В здоровом теле здоровый культ

08.10.2008 18:35
Архив Редакция

Стоит хотя бы раз увидеть стоящих рядом президентов А.Лукашенко и В.Путина, чтобы прийти к окончательному выводу.

«Президент открыл ледовый дворец. Главным гостем праздника стал А.Лукашенко, в свой день рождения прилетевший на юбилей Солигорска вместе с младшим сыном — четырехлетним Николаем. …Увидеть матч с участием президента и его сына Виктора могли не только зрители на трибунах дворца, но и все собравшиеся на центральной площади города перед экранами, транслировавшими матч в режиме он-лайн. Президентская команда разгромила американцев со счетом 13:5. …Кстати, в воротах американцев стоял Боб Фарелли, режиссер фильма «Тупой, еще тупее»…»

Электронный Солигорск.

«Владимир Путин представил фильм о дзюдо. Зрители, которым посчастливилось побывать на презентации фильма «Учить дзюдо с В.В.Путиным», в том числе губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко, первыми поздравили премьер-министра с днем рождения. «Дзюдо — это философия», — отметил Владимир Путин после презентации. По его наблюдениям, приемы этой борьбы вместе с философскими принципами, которые исповедуют дзюдоисты, невольно приводят к мысли, что дзюдо помогает воспитывать не только бойцовский характер, но и качества, необходимые для политика и, тем более, для руководителя государства или правительства».

Информационный телеканал «Вести».

 

Да простит меня великий Пушкин, но как тут не перефразировать: «В одну телегу впрячь не можно дзюдо и с шайбою хоккей…» С одной стороны действительно, стоит хотя бы раз увидеть стоящих рядом президентов А.Лукашенко и В.Путина, чтобы прийти к окончательному выводу — двух более разных людей просто быть не может. Причем, по всем признакам, мыслимым и немыслимым. Только вот какой парадокс, если понаблюдать за этими личностями и политическими деятелями чуть подольше и повнимательней, то непременно возникает ощущение совершенно противоположное, и за внешней непохожестью неотвратимо проявляется их полная внутренняя идентичность. Примерно такая же, какая она была у выпускников одного известного всем российского лицея времен Пушкина. Правда, Владимиру Владимировичу и Александру Григорьевичу повезло чуть меньше, чем Александру Сергеевичу, и закончили они лицей отнюдь не Царскосельский, однако нет никаких сомнений в том, что вынянчила их обоих определенно одна и та же «Арина Родионовна», и называлась она: — Коммунистическая партия Советского Союза… Ну и что из того, что один из них родился и вырос в большом городе, а другой в крохотной деревеньке — дело в едином для всего бывшего СССР советском воспитании, основанном на марксистско-ленинской эсететике. Которая, как известно, утвеждала — подлинное совершенство по-настоящему обеспечивается только единством формы и содержания.

Отсюда и закрепилась в подсознании каждого советского гражданина уверенность в том, что чем громаднее форма, тем она содержательней, потому как только что-то немыслимо гигантское может вместить в себе такое же содержание. И, соответственно, наоборот. Ну, и конечно, важнейшим из искусств для них было кино. Но не только. Особое место в эстетике советской государственной пирамиды, базой которой являлся народ, а вершиной, соответственно, вождь — занимал спорт. Хотя бы потому, что спорт, как и физическая культура, располагались всегда на самом нижнем этаже культуры, а потому были наиболее доступны. Выше них было все остальное: образование, наука, идеология, искусство и т.д. В этой связи уместно вспомнить замечательный рассказ В.Пелевина «Онтология детства», где описаны ощущения ребенка, рожденного и воспитанного в лагерном бараке. Реальность, «данная ему в ощущение», была столь скудна, насколько это можно себе представить. Лучик солнца на стене, выпавший из доски сучок, разные голоса за перегородкой — оказываются вполне достаточными для формирования детского самосознания. В таких условиях спасительным мог стать только спорт — ведь тренировки и соревнования создают у человека, особенно у подростка, иллюзию обладания всем тем, чего он лишен самим фактом рождения в неудобный момент в неудобном месте. Удовлетворение от самореализации в спорте компенсировало многое, а также позволяло хотя бы частично избавиться от врожденных, а заодно и от приобретенных комплексов неполноценности. И поэтому нет ничего удивительного в том, что оба президента, детство которых прошло в качественном отношении примерно в сопоставимых условиях, теперь так много внимания уделяют большому спорту.

В принципе, ничего плохого в этом нет. Единственное, что может настораживать, по крайней мере в случае с белорусским президентом — так это его бесконечно декларируемая сверхценная идея спорта вообще, а также игры в хоккей с шайбой в частности. И проблема состоит не в какой-то ущербности спорта как такового, а в чем-то более глубинном, находящемся на более тонком уровне настройки общества. В первую очередь я имею в виду острейшее желание власти руководить человеческими массами при помощи физической культуры и спорта, грамотно переключая внимание населения с внутренней стороны жизни на внешнюю. Что, впрочем, вполне соответствует практике тоталитарного социального управления, когда ответы на любые свои вопросы молодые (и не только) люди вынуждены искать только во вне, в социуме, но не внутри себя. Ведь давно известно, что самосознание тоталитарного человека осуществляется не посредством неподконтрольного властям духа, а исключительно при помощи контролируемого ими тела…. Не случайно поэтому практически все пришедшие к власти автократы, люди часто физически не очень полноценные, сразу же начинали превращать физкультуру, спорт, вообще телесное совершенство в некую гиперкомпенсаторную сверхценность, активно насаждаемую ими сверху всем остальным.

Другими словами, массовая физическая культура и в особенности массовый спорт как бы воспроизводят тоталитарную ценность коллективизма, по сути являющуюся культом массы, толпы. Пребывание в толпе, возбуждение внешних чувств и агрессивных инстинктов, способствует самоосознанию себя скорее телом, чем духом. Кроме того, спорт как зрелище воздействует именно на внешние органы восприятия толпы, превращаясь в подобное цирковому массовое шоу. По мнению ученых-социологов, роль спорта в отношнении восприятия человека и другие его заслуги в деле поддержания властвующей системы, превращают спорт в итоге в полноценный сектор господствующей идеологии. А осознание множества людей себя телом закономерно приводит к становлению идеала человека, развивающего свои внешние органы, а не внутренние душевные силы и способности. Поэтому, спортсмен, добившийся наибольших успехов в развитии собственных внешних функций, становится идолом толпы — вместо ученого, поэта, артиста и т.д.. Наиболее ярко этот феномен проявляется именно в странах с автократическим правлением, где все должны почитать национальных спортивных героев — в отличие от классических демократий, в которых выбор ценностей столь жестко не регламентирован. Говоря проще, задача тоталитарного общества состоит в максимальной материализации, «заземлении» человека, в связи с чем из всех видов культуры важнейшей для обработки и формирования личности становится физическая.

Теоретическое обоснование подобного отношения к спорту при желании легко отыскать в марксизме. Вот, например, что писал по этому поводу известный чешский марксист Ф.Бенак: «Физкультура — это основа человеческой культуры вообще… Между марксизмом, физкультурой и физическим воспитанием существует самая тесная связь, ибо марксистская борьба… направленная к завоеванию экономического равенства для всего человечества, является в последнем счете борьбой за здоровую физическую культуру общества. И всякое мировоззрение, всякая философия, которые не придают основного значения в развитии общества именно физкультуре — ложны, ненаучны и неправильны, так как они упускают из вида основу общественного развития вообще. Пусть буржуазные «философы» и все остальные антимарксисты утверждают, что им угодно, но факт неоспорим: в общественном развитии человечества вопросы телесной, материальной и экономической культур играли и всегда будут играть наиболее важную роль… Альфой и омегой человеческой жизни является так называемое тело…» Теперь становится понятен смысл одного из главных советских лозунгов, позаимствованный у древних римлян: в здоровом теле — здоровый дух. При этом телу, как мы видим, в данном случае отводится роль первостепенная…

Таким образом, спорт, по сути, является одним из очень важных приводных ремней сложного механизма власти, позволяющий на какое-то время отвлечь население от повседневной реальности. В статье «Вырождение спорта» известный американский философ Кристофер Лэш по этому поводу пишет: «Из всех видов деятельности, при помощи которых люди пытаются на время уйти от тягот повседневной жизни, спортивные игры представляют собой одно из наиболее чистых проявлений ухода. Как и секс, наркотики, или выпивка, они препятствуют осознанию окружающей реальности, выводя сознание на новый уровень концентрации. К тому же, спортивные игры не имеют побочных эффектов и не вызывают похмелья или эмоциональных осложнений. Игры удовлетворяют одновременно потребность в свободной фантазии и поиске неоправданных трудностей; они соединяют ребяческий избыток сил с сознательно созданными препятствиями. Устанавливая равные условия для всех игроков, игры пытаются заменить неразбериху повседневной жизни идеальными условиями. Они имитируют свободу, заставляют вспомнить о беззаботном детстве и огораживают повседневную жизнь искусственными границами, потому как единственными ограничениями в играх служат правила, которым игроки добровольно подчиняются. Игры требуют ловкости и проницательности, предельной сосредоточенности на цели в совершенно бесполезной деятельности, которая никак не способствует борьбе человека с природой, благополучию или комфорту сообщества или его физическому выживанию».

При этом, по мнению Лэша, спорт сохраняет свою внешнюю притягательность только до тех пор, пока он не ставится на службу образования, воспитания характера или развития общества. В связи с этим в своей статье он приводит такие примеры: «Кубинское правительство объявило в 1967 году, что спорт должен считаться «неотъемлемой частью образования, культуры, здравоохранения, обороны, счастья и развития народа и нового общества». А в 1925 году ЦК ВКП (б) заявил, что спорт должен сознательно использоваться «как средство объединения широких масс рабочих и крестьян вокруг различных партийных советских и профсоюзных организаций, посредством которых массы рабочих и крестьян вовлекаются в социальную и политическую деятельность…»» «К счастью, — констатирует Лэш, — во всех странах люди интуитивно склонны сопротивляться таким призывам. Они знают, что игры остаются бесцельными и что просмотр волнующего спортивного состязания может быть почти таким же изнурительным в эмоциональном отношении, как и само участие, и вряд ли поборники общественного здоровья и добродетели способны понять этот «пассивный» опыт». Не по этой ли причине в Беларуси спортивных сооружений и ледовых дворцов с каждым годом становится все больше, а настоящих спортивных достижений мирового класса можно по пальцам пересчитать?…

Философы утверждают, что умение жить — это искусство, которому нужно учить. А воспитать жизнеспособную личность — значит, сформировать у человека реалистическое отношение к жизни, пивить ему такие качества, как жизненная энергия, сила духа, твердость характера, то есть именно то, что сегодня наиболее востребовано современным обществом. Конечно, по-настоящему жизнеспособной личности без здорового тела никак не обойтись, а потому спорт и физическая культура в жизни человека должны присутствовать, причем с максимально раннего возраста. Только вот культа из спорта и даже из физической культуры, как мне кажется, делать не стоит. Тем более, если при этом подразумевается культ личности государственного масштаба. Как говаривал спортивный комментатор советских времен Н.Озеров: «Такой хоккей нам не нужен!»

Как вам новость?
Головоломки