Седьмой Ангел

01.04.2009 01:56
Архив Редакция

Ровно через год после подписания «Договора о Сообществе», 2 апреля 1997 года был подписан новый договор.

 

Каких только магических свойств не приписывают люди цифре 13, суеверно называя ее «чертовой дюжиной». Есть даже такая болезнь — «трискаидекафобия», когда боязнь цифры 13 становится патологической. Лечить это суеверие трудно, а потому, чтобы лишний раз не нервировать трискаидекафобов кое-где стараются прибегнуть к различным ухищрениям. В оперных театрах Италии, например, отсутствуют места с этим номером, практически на всех морских судах вы не найдете каюты под номером 13, а в некоторых странах этаж, следующий за 12-м, обозначают сразу 14-м или 12-а… Трудно сказать, почему человечество так настороженно относится к цифре 13, но различных предположений по этому поводу существует немало. Возможно, у европейцев предубеждение к цифре 13 связано с тайной вечерей Иисуса Христа, на которой в числе сотрапезников, кроме 12 апостолов, оказался еще и 13-й — предатель Иуда Искариот. Кроме того, символом и тайным образом числа 13 является изображение женского скелета, который, широко оскалив зубы, быстро движется, держа в костлявых руках косу и срезая ею на ходу траву, среди которой видны изрубленные части человеческих тел… И в Апокалипсисе именно в 13-й главе описан приход Антихриста — страшного Зверя из бездны, сопровождаемый великим множеством бедствий и самых страшных несчастий…

Кто читал Апокалипсис, может вспомнить, что 13-я глава начинается так: «1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря Зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. 2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». И это не просто игра воображения автора, каждое слово здесь наполнено особым смыслом. В частности, зверь, выходящий из моря, символизирует империи, созданные людьми, которые всегда противостоят Царству Божию. Не случайно все они, как правило, имеют некий символ, воплощенный в хищном, зверином образе. Еще в Книге пророка Даниила персидскую империю олицетворял медведь, халдейскую — барс, и т. д. И потому новая мировая империя, описанная в Апокалипсисе — Римская, как бы включала в себя самые отвратительные, животные свойства империй предыдущих, всех вместе взятых. Семь голов — это намек на Рим, расположенный на семи холмах, десять рогов — количество римских императоров, предположительно известных до времени написания Апокалипсиса. Иоанн Богослов в данном случае прямо не указывает название города Рима, потому как ему важно другое: Рим для него является прообразом царства Антихриста, противостоящего Царству Божьему. Позднее блаженный Августин назовет это царство Антихриста «Градом земным» — противобожеским, где все высокие христианские ценности вывернуты наизнанку… «И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонилась дракону», — продолжает Апокалипсис. Смысл этой фразы заключается в том, что торжество любой мировой империи — это победа сатанинских сил истории, когда Красному дракону — многоголовому зверю, увенчанному диадемами (пышными титулами), дана власть вести войну со всем миром и даже позволено побеждать, но…

Но только в тринадцатой главе. Начиная с главы под номером 14, победа Красного дракона над миром перестает быть столь очевидной… А там уже недалеко и до семи Ангелов, «сходящих с небес» со своими чашами, один из которых в конце концов «возьмет дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, скует его, низвергнет в бездну, и положит над ним печать, дабы не прельщал он народы, доколе не окончится тысяча лет…» Так что к цифре 13 все же не стоит относиться столь категорично. Ацтеки, например, воспринимали «тринадцать» как число самого времени, которое маркирует окончание очередной серии событий. Что подтверждается и обобщенными наблюдениями специалистов по нумерологии, которые утверждают: 13 — это число, которое соответствует новому началу, но с той особенностью, что в данном случае речь идет не столько о новом рождении, сколько о радикальном качественном изменении какого-либо явления… Лично я себя откровенным трискаидекафобам не считаю, но от цифры 13 тоже иногда ощущаю некий внутренний дискомфорт. Про всякие «мировые» империи с их разинутой пастью и говорить нечего — одно это слово вгоняет меня в жуткую депрессию, примерно в такую же, какую испытывает зазевавшийся путешественник-натуралист от неожиданной встречи с живым голодным крокодилом… По этой причине мое отношение к 13-й годовщине подписания Договора о Сообществе Беларуси и России, которое в обеих странах будут отмечать 2 апреля, мягко говоря, двойственное. С одной стороны, цифра 13 уходит в историю, что внушает определенный оптимизм, а с другой… Диадемы на рогах у Красного дракона все еще сверкают на солнце, его пасть дышит жаром и щелкает зубами, а значит Ангелы с небес сойдут к нам совсем не скоро… Но все же 13-я глава белорусского Апокалипсиса прочитана и перевернута, и потому есть надежда…

А помните, как все начиналось? 2 апреля 1996 года в суперторжественной обстановке — с участием патриарха Московского и всея Руси Алексия II, под колокольный звон на кремлевском банкете в Москве тогда еще достаточно молодой А.Лукашенко со звоном разбивает об пол хрустальный бокал и подписывает с дряхлеющим президентом России Б.Ельциным Договор о Сообществе Беларуси и России — Сообществе Суверенных Республик — ССР. Который, по словам белорусского президента, должен был «исправить ошибку, сделанную в 1991 году». Вряд ли кто в тот момент понимал, насколько трагическими окажутся последствия этого договора, причем как для России, так, и особенно, для Беларуси. В результате Ельцин, к тому времени из-за неудачных экономических реформ, провалов в ходе Чеченской войны и коррупционных скандалов в своем окружении оказавшийся в поистине критическом положении, 16 июня 1996 года выигрывает повторные президентские выборы. А в Беларуси 24 ноября все того же злополучного 1996 года проходит инициированный Лукашенко и поддержанный Кремлем всенародный референдум, сильно напоминающий бескровный государственный переворот, который фактически на долгие годы установил в нашей стране режим диктатуры. Судя по всему, могло быть и хуже — уже 8 мая 1996 года, выступая перед ветеранами накануне праздника Победы, президент Лукашенко пафосно заявил: «Мы, как в 1941 году, находимся во вражеском кольце. Враги засели в руководстве соседнего государства (!!!), с которым мы недавно подписали Договор о Сообществе… Мы не можем спокойно наблюдать за тем, как этот страшный монстр — НАТО — приближается к границам нашей синеокой Беларуси… Мы вернем вам единое Отечество — Родину, за которую вы сражались». Ситуация вполне могла стать непредсказуемой, что очень точно почувствовали российские ультрас. Так, редактор газеты «Завтра» А.Проханов в те дни писал: «Славянство подарило миру двух великих людей — Караджича и Лукашенко, который возглавил борьбу с врагами великого государства… В будущем неизбежном союзе у Лукашенко — великая роль…»

Реакция Кремля не заставила себя ждать. В начале 1997 года Б.Ельцин направляет А.Лукашенко послание с конкретным планом «синхронизации реформ», о котором говорилось в Договоре о Сообществе, заранее понимая, что белорусская сторона с ним ни за что не согласится, потому как в нем предусматривался целый ряд совершенно неприемлемых для президента Лукашенко условий: рыночные реформы в Беларуси, акционирование белорусских предприятий, возможность референдума об объединении на российских условиях и многое другое. Как и следовало ожидать, реакция А.Лукашенко оказалась резко отрицательной. В ходе расширенной коллегии МИД РБ он заявил, что автором российского послания является «враг интеграции», руководитель администрации Ельцина А.Чубайс, и дал на российское послание недвусмысленный ответ: «Я свою политику в отношении России никогда не изменю. Я убежден, что мы будем вместе, как бы кто-то этому ни противостоял. Но для меня есть также вопросы, через которые переступить я не имею права. Это прежде всего государство — государственность и суверенитет нашей республики. Мы не можем войти в состав того или иного государства на правах района или губернии. Мы хотим равноправного сотрудничества. Наши люди никогда, какой бы союз мы ни заключали, не должны поехать воевать в «горячие точки»…» В последующие годы что-то подобное во взаимоотношениях между Россией и Беларусью будет происходить регулярно — и при Ельцине, потом при Путин, теперь при Медведеве… Но тогда, в 1997 году А.Лукашенко в конце концов предложил России собственный план интеграции, однако речь в нем шла только о «союзе двух равноправных государств». При этом белорусский президент подчеркнул, что Беларусь не собирается идти за Россией по пути реформ, и даже посоветовал своим московским коллегам использовать опыт Беларуси для коррекции российских реформ… А в итоге ровно через год после подписания Договора о Сообществе Беларуси и России, 2 апреля 1997 года был подписан новый договор — теперь уже о создании «Союза Беларуси и России», не содержащий ничего конкретного. Тогда же день 2 апреля и был объявлен «Днем единения народов России и Беларуси»…

Тринадцатая годовщина подписания Договора об образовании Сообщества 2 апреля обещает быть скромной. Никаких помпезных мероприятий не намечается, посуду в этот раз никто бить не будет, салюта с колокольным звоном мы тоже не услышим. В Минске в большом зале Белгосфилармонии состоится рутинное собрание белорусского «партхозактива» — с участием «политических и государственных деятелей, представителей творческой интеллигенции, общественных национально-культурных объединений», который завершится концертом «звезд белорусской эстрады», ставших «звездами» еще в прошлом веке в эпоху Брежнева. Состав этой агитбригады, состоящей сплошь из «народных и заслуженных артистов» никогда не меняется: Национальный академический хор РБ, Я.Поплавская с А.Тихоновичем, «Сябры», «Песняры», И.Афанасьева, И.Дорофеева и для «экзотики» — гость из Росси В.Золотухин. Не менее тоскливым обещает быть российский праздничный концерт «Симфония дружбы» в Государственном Академическом Малом театре города Москвы. Кроме кадровых попсовых «звезд» типа О.Газманова и А.Агурбаш, в нем примут участие юношеский белорусско-российский симфонический оркестр, солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко И.Ващенко, солист Большого театра оперы и балета РБ Э.Мартынюк да еще заведомый аутсайдер будущего конкурса «Евровидения» П.Елфимов… Короче, сплошная скука с казенным формализмом, что вполне соответствует внутреннему содержанию самого «праздника».

А вообще, ничего глупее «равноправного союза» империи с одной из ее отколовшихся окраин и придумать было нельзя. Особенно учитывая то, что мы имеем дело с Российской империей и россиянами, чей менталитет так и не смог смириться со снижением статуса своего государства с уровня мировой сверхдержавы до просто большой региональной страны. Россияне непрерывно ностальгируют по своему бывшему имперскому состоянию, на уровне подсознания понимая, что у империи просто не может быть другого состояния, кроме непрекращающегося расширения ее территорий. И вовсе не потому, что эти территории так уж жизненно необходимы (хотя допускаю, что Беларусь в силу ее географического положения России действительно необходима), а потому что такова логика существования империй вообще, всех без исключения. Расширение для них — цель, а не средство. Так же когда-то происходило и с Римской империей, которая расширялась отнюдь не только в мародерских целях. Империя перестает быть таковой, как только прекращает расширяться — и это исторический факт, который россияне принять не могут по определению. Именно в расширении империи и состоял конечный смысл заключенного 2 апреля 1996 года Договора о Сообществе Беларуси и России. Только вот с  «императором»  не срослось… Но если говорить о реальном «дне единения» российского народа с белорусским, то для этого в нашей общей истории можно найти даты куда более адекватные. Например, 22 сентября 1772 года, когда Россией, Пруссией и Австрией была ратифицирована конвенция о Первом разделе Речи Посполитой, в результате чего Россия получила значительную часть Беларуси до Двины и Днепра, включая города Витебск, Полоцк и Мстиславль. Можно, на выбор, предложить и другую дату — 23 января 1793 года. В этот день Россия и Пруссия подписали конвенцию уже о Втором разделе — тогда России отошли практически все остальные белорусские земли. Ну чем не даты? К тому же временем проверенные…

«8. И поклонятся ему все живущие на Земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9. Кто имеет ухо, да слышит. 10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». По мнению многих интерпретаторов, Иоанн Златоуст в 13 главе Апокалипсиса подчеркивает, что зверю, вышедшему из моря, поклоняются далеко не все. Есть люди, которые не падают ниц перед империей, во многом именно благодаря им царство зверя гибнет среди развалин. Необходимы только «терпение и вера», ибо империя, изначально неся зло внутри себя, сама порождает новое зло, и в конце концов в этом же зле находит свою погибель. В той или иной степени это относится ко всем империями, и Россия здесь не является исключением. Случайно или нет, но так уж вышло, что «День единения народов России и Беларуси» совпадает по дате с другим историческим событием, ставшим олицетворением имперского зла в самом худшем и кровавом его исполнении. Я имею в виду массовые расстрелы советскими чекистами в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан (среди которых было немало белорусов), содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. А 13 апреля 1940 года, вскоре после начала расстрелов, была проведена операция НКВД по высылке на поселение в Казахстан десятков тысяч семей, проживавших в западных областях Беларуси и Украины. Как видите, здесь опять присутствует число 13… Но дело, конечно, не в цифре, а в том, что подобными акциями империя показывает свое истинное лицо. И об этом должны помнить все, кто еще не наигрался в имперское величие…

Как вам новость?
Головоломки