Мертвые деньги

05.04.2009 00:55
Архив Редакция

Не лопни ипотечный пузырь, любой из нас не отказался бы в ней поучаствовать.

В начале этого года мировые СМИ облетело «сенсационное» сообщение — американский журнал Time «вычислил» человека, виновного в мировом финансовом кризисе. Им, якобы, оказался некий простой американец из небольшого городка Стоктон, штат Калифорния, который для покупки дома в 2003 году без предварительных выплат взял ипотечный кредит в размере 250 тысяч долларов. Однако через 39 месяцев он потерял работу, объявил себя банкротом, вслед за ним та же участь постигла других участников ипотечного пула и, наконец, образовалась лавина неплатежей, обвалившая рынок американской недвижимости, а затем и всю мировую экономику… То есть этот человек, по терминологии эпидемиологов, стал как бы «нулевым пациентом», вроде известной в истории «тифозной Мэри» — женщины-повара, ставшей в 1901-1906 годах в Нью-Йорке источником эпидемии тифа. Аналогичную версию начала кризиса представила и британская The Guardian, правда расширив число «детонаторов» мировой экономической катастрофы с одного до 25 человек… То есть ничего нового — нашли «стрелочников»… Конечно, никто всерьез это журналистское «открытие» не воспринял, понимая, что причина массовых отказов платить по ипотеке была изначально обусловлена самой ипотечной схемой, разработанной в начале 2000-х годов финансистами с Wall Street, когда дешевые кредиты на покупку домов без первоначального взноса было решено выдавать кому угодно — безработным, малообеспеченным, матерям-одиночкам и т.д., причем стоимостью хоть в миллион долларов. Расчет казался беспроигрышным — через пару лет, когда настанет время расплачиваться, цена недвижимости подскочит на 30-40%. Тогда можно будет продать дом, рассчитаться с банком, да еще и неплохо заработать, не вложив при этом ни цента собственных денег…

Короче, схема — залюбуешься. Уверен, не лопни ипотечный пузырь, любой из нас не отказался бы в ней поучаствовать. Так уж устроен человек — желание быстро обогатиться, ничего при этом не вкладывая, видимо заложено в самой нашей природе. И потому решение ЮНЕСКО объявить 2009-й кризисный год — годом великого русского писателя Н.В.Гоголя лично я считаю единственно верным. По-моему, одного «Года Гоголя», особенно в период кризиса, даже мало, ведь это от незнания русской классики журналисты Time и The Guardian причину мирового финансового кризиса пытаются взвалить на плечи какого-то «нулевого пациента» из числа «развращенных ипотечных заемщиков». Нет бы им открыть Гоголя, да прочитать не спеша хотя бы разок «Мертвые души». И ничего, что там про Россию, к тому же эпохи Николая I — это все про нас, современных, вне зависимости от времени и страны проживания. Взять того же гоголевского Павла Ивановича Чичикова, по сути ведь не самый худший был из людей, в Наполеоны не рвался, ничего сверхестественного не желал — просто хотел иметь собственный дом, семью, детей, жить спокойно и благополучно. Только как этого добиться, если у тебя нет ни средств, ни возможностей? А хорошо бы получить это все как бы «вдруг», из ничего… Вот и придумал он свой бизнес-план с «мертвыми душами», да такой, что Wall Street отдыхает… Стоило ему внимательно присмотреться к внутреннему устройству Российской империи, как оказалось, что на государственном идиотизме можно неплохо заработать. Помните, о чем идет речь?

В крепостнической России первой половины XIX века перепись «душ» производилась примерно раз в десять лет. В соответствии с полученными списками помещики за своих крепостных рабов платили налоги, причем, если в промежутке между двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик все равно платил за него, как за живого, до новой переписи. Афера, разработанная Чичиковым, был проста, как все гениальное. Проведав, что некий попечительный совет скупает крестьянские души (не интересуясь, живы ли крестьяне, были бы документы на их наличие), Павел Иванович решается на рискованную авантюру. Путешествуя по южным губерниям, он пытается за копейки скупить мертвых крестьян, не прошедших «ревизской сказки» и официально считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк. Говоря современным языком, г-н Чичиков из обыкновенного неудачника однажды превращается в реального «инвестора», который помогает помещикам «оптимизировать» их личные хозяйства, скупая «мертвые души» — капитал абсолютно виртуальный, но обладающий одним очень ценным свойством. После его предъявления можно получить огромные деньги, устроить себе безбедную жизнь, да еще и попасть в высшее сословие российского общества XIX века — «дворянскую номенклатуру». Гнусно, конечно, торговать людьми, хоть живыми, хоть мертвыми, но разве сам Чичиков завел в России такие порядки? Причем, действовал он не только как талантливый предприниматель, но и как отличный менеджер с задатками отменного социолога и психолога. При этом Павел Иванович вполне допускал, что нужные документы могут быть получены и без взятки. Чичиков не заставлял своего клиента преступать закон и оставлял ему право принимать решение самому… Другими словами, налицо «скрытое» использование законодательной дыры — когда имеет место не самостоятельный контакт с властью, а побуждение к контакту с ней своего клиента.

Конечно, учиться бизнесу по «Мертвым душам» не стоит — там совсем иной уровень предпринимательства по сравнению с нынешним. Но ситуация, описанная Гоголем, как нельзя лучше демонстрирует проблему коррупциогенности самой нормативной базы Российского государства тех лет, мало изменившейся и до сих пор. Вообще, все то, о чем писал Н.В. Гоголь, сегодня более, чем актуально, и не в последнюю очередь для Беларуси. Не случайно за рубежом Гоголя часто называют русским Данте, а «Мертвые души» сравнивают с «Божественной комедией», из-за очень яркой галереи архетипов русских людей, в которых одновременно выражены и общечеловеческие черты, столь характерные для XXI века — взяточничество, коррупция, безумная жажда наживы, продажность бюрократии, жестокость вертикали власти и ее лицемерие. И потому отношение самой власти (как российской, так и белорусской), к литературному классику, мягко говоря, двойственное. С одной стороны еще в Советском Союзе Гоголь был превращен чуть ли не в «советского» писателя — «единомышленника и соратника» коммунистической партии. Говорят, сам Сталин в его творчестве разглядел пророческое описание своей собственной великой миссии по очищению России от поразивших ее пороков. Но при этом коммунисты (а потом и капиталисты) всегда относились к Гоголю очень настороженно, стараясь крайне избирательно подходить к его творческому наследию. Слишком уж очевидной была личная трагедия великого писателя — его органическая несовместимость с монстром Российской империи, откуда в свои 27 лет он бежит в Швейцарию, оттуда — в Париж, и наконец — в Рим, который, наконец, и станет его любимым городом. К тому же Гоголь — украинец по происхождению да еще с польскими корнями, что для России, как вы сами понимаете, чревато… Этот факт, например, дал повод одному из деятелей РПЦ — клирику А.Шумскому при обсуждении кандидатур на звание «Имя Россия» назвать Гоголя «великим нерусским писателем».

И вот почему, цитирую А.Шумского: «Гоголь очень плохо понимал и плохо чувствовал Россию. …Он не любил Петербург. …Хоть бы строчку он о Москве написал, в которой он тоже достаточно долго жил. Он вообще Москву не заметил. … «Тарас Бульба» — это чудовищное произведение, …совершенно не русский тип. В этом произведении речь, вроде бы, идет о России, о русских. Но давайте вспомним о зверствах казаков, …которые отрезали груди у женщин, кожу снимали с ног, пока они шли в военный поход. Когда Тарас Бульба мстил за сына, он сжигал костелы и бросал туда в огонь невинных женщин. Неужели Христианство нас учит этому? Восхваляют Тараса Бульбу, но это чудовищный образ, это не тип православного воина, а скорее ветхозаветный, и даже степной, но никак не русский. …Гоголь был ущербным, нездоровым человеком. В своей публицистике он пишет о том, что надо полюбить Россию, надо проехаться по ней. Но русский человек так не скажет! Ему даже в голову не придет такое говорить, потому что Россия — в нем самом. Русскому человеку не стоит говорить, что надо любить Россию, он и так ее любит. Гоголь же сам себя убеждает в том, что надо любить Россию. Он не может полюбить ее, но доказывает себе, что надо это сделать. Гоголь никогда не любил России, он все время заставлял себя, принуждал себя любить ее. На мой взгляд, писатель принес огромный вред русскому человеку, исказив его оценку о своей собственной стране. Во многом отрицание России пошло от Гоголя». Но самая большая вина Гоголя, по мнению, А.Шумского, состоит даже не в этом: — «Гоголь не любил военных, он не мог терпеть армию, вероятно, потому что был в каком-то отношении ущербным человеком. … Гоголь ненавидел не только армию, но и государство. Почему нос уходит от чиновника, который по табели о ранге имел еще и военный чин? Это проявление очень опасного диссидентства. В более позднее время идеи Гоголя сдетонировали, поэтому Николай Бердяев совершенно прав, когда написал, что Гоголь был одним из духов русской революции».

Не все однако в России придерживаются подобной точки зрения. По крайней мере открыто. Иначе оценивает роль Гоголя в российской культуре патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В его послании к Русской церкви, приуроченном 200-летию со дня рождения Гоголя, в частности, говорится: «Сегодня, пытаясь отыскать свое место в глобальном мире, народы исторической Руси задаются вопросами: «кто мы?» и «как нам жить?». Великий писатель Руси ясно определил их принадлежность к православному миру. Н.В.Гоголь воспевает единство и самобытность православной цивилизации, и вместе с тем, говорит о ее общечеловеческом значении. Николай Васильевич принадлежит всему русскому миру, как народам исторической России, так и ее чадам, находящимся в рассеянии…» Ну хорошо, согласимся с тем, что Гоголь принадлежит «всему русскому миру» и воспевает «самобытность православной цивилизации». Только вот «цивилизация» эта в его произведениях выглядит как-то особенно похабно, тем более если ее сравнивать с другими мировыми «цивилизациями». Кто-то даже назвал их «картинками русского ада», и это далеко не преувеличение. К тому же сейчас совершенно очевидно, что наша так называемая «православная цивилизация» практически не способна к какому-либо саморазвитию, что очень точно подметил на страницах The Moscow Times известный российский журналист Е.Киселев: «Открываешь любую книгу Гоголя и видишь то же, что нас окружает и сегодня: коррупцию, полицейский и судебный произвол, ложь и взаимный обман. Простые граждане — забитые, запуганные, униженные, бесправные. Унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Судья, который взятки берет борзыми щенками. Купцы, которые идут жаловаться на градоначальника, что не по чину берет, и тут же вручающие подношение тем, у кого они просят защиты. Бюрократия, сейчас уже ставшая настолько неэффективной, что верховная власть больше не доверяет ей управлять самыми ценными активами государства…»

А разве не об этом же более полутора веков назад писал Гоголю «неистовый» Виссарион Белинский: «Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, …где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». Несмотря на споры с Белинским Гоголь, как мне кажется, все это отлично понимал. Может быть, поэтому ему так и не везло с Россией — чиновничьей карьеры в Санкт-Петербурге он не сделал, жениться не смог, даже жилья своего никогда не имел, так и умер в чужом доме. Да и после смерти «благодарные соотечественники» его не сильно жаловали — ровно 157 лет в России не было ни одного мало-мальского музея Гоголя, в более позднее время фильмов по его произведениям почти не снимали, а на Гоголя-человека вообще было наложено негласное табу… И лишь спустя 200 лет после рождения Гоголя, в Москве, в библиотеке его имени на Никитском бульваре — в доме, где писатель, пользуясь гостеприимством графа Александра Толстого, прожил последние годы и скончался — открылся, наконец. первый в России дом-музей великого писателя. Который отныне будет именоваться: «Государственное бюджетное учреждение культуры «Дом Гоголя» — мемориальный музей и научная библиотека».

Но при этом один очень характерный штрих — самым статусным российским чиновником, присутствующим на открытии дома-музея Гоголя в Москве был …заместитель министра культуры РФ! Вам не кажется это странным? И в Беларуси 200-летний юбилей Гоголя тоже прошел как-то незаметно. Отдельные мероприятия, конечно, проводились, в том числе в Национальной библиотеке, но от первых лиц страны никаких заявлений по этому случаю не последовало. Наверное, не до того им сейчас, но в то же время президент всегда находит возможность, чтобы публично, через официальные СМИ, поздравить с днем рождения, например, Валерия Леонтьева… Кстати сказать, российский премьер В.Путин про юбилей Гоголя все же не забыл — 1 апреля на встрече с руководством «Единой России» он свое выступление начал словами: «Сегодня отмечается 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Это выдающийся российский писатель, который своим творчеством неразрывно связывает два братских народа, русских и украинцев. Это — большое событие в культурной и общественной жизни нашей страны». Что касается Украины, то на родине писателя его юбилей отметили куда более торжественно. Президент Ющенко даже совершил рабочую поездку в Миргород, принял участие в торжествах, заявив при этом: «Гоголь — великий украинец, но его творчество не знает границ и никаких языковых барьеров. …Низкий поклон всем, кто любит, бережет, изучает и популяризирует произведения Гоголя, украинскую культуру и духовность. Благодарю всех, кто сегодня пришел, чтобы почтить его имя. Пусть отсюда, с родины Гоголя на весь мир польется мощное слово о Тарасе Бульбе, о Гетманщине, о казацкой славе, созывая нас всех на святую молитву за Украину».

Тем не менее отношение к Гоголю в Украине далеко неоднозначное, особенно среди националистически настроенной части украинского населения. В одном случае Гоголь трактуется как предатель интересов Украины. В другом — его называют тайным украинофилом, волею провидения проникшим в русскую культуру. Некоторые особо «продвинутые» украинские интеллектуалы даже обвиняют Россию в том, что она «присвоила» себе его творчество для того, «чтобы поднимать из азиатской забитости северного соседа, который уже нарастил физические бицепсы, но чувствовал интеллектуальную и культурную ущербность, сталкиваясь с европейскими народами». Думаю, все эти мнения ошибочны — Гоголь просто великий писатель и как все великие не принадлежит никому. Вернее, он принадлежит всем в равной степени, всему миру. И мир отвечает ему тем же. Вот и сейчас, когда в прошлую среду 1 апреля исполнилось ровно 200 лет со дня рождения литературного гения всех времен и народов, в Париже стартовал «Гоголевский фестиваль», который продлится целую неделю. А в Риме, страстно любимом городе писателя, в день его рождения открылся 3-метровый бронзовый монумент Гоголю работы Зураба Церетели (ну, а кого же еще). Но дело, конечно, не в этом. Главное, Гоголь вот уже 200 лет «живее всех живых», а образы, созданные им, бесмертны.

Жаль только, что современные люди почти перестали читать. И потому им даже в причинах мирового кризиса так трудно разобраться. Хотя матушка главного героя «Мертвых душ», наставляя в детстве Павла Ивановича Чичикова, все буквально по полочкам разложила: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вот примерно так очень многие из нас и живут. Может быть в этом и состоит истинная причина всех наших неприятностей — в «мертвых деньгах», которыми, якобы, можно «прошибить все на свете»? Если это так, то из кризиса мы никогда не выберемся… Впрочем, надо перечитать Гоголя заново…

Как вам новость?
Головоломки