"Завтра твоей страны": "Повышение пособия по безработице оздоровит экономику"

06.04.2009 11:55
Архив Редакция

Велика ли в Беларуси вероятность вымывания в безработицу низкооплачиваемых работников и как сказывается на состоянии экономики мизерное пособие по безработице?

Власти Беларуси не собираются повышать размер пособия по безработице. Основной аргумент – его приближение к бюджету прожиточного минимума приведет к появлению слоя иждивенцев, не желающих ходить на работу за 200-300 тысяч рублей в месяц, а предпочитающих жить на пособие. Велика ли в Беларуси вероятность вымывания в безработицу низкооплачиваемых работников и как сказывается на состоянии экономики мизерное пособие по безработице, выясняет «Завтра твоей страны».

Сейчас размер бюджета прожиточного минимума — чуть больше 234 тысяч рублей. Если остановиться на более щадящем для бюджета варианте и платить безработным 70 или 80 процентов от БПМ, получается — от 163 до 187 тысяч рублей. С учетом официальной средней зарплаты по стране, превышающей 900 тысяч рублей в месяц, очевидно, что слой потенциальных иждивенцев вряд ли может быть многочисленным.

С другой стороны, средняя зарплата по отраслям не дает представления о том, сколько зарабатывает низкооплачиваемый персонал. В открытом доступе такой статистики нет. Однако ежегодно в бюллетене Белстата публикуются данные о распределении численности работников по размеру начисленной зарплаты в целом по стране за май. В 2008 году доля работников, которые получали зарплату до 200 тысяч рублей, составляла порядка 1,7% от занятого населения. Это приблизительно 76 тысяч человек. Если бы все они решили стать безработными, это ухудшило бы статистику по уровню безработицы, но вряд ли нанесло бы серьезный ущерб экономике – ведь сегодня в условиях неполной занятости в Беларуси работает более 100 тысяч человек.

Легко ли жить на пособие

А получить статус безработного (и тем более – пособие) в Беларуси не так-то просто. Как правило, безработными признаются не более 70-80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.

— У нас сейчас по официальным данным, которые не предаются публичной огласке, где-то около 300 тысяч безработных.

А зарегистрированных – около 46 тысяч, из которых только половина получает пособие по безработице, — отмечает экономист Александр Чубрик.

Понятно, что среднее пособие в размере 47 тысяч рублей нельзя назвать социальной защитой человека, ставшего на биржу труда. Если не работает лишь один из супругов, кое-как прожить еще можно. Если оба – семья сразу переходит в разряд маргинальных и не может обеспечить даже собственное существование.

— Куда пойдут эти люди: в церковь за подаянием или на улицу обкрадывать сограждан? – задается вопросом Александр Чубрик. — Вот почему очень важно на данный момент, чтобы произошли большие изменения в социальной политике. На безработных в бюджете должны найтись деньги.

Пока же по закону «О занятости населения» человеку, уволившемуся по собственному желанию или по соглашению сторон, а уж тем более — за прогул или нарушение дисциплины, в предоставлении пособия вообще можно отказать. Да и срок выплаты пособия ограничен в среднем 6 месяцами. Если рабочий стаж составляет 20 лет для женщин и 25 для мужчин, то за каждый год пособие выплачивается на одну неделю дольше.

— К тому же, чтобы получить пособие по безработице, нужно еще отработать несколько дней в месяц на неквалифицированных общественных работах – уборка улиц, выезды на картошку. Это принудительный труд, который не оплачивается, — подчеркивает руководитель правовой службы Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Елена Еськова.

Что будет, если БВ заменить на БПМ?

Когда участники развернувшейся дискуссии говорят об увеличении пособия до уровня бюджета прожиточного минимума, не совсем понятно, какой размера пособия – максимальный или минимальный — имеется в виду.

В соответствии с законом, размер пособия устанавливается с учетом того, когда безработный потерял работу, на каких условиях работал и даже каким был его последний заработок.

Весьма впечатляет норма закона (теоретически под нее попадают все уволенные по сокращению штатов в силу производственной необходимости) о том, что пособие выплачивается «за первые 13 календарных недель — в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель — 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин».

Где ж такие средние зарплаты, которые укладываются в диапазон от одной (35 тысяч рублей) до двух (70 тысяч рублей) базовых величин?

2 БВ — это максимальный размер пособия, который может быть установлен сегодня. Для других категорий пособие устанавливается и вовсе в процентах не от предыдущего заработка, а от самой базовой величины.

Но если в белорусском законе о занятости населения слова «базовая величина» просто заменить на «бюджет прожиточного минимума», то уволенные в силу производственной необходимости могут требовать в первые три месяца пособие на уровне не одного, а двух бюджетов прожиточного минимума. А сравнимых с таким пособием зарплат в нашей стране не так уж и мало. Особенно в легкой промышленности, сельском хозяйстве и бюджетной сфере.

Пока безработицу оплачивают предприятия

Например, в январе текущего года среднюю зарплату в 540 тысяч рублей получали швейники. То есть все швеи в нашей стране зарабатывают на уровне более или менее реального, если говорить о социально ответственном государстве, пособия по безработице. Эта отрасль не единственная, где зарплаты не столько высоки, как в среднем по стране, но она является классическим примером проводимой до сих пор политики поддержки избыточной занятости в промышленности.

Легпром все последние годы производил продукцию, которая оседала на складах предприятий и магазинов, в результате чего даже без всякого кризиса запасы продукции легпрома неизменно превышали почти вдвое месячные объемы производства. Сократив количество работающих, заменив их ручной труд автоматами и машинами, разместив заказы где-нибудь в других странах, можно было бы значительно снизить себестоимость продукции и, возможно, наконец-то работать на потребителя, а не на склад. Но так как основная масса работающих в отрасли – женщины, а их трудоустроить сложнее всего, но зато можно держать на низких зарплатах, их и не сокращали.

Фактически предприятия исполняли функцию Фонда социальной защиты по выплате пособия по безработице, но при этом швеи считались занятыми, не надо было заниматься их переквалификаций и трудоустройством. Предприятие же за счет этой численности наращивало валовые показатели. Правда, государство вынуждено было поддерживать отрасль дотациями, но при этом от зарплат работавших швей оно неизменно получало порядка 35% взносов в фонд социального страхования и плюс еще подоходный налог. То есть в целом все от такой схемы хоть что-то да получали.

Но сегодня кризис сделал «легпромом» почти всю промышленность. Такой масштаб избыточной занятости уже несет угрозу экономической стабильности. Из-за нее в себестоимости отечественной продукции даже в весьма материалоемких и энергоемких отраслях доля оплаты труда доходит, а порой — и превосходит — 50%.

Производственники, особенно там, где зарплаты всегда были высоки, сегодня понимают, что без сокращения штата им затраты не снизить, а значит нет почти никаких шансов продать продукцию. Они хотели бы отдать государству эту почетную обязанность – поддерживать безработных и заниматься их трудоустройством. С точки зрения экономики в целом это серьезно оздоровило бы ситуацию. Предприятия снизили бы свои убытки, расчистили бы балансы, занялись бы реструктуризацией. Банки не несли бы такую нагрузку по выдаче заранее проблемных кредитов на зарплату. Это в конце концов могло бы положительно сказаться на бюджете, который выплачивал бы пособия целевым способом, а не под прикрытием дотаций предприятиям.

— Сейчас бюджет направлен на помощь реальному сектору экономики. Но дешевле поддерживать людей, которым не хватает денег на жизнь, чем предприятия, которые будут работать, приобретая импорт, используя электроэнергию, на выработку которой идет дорогой российский газ, — полагает Александр Чубрик.

Впрочем, чтобы оздоровить ситуацию, надо не только поднять уровень пособия до тех 70% от заработка, которые сегодня вынуждены платить предприятия даже при остановке производства, но еще и изменить систему работы с безработными, а заодно и перестроить деятельность многих отраслей. Как видно, этого чиновникам делать не хочется.

На улицу выбрасывают женщин

Тем временем наниматели ищут новые способы избавления от лишней рабочей силы с наименьшими потерями для предприятия – как только истекает срок контракта, работника увольняют без всяких выходных пособий.

— Наниматели не используют уже формулу «по сокращению штатов в связи с производственной необходимостью», которая налагает на них определенные обязательства – по истечении сроков контрактов людей просто выбрасывают на улицу, — отмечает новую тенденцию Елена Еськова.

И в основном так поступают с женщинами. Именно сейчас, по словам эксперта “Завтра твоей страны”, начались массовые увольнения, особенно на мелких предприятиях. По официальной статистике, в некоторых малых городах женщины составляют 80% безработных, в Минске – более 50%.

Александр ПТАШНИКОВ, Владислав ПРОТАСКИН, «Завтра твоей страны».

Как вам новость?