно, что все обязательства после объединения перешли на более крепкое в финансовом отношении юридическое лицо.

Это вынужденный путь. Но насколько я знаю, сейчас обсуждается вопрос подготовки дополнительных законодательных актов для урегулирования вопросов, возникающих в процессе интеграции и кооперации сельхозпереработчиков и других участников. В частности, речь идет о подготовке нормативных актов, которые позволят на некоторое время отложить уплату долгов, произвести реструктуризацию кредитов.

И это не единственное препятствие на пути создания кооперативно-интеграционных структур. Участники процесса, как правило, имеют разные организационно-правовые формы и формы собственности, и необходимо время, чтобы привести их в единообразие.

Еще один момент, на который не раз обращал внимание Минсельхозпрод — это необходимость разработки упрощенного механизма передачи имущественных комплексов присоединяемых предприятий организациям-лидерам, вокруг которых идет процесс интеграции. Ведь оформление документов и регистрация требуют значительных финансовых средств.

Часть руководителей неохотно идут на объединение, поскольку большинство участников интегрированной группы боятся потерять признаки юридического лица. Мне кажется, что надо было бы все-таки сохранить признаки юридического лица и научиться работать в партнерстве во имя общей цели. И, может быть, это нашло бы больше сторонников. Но, с другой стороны, практика показывает, что наши руководители как раз и не умеют работать в партнерстве и учитывать интересы друг друга.

Например, в 2002 году была создана Жлобинская аграрно-промышленная финансовая группа. Но первое время каждый из участников работал на себя, каждый стремился руководить. И только после того, как ее реорганизовали, когда появился один руководитель, а все остальные перешли в подчиненное положение, эта аграрно-промышленная финансовая группа начала работать более эффективно.

— Какие из структур этого типа работают наиболее успешно?

— Надо сказать, что все они работают достаточно эффективно, собственно, поэтому и стоит вопрос об организации новых структур.

Например, агрокомбинат «Снов» в Несвижском районе. Это многоотраслевое сельхозпредприятие, где представлены практически все отрасли: и сельхозпроизводство, и переработка, и торговля, и подсобные промыслы.

Еще пример – агрокомбинат «Дзержинский». На сегодняшний день это единственное в стране предприятие птицеводческой отрасли, которое превысило так называемый среднеевропейский индекс продуктивности, учитывающий среднесуточный привес, срок откорма, сохранность и конверсию корма. В Европе он составляет 320 баллов, а на этом предприятии по итогам 2008 года — 346,1 балл.

Конечно, в многоотраслевом объединении доходность разных отраслей разная. Объединение в одну структуру дает возможность перераспределять ресурсы внутри нее и тем самым повышать общую эффективность производства.

Я думаю, что процессам кооперации и интеграции нельзя придавать плановый характер: создадим сорок структур и точка. Если все участники процесса заинтересованы в создании интегрированной структуры, то, естественно, и успех будет гарантирован больший, нежели в том случае, когда они будут действовать по принуждению сверху. Для того, чтобы наиболее эффективно заработали все составные части созданной структуры, это должен быть естественный, экономически просчитанный путь

Собственно, на практике так и происходит. Сначала вопрос рассматривается на уровне предприятий, идет поиск наиболее рациональных путей трансформации, реорганизации, анализируется, что можно сделать с учетом территории, специализации, наличия трудовых ресурсов. Потом этот вопрос изучается на уровне района, области, страны, в зависимости от того, кто из частников вступает в кооперацию.

Процесс создания интеграционных структур длительный. И он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Но, повторю, на сегодняшний день – это наиболее эффективная форма работы предприятий АПК.

Анна Антонович, «Завтра твоей страны».

Как вам новость?
Головоломки