БИА: "Белоруссия спасет продовольственный рынок России от западной экспансии"

09.04.2009 11:16
Архив Редакция

Белорусские продукты питания позволят России повысить свою продовольственную безопасность и заместить значительное количество импортных товаров

Белорусские продукты питания позволят России повысить свою продовольственную безопасность и заместить значительное количество импортных товаров. Сейчас импортные продукты в России составляют 80% от всего ассортимента. А продовольственная безопасность и независимость государства может быть обеспечена лишь при импорте не превышающем 20%. Белоруссия же обеспечивает себя продуктами питания на 97%, и вполне может помочь России – Союзному государству. В том числе и в борьбе с монополией сетей, которые в Петербурге контролируют 82,9% розничного рынка.

Вместо немецкого пива — белорусское
 

По мнению председателя Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Санкт-Петербурга Алексея Третьякова, конечно, никто не говорит о том, что завтра сухогрузы с продуктами из-за рубежа не приедут в Северную столицу, но теоретически исключать такую возможность нельзя.
 

«Белорусские товары в этом смысле не будут считаться импортными. У нас есть Союзное государство, между нашими странами нет границ, и, по сути, мы едины. Поэтому мы можем ввозить товары из Белоруссии, не ухудшая свою продовольственную безопасность», — подчеркивает эксперт.
 

По его словам, белорусские товары могут составить серьезную конкуренцию импортным продуктам и по цене, и по качеству, и по разнообразию ассортимента. Прежде всего, высоким качеством отличается белорусская продукция мясо-молочного ассортимента.
 

«На свой мужской взгляд могу сказать, что там прекрасное пиво, и даже заводы в райцентрах выпускают до 25 сортов пива, которое по качеству немецкому не уступает», — рассказывает А.Третьяков.
 

Между тем, он подчеркивает, что замещение импорта белорусскими продуктами – мера временная, которая необходима до тех пор, пока не встанет на ноги отечественный агропромышленный комплекс. Но сколько времени на это потребуется, А.Третьяков оценивать не берется – по разным отраслям показатели могут быть совершенно разные.
 

Возвращение «столов заказов»
 

Главным инструментом навязывания импортного продовольствия в России являются крупные иностранные торговые сети, экспансия которых, в силу отсутствия закона «О торговле», законодательно не ограничена. Следствие монополии сетей, как отмечает А.Третьяков, разрушение отечественной пищевой промышленности, которая просто не в состоянии справиться с кабальными условиями реализации своей продукции через сетевые магазины.
 

В таких условиях реализовывать белорусские товары предполагается совершенно иными путями. На заседании Совета делового сотрудничества Петербурга и Белоруссии в феврале 2009 года губернатор Валентина Матвиенко предложила подобрать несколько десятков площадок для торговли белорусскими товарами, а также приглашать производителей республики к участию в ярмарках выходного дня. Между тем, по признанию первого вице-президента некоммерческого партнерства «Содружество» Сергея Маришкина, эти возможности для торговли «не перекроют даже один гипермаркет». Реализовывать белорусские товары, по его мнению, можно через независимые сетевые магазины, которые еще остались в Петербурге.
 

«Возможный ресурс – крупные промышленные предприятия, где можно вернуться к системе «столов заказов», — считает С.Маришкин.
 

В качестве рынков сбыта белорусских товаров в Петербурге, по мнению А.Третьякова, подошли бы те 199 мини-рынков, которые еще остались в городе после ликвидации торговых точек около метро и на остановках. Причем для модернизации торговых точек средства бюджета будут не нужны – необходимы только гарантии городских властей, что бизнесмен сможет проработать на этом месте минимум 10 лет.
 

«На каждом таком мини-рынке готовы закупать до 70% белорусских товаров, и даже если только половина бизнесменов согласится, то это будет около 50 тыс. кв. метров торговых площадей», — сказал А.Третьяков.
 

Заполним склады белорусским товаром
 

С хранением белорусской продукции до того момента, как она попадет в магазины, решить вопрос удастся очень легко. По словам С.Маришкина, например, в Петербурге есть огромное количество складов, которые активно строились, пока не грянул кризис, а сейчас эти площади оказались не востребованы. Между тем, все эксперты уверены, что для успешной торговли важно создать единый логистический центр.
 

Все лучшее — детям
 

Еще один канал сбыта – социальное питание, система которого в городе уже сотрудничает с белорусскими производителями. Однако в этом случае тоже есть проблема. По словам начальника управления социального питания администрации Петербурга Натальи Петровой, в декабре 2008 года в федеральный закон о государственных закупках были внесены изменения, согласно которым в случае, если на конкурсе побеждает компания, поставляющая импортную продукцию, стоимость этой продукции должна быть снижена на 15%.
 

«Эта мера направлена на поддержку отечественных производителей, но она отрицательным образом повлияет на возможность закупать товары в Белоруссии – союзном государстве», — отметила глава управления.
 

Между тем, по признанию Н.Петровой, именно продукция белорусского производства – лучший вариант для детского питания в школах и детских садах, поскольку в республике сохранены все требования и ГОСТы Советского союза, которые гарантировали высокое качество продовольствия.
 

Маркетинговые ходы не для белорусов
 

Подавляющее большинство торговых сетей города под тем или иным предлогом не смогли прокомментировать ситуацию.
 

В компании «Лента» Балтийскому информационному агентству заявили, что в магазинах сети не создается препятствий для белорусских товаров.
 

«Если товар востребован покупателем, с качеством вопросов нет, производитель соблюдает условия поставки – нам только плюс, если такой товар окажется на наших полках», – отметили в компании.
 

В магазинах сети, как выяснилось, торгуют трикотажем белорусского производства, который пользуется большим спросом, сырами, молочной продукцией, говядиной и рыбной продукцией. Все товары поставляют официальные представители белорусских производителей на территории РФ. В компании при этом признаются, что если говорить о маркетинговой политике, то белорусские производители «редко соглашаются принимать участие в акциях, предоставлять дополнительные скидки или предложения покупателям».
 

«На основе продаж в сети гипермаркетов «Лента» можно сказать о том, что белорусские товары пользуются устойчивым спросом в Петербурге», — отметили в компании.
 

Ирина Лапеченкова, Балтийское информационное агентство.

Как вам новость?
Головоломки