"Материк": "Союз с Россией и принцип прагматичности"

07.04.2009 11:00
Архив Редакция

Прошедший март оказался на редкость богатым на события в белорусской политической жизни

Прошедший март оказался на редкость богатым на события в белорусской политической жизни. Это и неоднократные посещения Белоруссии западными политиками различного ранга и две последовавшие друг за другом поездки Александра Лукашенко в Россию, где он встречался с руководством РФ и с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Подобная внешнеполитическая активность Минска без сомнения обусловлена как нарастающими внутрибелорусскими экономическими неурядицами, так и неустанными попытками США и Евросоюза вытолкнуть Белоруссию из проекта создания Союзного государства. И надо сказать, что усилия Запада отнюдь не безрезультатны. Действительно, Республика Беларусь включена в геополитический проект Евросоюза «Восточное партнерство», что несказанно радует белорусскую верхушку, которая уже не один год лелеет мысль о вхождении в круг европейской элиты. Причем, если раньше это хоть как-то скрывалось, то ныне подобные устремления фактически выставляются напоказ.

Самый свежий пример. На встрече 30 марта с находившимся в Минске министром иностранных дел Испании Мигелем Моратиносом Александр Лукашенко практически открыто высказался за будущую ликвидацию границы между Белоруссией и Евросоюзом: «Согласитесь, жить в XXI веке и смотреть друг на друга через забор — перспектива не совсем приличная».

Однако дело в том, что участие в «Восточном партнерстве» не может дать белорусской экономике быстрых и заметных преимуществ в виде существенной финансовой поддержки, капиталовложений или реального расширения рынка. В любом случае, по сравнению с Россией возможности для развития белорусской экономики, которые может, а точнее пожелает предоставить Евросоюз, довольно скромны.

Понимает ли это Лукашенко? Несомненно. И всерьез опасается утраты позиций белорусских производителей на российском рынке, что проявилось в ходе его встречи 31 марта с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым. Тогда белорусский лидер, в частности, обвинил правительство Владимира Путина в создании препятствий для белорусского экспорта в Россию. «Необходимо решить проблему, которую создало российское правительство. Не надо создавать проблем по доступу на рынки друг друга. А для этого мы должны в кратчайшие сроки создать национальный режим доступа на рынки Союзного государства»,- заявил президент РБ.

Только вот Александру Лукашенко, по-видимому, невдомек, что в межгосударственных отношениях не бывает экономики, отдельной от политики. А ведь белорусская власть, начиная по крайней мере с августа 2008 года, кажется сделала все возможное, чтобы разубедить российскую сторону в своей приверженности союзническим отношениям с Россией. Последней возможностью для Лукашенко хоть как-то подправить свой изрядно пошатнувшийся авторитет в глазах Москвы было, пожалуй, признание Белоруссией Южной Осетией и Абхазии. Но не случилось.

Белорусский президент не нашел в себе силы противиться указаниям из Вашингтона и Брюсселя по поводу отношений Республики Беларусь с новыми кавказскими государствами. Вопрос их официального признания так и не был включен в повестку дня весенней сессии белорусского парламента, хотя сам Лукашенко неоднократно публично заверял общественность, что это будет сделано.

Таким образом, официальный Минск проявил абсолютную политическую беспринципность, безразличие и неуважение к интересам союзной ему России. Резоны Вашингтона, Брюсселя и Тбилиси оказались для Лукашенко весомей мнения Москвы. Ну что ж, такова действительность, и точки над «і», наконец, расставлены. И как это ни печально, но все же лучше признать реалии, чем продолжать пребывать в иллюзиях относительно верности Лукашенко восточнославянскому единству.

Кстати, мотивируя свою позицию, белорусская верхушка постоянно распространяется о некоей прагматичности своей внешней политики, в том числе и с Россией. Ну что ж. Расчетливость так расчетливость. Почему же тогда Александр Лукашенко удивляется тому, что российское правительство защищает российский рынок от белорусских производителей? И почему это в Минске полагают, что Москва будет безучастно взирать на откровенный флирт минской верхушки с геополитическими соперниками России? Очевидно, властная элита РБ никак не связывает падение интереса на российском рынке к МАЗам, тракторам и прочим белорусским товарам с позицией Белоруссии относительно Цхинвала, Сухума и «Восточного партнерства». А надо бы.

Да и нынешний отказ российской стороны в предоставлении Минску кредита в 100 миллиардов российских рублей также очевидно имеет не только экономическую подоплеку.

Ну а к Дню единения народов Белоруссии и России, который отмечается 2 апреля, белорусские власти преподнесли своим согражданам очередной «подарок». С 1 апреля на всей территории Белоруссии в эфире и кабельных сетях прекращена трансляция сразу пяти (!) популярных в республике российских телеканалов: «РЕН ТВ», «Первый канал. Всемирная сеть», «ТВЦ-Интернешнл», «РТР-Планета» и «НТВ-МИР». Причем в управлении электронных СМИ Министерства информации РБ отказались объяснять причину прекращения вещания российских телеканалов: «Никто ничего комментировать не будет. Мы не регулируем эти вопросы». Из этого ответа следует единственный вывод — указание, причем спешное, пришло из администрации президента РБ.

Где же кроется причина этих действий, и что все-таки это означает? Во-первых, это очередное свидетельство местечкового кругозора и безразличия ближайшего окружения Лукашенко не только к информационно-культурным запросам своих сограждан, но и к деловой репутации и интересам компаний, предоставляющих ТВ-услуги. Ведь никто даже не удосужился поинтересоваться мнением зрителей по поводу предстоящего отключения (решение как всегда готовилось в тайне) российских телеканалов, а предприятиям, предоставляющим ТВ-услуги, было в указующей форме предписано изъять их из сетки вещания с 1 апреля.

Во-вторых, налицо радикальные действия, направленные на ограничение возможности доступа белорусских граждан к независимым от белорусских властей российским источникам информации. Вот и получается, что в Республике Беларусь фактически введена антироссийская телецензура.

При этом ни один западный канал, вещающий в РБ (кабельные сети и эфир частных ТВ-компаний) никак не был ограничен в своей трансляции на Белоруссию. Более того, с 6 апреля в РБ началось вещание 4-го канала Центрального телевидения Китая (CCTV4). Интересно, что на китайском языке, и только к концу года китайская сторона обещает обеспечить перевод на русский язык.

Ну и это еще не все. Как сообщил председатель Национального совета по телевидению и радио Азербайджана Нуширеван Магеррамли, летом текущего года в Белоруссии начнется трансляция (соответствующая договоренность достигнута в ноябре 2008 года) одного из частных азербайджанских телеканалов для иностранцев на русском языке. Таким образом, получается, что данный белорусско-азербайджанский ТВ-проект есть не что иное, как шаг в направлении формировании единого информационного пространства государств-участников «Восточного партнерства».

Ну и, наконец, в-третьих. Все отключенные (кроме ТВЦ) российские телеканалы выступали в роли информационных доноров для подконтрольных Администрации президента РБ белорусских телекопий: для «Общенационального телевидения (ОНТ)» — это «Первый канал. Всемирная сеть», для «Столичного телевидения» — «РЕН ТВ», для «НТВ-Беларусь» — «НТВ-МИР», для «РТР-Беларусь» — «РТР-Планета». Белорусская сторона использовала продукцию российских каналов по своему усмотрению, тасовала и препарировала программы как хотела, и поэтому власть никак не могла спокойно смотреть на трансляцию оригиналов частными и муниципальными эфирно-кабельными компаниями. Тем более что зритель во многих случаях отдавал предпочтение телеканалам-оригиналам, что фактически подтвердил исполнительный директор Телекоммуникационного отраслевого союза Белоруссии Сергей Казанников заявивший, что «в настоящее время на российские телеканалы идет очень большой отток рекламы, и в результате белорусские телеканалы теряют огромные суммы». Так что налицо явное проявление нечистоплотной конкуренции.

Последние события окончательно убеждают, что официальный Минск никак нельзя поставить в ряд надежных и ответственных партнеров, поскольку зачастую самые серьезные решения принимаются под влиянием сиюминутных настроений. Складывается впечатление, что белорусские «лица, принимающие решения» нередко просто не способны оценить последствия предпринимаемых ими политических и экономических шагов. Отношения между партнерами по союзному строительству, похоже, окончательно переходят на принцип «ты мне — я тебе». В рамках такого подхода полноценное Союзное государство никогда не возникнет.

Владислав Лосев, «Материк».

Как вам новость?
Головоломки