Взорванная мамалыга

08.04.2009 14:29
Архив Редакция

Трудно сказать, победит ли эта революция.

 

А сейчас скажу, как царь, что Молдовой правил встарь:
Я Воронина бы выбрал – вот достойный господарь!
Уж поверьте мне, для вас – нету лучшего сейчас.
Все, о чем мне лишь мечталось, он умножит в сотни раз!

Это небольшой фрагмент из агитационного предвыборного видеоролика, призывающего молдован голосовать за действующего президента Молдовы, председателя правящей в стране Партии коммунистов Владимира Воронина. Изюминка этого клипа состоит в том, что стихотворный текст в нем произносит известный российский пародист Геннадий Хазанов, переодетый в стилизованную под XV век одежду молдавского господаря Штефана чел Маре (в российском варианте – Стефана Великого), который правил молдавским государством с 1457 по 1504 год. В молдавской истории он известен как победитель многих сражений, одержанных над войсками Османской империи, за что благодарные потомки воздвигли ему величественный монумент в самом центре Кишинева – как раз напротив Дома правительства Молдовы. Именно оттуда голосом знаменитого выпускника российского «кулинарного техникума» он и призывал молдавский электорат голосовать «за кого надо», предупреждая о возможных последствиях прихода к власти «продажной оппозиции». При этом «Хазанов чел Маре» утверждал: один из оппонентов действующего президента – отъявленный коррупционер и потому нужен Молдове «как козе баян»; другой – «русскому Чубайсу брат»; с третьим, который был «премьер страны родной» — «ждет вас вечный геморрой»; четвертый – «Бухаресту лижет бок», ну и т.д. А вот коммунист Воронин… Этот – да!

Надо сказать, что последняя избирательная кампания в Молдове еще задолго до самих выборов стала одной из самых скандальных из доселе известных на постсоветском пространстве. В борьбе за голоса молдавские политики превзошли самих себя – они не только традиционно прибегали к помощи поп-звезд российской «эстрады» и телевидения, но открыто обзывали друг друга всякими нехорошими прозвищами, а некоторые из них даже предлагали сдать Приднестровье в аренду России — на 30 лет за 100 миллиардов российских рублей… Но главной звездой кампании безусловно стал действующий лидер страны В.Воронин, досиживающий свой второй и последний (по Конституции) президентский срок, но тем не менее страстно желающий привести коммунистическую партию к победе и стать премьером, или, на худой конец, спикером нового молдавского парламента. Как сообщалось в средствах массовой информации, он объездил практически все закутки своей крошечной страны, надеясь получить в парламенте большинство, во имя чего, по его собственному признанию, он будет «готов на все». Наверное поэтому, как говорят, общаясь с народом он не щадил ни себя,  ни избирателей, ни конкурентов. Особенно доставалось оппонентам. Так, своего самого непримиримого конкурента, лидера Либеральной партии и мэра Кишинева Дорина Киртоакэ, молдавский президент принародно обозвал «дебилом» и Гарри Поттером, а гагаузам вообще предложил настолько «выгодную» сделку, что от нее им просто было невозможно отказаться. Посещая Гагаузию, он обратился к аудитории с такими словами: «Вас что, надо бить, чтобы вы нас любили? Вас что, надо грабить, чтобы вы нас поддерживали? …Я у вас ничего не отниму, категорически клянусь. Я только вам дам. Но и вы тоже должны…»

Свой вклад в молдавскую избирательную кампанию внес также популярный российский телеведущий Владимир Соловьев, записавший с В.Ворониным несколько интервью, показанных на местном TV. За что молдавская оппозиция даже прозвала его «политическим гастарбайтером, зарабатывающим на предвыборной кампании». Тем не менее столь массированная моральная (и, надо думать, материальная) российская поддержка правящего в Молдове режима, на первых порах принесла необходимый результат. Причем, фокус молдавских выборов состоит в том, что Молдова – парламентская республика, где депутатское большинство формирует правительство и избирает главу государства – президента. В случае победы коммунистов Воронину автоматически достается пост премьера, и заодно право выдвинуть на должность президента кого-то из своих ставленников (рокировочка по типу Путин-Медведев). Но это становится возможным только при условии — если коммунисты получают не менее 61 мандата (из 101), то есть достаточное большинство для того, чтобы самостоятельно принимать решения, не создавая коалиций с другими более «мелкими» партиями. Демократия, однако… Но и демократией, оказывается, у нас уже научились неплохо управлять. Что и произошло. По счастливому стечению обстоятельств, электоральные предпочтения молдавских избирателей полностью совпали с интересами молдавских же коммунистов. По результатам подсчета 100% бюллетеней выяснилось, что за Партию коммунистов проголосовали 50%, Либеральная партия набрала около 12,91% голосов избирателей, Либерально-демократическая партия — 12,23%, альянс «Наша Молдавия» — 9,88% голосов. Остальные партии не смогли преодолеть избирательный порог, который в Молдове составляет 6% от общего количества проголосовавших избирателей.

Таким образом вышло все, «как доктор прописал» — коммунисты Молдовы получили порядка 61 места в 101-местном парламенте и теперь могут делать в своей стране примерно то же, что делает возглавляемая В.Путиным партия «Единая Россия» в российской Госдуме – практически все. Одна только неувязочка вышла — расхождение окончательных данных с результатами национальных exit-polls, и почему-то именно в пользу коммунистов… От одних процентик отняли, у других полтора-два процента куда-то исчезло…, а в итоге г-н Воронин вновь весь в шоколаде, а молдавская оппозиция – в полном пролете еще на несколько лет вперед. Хотя чисто технически к выборам в Молдове, что называется – не подкопаешься… Это вообще уже стало настоящей постсоветской традицией, когда выборы в наших государствах на самом деле никакими выборами не являются, а используются только как инструмент продления формальной легитимности действующих режимов. Естественно, во имя убогой «стабильности», которой так дорожат наши несчастные пенсионеры… Напрашивается вывод (и опыт Грузии, Украины и Киргизии его подтверждает) – единственной возможностью смены власти в постсоветских странах, находящихся под прямым патронажем России, могут быть только послевыборные массированные акции протеста и длительные уличные волнения. Как это ни прискорбно, но это так. Вспомните алгоритм возникновения всех «цветных революций» последних лет: выборы – объявление об «убедительной победе» действующей власти – массовые беспорядки несогласных с подсчетом голосов – смена режима. Есть еще один дурной знак – торопливое поздравление с победой на выборах президентом России, будь то Путин или Медведев. Как только они кого поздравят с «успехом» – жди беды.

Послевыборные события в Молдове очередное тому подтверждение. Не успел Д.Медведев по телефону поздравить своего коллегу с «впечатляющим успехом», выразив при этом уверенность, что «стабильность и преемственность Молдавии станут весомым фактором в обеспечении дальнейшего всестороннего развития конструктивного и дружеского российско-молдавского сотрудничества», как в Кишиневе началось… По мнению наблюдателей, что-то подобное тому, что случилось сейчас в Молдове, могло произойти еще на прошлых выборах, в 2005 году. Но тогда обошлось, что дало повод лидеру молдавских социал-демократов Оазу Нантою на вопрос – «Возможна ли в Молдове революция?» — пошутить: «Мамалыга не взрывается…» На этот раз «мамалыга взорвалась». Уже в понедельник, 6 апреля, молодежь собралась у памятника молдавскому господарю Штефану чел Маре со свечами, объявив траур по случаю победы коммунистов на парламентских выборах, после чего спонтанно вспыхнул митинг, в котором участвовали и представители оппозиционных партий. К 7 апреля стихийный митинг перерос в массовые беспорядки. Несколько тысяч тысяч молодых людей перекрыли движение на центральной магистрали города, устроив митинг у зданий парламента и президентуры. Они обвиняли находящихся у власти коммунистов в фальсификации выборов и потребовали их немедленной отставки. «Долой коммунистов!», «Долой диктатуру!», «Требуем новые выборы!», «Мы — румыны!», кричали протестующие. Они разгромили и подожгли парламент и администрацию президента, вывесили над входом в президентскую администрацию румынский триколор, а на шпиле – флаг Евросоюза. В полицию полетели камни и бутылки. Полицейские пытались отбить атаку, применяя то газ, то водометы, то шумовые и световые гранаты. Потери в стычках понесли обе стороны — десятки тяжелораненых.

Как утверждает «Коммерсант», антиправительственным погромам в Кишиневе предшествовал антикоммунистический флешмоб, одним из главных организаторов которого стала депортированная из России журналистка еженедельника New Times Наталья Морарь, когда-то работавшая на Ходорковского, а ныне возглавляющая фонд Think Moldova. Якобы, это именно она, вместе с руководителем неправительственной организации «Hyde Park» Геннадием Брегой организовала SMS-рассылку, на которую откликнулись в основном студенты и молодежь. Первоначально на площади Великого национального собрания собралось около 5 тысяч человек, среди которых не было ни одного лидера оппозиционных партий. Протестующие размахивали румынскими и молдавскими флагами, выкрикивая —  «лучше быть мертвым, чем красным». Настроения подогревала сама Морарь, по словам которой «коммунисты включили в избирательные списки 180 тысяч мертвых душ, а еще десятки тысяч живых людей голосовали за них по несколько раз». Уже на следующее утро, во вторник, количество протестующих выросло примерно в десять раз. Поначалу все мирно слушали лидеров оппозиции — мэра Кишинева и председателя Либеральной партии Дорина Киртоакэ, председателя Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) Владимира Филата и главу альянса «Наша Молдова» Серафима Урекяна. Однако часть собравшихся решила прибегнуть к более радикальным методам борьбы, в результате были разгромлены и подожжены парламент и здание администрации президента… По некоторым данным, во время беспорядков погибли два человека — один из митингующих и полицейский, пытавшийся преградить путь демонстрантам. Сотни человек, в том числе и полицейские, получили травмы, волнения прокатились также и по другим городам страны.

К утру 8 апреля в столице Молдовы вроде наступило затишье. Силовые структуры взяли под контроль основные госучреждения, а центральные площадь и проспект Кишинева, которые вечером после прошедшей акции протеста были завалены мусором, бутылками и осколками стекла, за ночь были убраны. На несколько сотен метров по периметру здания парламента установлено оцепление из полицейских со щитами, дубинками и касками. Аналогичная ситуация наблюдается у резиденции президента и здания парламента, которые во вторник были разгромлены манифестантами. Как сообщила «Интерфаксу» в среду пресс-секретарь МВД Молдовы Алла Мелека, минувшей ночью были арестованы 193 участника акции протеста в Кишиневе, в том числе восемь несовершеннолетних. Молдавские власти, однако, утверждают, что ждут возобновления акций протеста, но президент В.Воронин, судя по всему, сдаваться не собирается. В частности, он заявил: «Мы намерены защитить народ от горстки опьяневших от злости фашистов…» Вот так всегда, стоит только не поверить в итоги явно сфальсифицированных выборов – сразу «фашист»… А если поверил – коммунист?… В то же время на события в Молдове международная общественность отреагировала довольно вяло. Наиболее внятная зарубежная реакция прозвучала пока только из Бухареста, Брюсселя, и Москвы. МИД Румынии, а также верховный представитель по общей внешней политике и безопасности ЕС Хавьер Солана призвали стороны воздержаться от насилия и провокаций, но напомнили властям Молдовы «об уважении неотъемлемого права населения на собрания и мирные демонстрации». В свою очередь Москва была куда более категоричной. Так, посольство России в Молдове немедленно объявило, что среди молодежи, участвующей в беспорядках в Кишиневе, были «боевики», естественно – румынские, под влиянием которых толпа начала штурм правительственных зданий. Аналогичным образом отреагировала и Госдума России – лидеры фракций коммунистов и ЛДПР во всех молдавских бедах обвинили западные спецслужбы, цитирую: «В том, что происходит сегодня в Молдавии, торчат уши западных спецслужб, которые до этого проводили аналогичные «операции» и в других местах…»

Румынский след в кишиневских событиях разглядел и признанный российский «следопыт», директор Института политических исследовании С.Марков. «Многие организаторы и участники этой акции имеют румынские паспорта. Кроме того, акция явно имеет организационную и финансовую поддержку из Румынии. Но не думаю, что за этим стоит румынское правительство. Скорее, здесь задействованы радикально настроенные националистические круги Румынии, стремящиеся к аншлюсу Молдовы», — сказал он. Что касается требований о пересмотре результатов выборов, то, по мнению политолога, выборы прошли в соответствии с законом, действия оппозиции «преследуют цель сфальсифицировать истинные результаты волеизъявления избирателей». А законченный евразийец Александр Дугин пошел еще дальше, заявив, что Кишинев поджег …Обама. Вот его слова: «По моим разведданным (!?) в Молдавии происходит оранжевая революция, спланированная администрацией Обамы. …Воронин непозволительно близко сошелся с Кремлем, в ответ он получил захват парламента националистическими прорумынскими силами. И в значительной степени та успокоенность, которая царила в последние год-полгода в российских элитах была, на мой взгляд, преступной. Американцы не сидели сложа руки и готовили новые сетевые атаки на российские интересы на постсоветском пространстве. Мы видим как резко вооружается Грузия. Туда новые войска американские подтягиваются. Мы видим, что происходит в Украине, которая консолидируется в энергетической политике в западных интересах. … Так же сейчас Турция сближается с Украиной, Азербайджан грозится перестать поставлять нефть в Турцию, размораживаются все этнические конфликты на постсоветском пространстве с одной целью — минимизировать влияние России. Вот вам новая политика Обамы». Короче, «война и немцы», пардон, «мериканцы»…

Когда я заканчиваю писать эту статью, стало известно, что власти Молдовы арестовали одного из лидеров оппозиции, в отношении некоторых других возбуждены уголовные дела, Молдова также выслала из страны румынского посла и срочно ввела с Румынией визовый режим. Президент Молдовы настроен очень воинственно, грозит применить силу, но тем не менее на Центральную площадь Кишинева вновь начинают стягиваться люди… По мнению ведущего эксперта влиятельного аналитического центра «Европейский совет по внешним связям» (European Council on Foreign Relations) Эндрю Уилсона, все это очень напоминает настоящую революцию, и не совсем «оранжевую». Э.Уилсон утверждает: «Насильственная «революция нетерпимости» (Twitter revolution) в Молдове отличается от «оранжевой революции» в Украине. В этот раз толпа разгневана не победой на выборах благодаря ухищрением разного рода, а растущей коррупцией в рядах правящей Коммунистической партии, ее разворотом в сторону России и нависшим над страной экономическим кризисом». Трудно сказать, победит ли эта революция. И вообще, как мне кажется, будущее Молдовы как национального государства сейчас совершенно неясно. Чисто теоретически эта страна может сохранить суверенитет, но существует также очевидная вероятность ее объединения в перспективе с Румынией, поскольку в настоящее время количество граждан Молдовы, получивших или желающих получить румынское гражданство, исчисляется сотнями тысяч. Плюс ко всему, около 500 тысяч самых трудоспособных и социально активных молдаван на данный момент являются гастарбайтерами, как в России, так и в Евросоюзе, и они на своей шкуре ощущают разницу. В России они абсолютно бесправные «чурки», «цыгане», а в Европе, особенно с румынскими «еэсовскими» паспортами – вполне легальные жители Европы, пусть объективно пока и «второго сорта». Так что окончательный выбор молдован лично у меня не вызывает никаких сомнений. Вопрос только во времени. И в этой связи я могу согласиться с управляющим директором информационного агентства Regnum Модестом Колеровым, который считает: ««Оранжевой» революции в Молдавии не происходит. Принципиальное отличие «оранжевой» революции от обычных уличных беспорядков состоит в том, что беспорядкам обычно сопутствует раскол бюрократии. Там, в Молдавии, этого нет. Россия уже отреагировала на происходящее, выразив беспокойство и поддержав действующую власть. На остальное реагировать нет смысла – это государство уже ничего не спасет…»

Таким образом, окончательный распад бывшей Российской империи продолжается. Страны СНГ больше не хотят жить с оглядкой на Москву и Россия одного за другим теряет своих соседей. Очень похоже на то, что процесс дезинтеграции постсоветского пространства захватил уже и Беларусь. Во всяком случае первые признаки тому налицо. И что-то противопоставить этому процессу Россия не в состоянии. Очень характерно по поводу событий в Молдове сказано в редакционной колонке интернет-издания «Россия»: «Воронин, как в свое время и Кучма, все болтался между Москвой и Брюсселем/Вашингтоном, все хотел обхитрить всех сразу — вот и доболтался. Совершенно аналогичный случай. Теперь, надо думать, власть перейдет к местным оранжевым. Так же, как и на Украине. Ну и дальше все по очевидному сценарию — притеснение и вытеснение русских и русского языка, антироссийские истерики и кампании, какой-нибудь местный «голодомор» ну и так далее. От России в этой ситуации требуется одно: не вмешиваться и ждать, ждать и не вмешиваться. Тот, кто начал трясти грушу, все плоды в свои руки не поймает. Часть упадут в наши руки – сами». Ну что ж, как говорится — счастливого урожая! Только мне кажется, что для сбора опавших груш россияне снова пригласят каких-нибудь сезонников-гастарбайтеров, уже из другого ближнего зарубежья…И не исключено, что вкус сочной молдавской груши им придется особенно по душе.

Как вам новость?
Головоломки