"Русский обозреватель": "Чаушеску. Милошевич. Лукашенко?"

14.04.2009 11:54
Архив Редакция

Я думаю, что чем дальше, тем больше нашей главной болью будет не Ющенко, и не Молдавия, а Белоруссия. Конкретно — режим Лукашенко

Я думаю, что чем дальше, тем больше нашей главной болью будет не Ющенко, и не Молдавия, а Белоруссия. Конкретно — режим Лукашенко.

Сегодня мы тревожно смотрим на то, что происходит в Молдавии. Тяжелая ситуация складывается и на Украине. Но не меньшую тревогу должен вызывать и дрейф белорусского руководства в сторону Запада. Прозападный Минск может стать проблемой номер один для России.

Сближение с Западом — очень большая ошибка Минска, которая будет стоить социальной, политической и экономической деградации Белоруссии.

Наши отношения с Белоруссией все больше заходят в тупик. Единственным плюсом стоит считать, пожалуй, только военное сотрудничество. Но так ли много оно значит на фоне резкого похолодания?

Не так давно в СМИ появилось сообщение — президент Александр Лукашенко дал поручение разработать проекты оборудования пунктов пропуска на границе РБ и РФ. В его пресс-службе дали просто «восхитительное» разъяснение этого шага: «Глава государства проинформирован о ситуации на пунктах пропуска на белорусско-российской границе. Если на внешней границе Союзного государства пункты пропуска соответствуют международным стандартам, то на границе с Россией ситуация требует принятия незамедлительных мер».
А вот и еще одна колкость — 1 апреля из кабельных сетей Белоруссии были исключены пять российских телеканалов: «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», РЕН ТВ и TVCI («ТВЦ International»). Так-то, а мы все говорим — «Украина, Украина»+

О резких заявлениях Лукашенко и напоминать не стоит, к ним уже давно привыкли. Вот и на этих выходных он выступил с резкой критикой в адрес российского руководства.
Многие оппозиционеры из патриотического лагеря винят во всем Кремль. Дескать, сами же кремлевские «Батьку» и оттолкнули. Вот, например, кредиты не дают, в результате чего Лукашенко вынужден обращаться за помощью к МВФ, Всемирному банку и другим транснациональным структурам.
Логики здесь особой не видно. Во-первых, что значит «оттолкнули»? Белоруссия по-прежнему пользуется преференциями. Цены на газ для нее установлены значительно более низкие, чем для других стран. Отсюда солиднейший «грант», эквивалентный аж 12 % ВВП Белоруссии. А с 2007 года Россия выдала Белоруссии 3, 5 миллиарда долларов.
Во-вторых, когда небольшая страна так сильно нуждается в кредитах, то вряд ли можно говорить о ее реальной независимости. И чего уж тут показывать такой гонор? Можно бы вести себя и посговорчивее.

Сегодня мы наблюдаем полный провал всей внешнеполитической стратегии Александра Лукашенко. Долгое время Минск пытался лавировать между Россией и Западом, не желая втягиваться в их орбиты. И долгое время ему это удавалось. Что уж там говорить, «Батька» действительно является талантливым управленцем и рачительным хозяином. Но вот в плане геополитики+ Вот тут все очень слабовато.

Реальную независимость сегодня может иметь только та страна, которая обладает большой территорией и многочисленным населением. В этом случае имеет место быть так называемое «Большое Пространство». Если же страна не дотягивает до необходимых стандартов, то ей приходится входить в орбиту крупных стран. Или же — объединяться со странами, подобными себе. Например, сегодня латиноамериканские страны объединяются в рамках «Боливарианской инициативы».

Десятимиллионная Белоруссия «Большим пространством» быть никак не может. И, по большему счету, у Лукашенко только два пути — либо в РФ, либо в ЕС. По первому он уже вряд ли пойдет. А ведь у него была великолепная возможность — попроситься в РФ. Белоруссия могла бы стать субъектом с особым положением, что позволило бы ей сохранить свой политико-экономический строй. Сам Лукашенко при этом стал бы популярнейшим политиком в России. И не исключено, что со временем он оказался бы в Кремле — на радость подавляющему большинству жителей России.

Конечно, российское руководство могло бы и отказаться от такого предложения. Но это было бы гигантским политическим проигрышем, после которого вряд ли можно было бы хоть как-то играть на поле государственного патриотизма. А Лукашенко все равно стал бы вождем для миллионов граждан бывшего СССР. Ну, а Минск, несомненно, сделался бы центром реинтеграции, столицей будущей Империи.

Но, увы, Лукашенко все это было не нужно. Он предпочел оставаться всего лишь белорусским лидером — вместо того, чтобы стать общерусским вождем. Винить его за это, конечно, не приходится. Для того, чтобы лелеять подобные замыслы, нужно быть фигурой, равной Сталину, а такие фигуры появляются нечасто.

И, тем не менее, факт остается фактом. В одиночку Белоруссия не выстоит. Особенно в период Мирового Кризиса, который очень больно ударил по республике. Рост ее ВВП в первом квартале этого года составил 1, 1 % — против 10 % в 2008 году. И ведь выросло-то сельскохозяйственное производство. А объем промышленного производства даже сократился — на 4, 5 % (в сравнении с показателями первого квартала прошлого года). И это при том, что промышленность работает, по большему счету, «на склад» — 60 % предприятий имеют неликвидные запасы.

Далее — в январе-феврале 2009 года отрицательное сальдо внешней торговли Белоруссии составило 815 миллионов долларов. И это в 40 раз превышает показатель I квартала 2008 года. Дефицит внешней торговли увеличился в 2,5 раза, в то время как объем внешней торговли сократился на 38,3%. Объем экспорта в январе снизился на 45 %. Теперь у центрального банка РБ находится в запасе менее 3 миллиардов долларов валютных резервов. А их может хватить где-то на месяц — для закупок импорта.

Огромен внутренний долг республики. На 1 февраля его общая сумма составила 14,6 миллиарда долларов. Это в три раза больше суммы вкладов населения.

(В качестве одного из немногих преимуществ называют безработицу, которая, по официальным данным, составляет 1-2 %. Однако при этом не учитывается тот факт, что примерно 400 тысяч белорусов находятся на заработках в России и на Украине. Получается, что эти люди не нашли приложение для своего труда на родине).

Все это, само собой, резко увеличило спрос на внешнюю помощь. И, судя по всему, руководство РБ предпочло сделать главную ставку на Запад.

Теперь можно уверенно предполагать, что отказавшись становиться частью России, Белоруссия станет частью Запада. Выиграет ли она от этого? Вряд ли. Показательно уже одно то, что республика попала в орбиту международных финансовых структур. МВФ согласился выплатить ей кредит в 2, 4 миллиарда долларов (800 миллионов уже перечислено), а это — смертный приговор. МВФ дает кредиты только при условии выполнения условий т. н. «Вашингтонского консенсуса» — пакета полулегальных документов, подписанных еще в 80-е годы вместе с Всемирным банком и министерством финансов США. Они предусматривают много чего неприятного — например, отказ от повышения зарплат. Кстати, в Белоруссии уже отказались повысить з/п бюджетникам, хотя оно было запланировано. Кроме того, проведена девальвация местного рубля — и это тоже условие МВФ. Утверждают, что помимо всего прочего, МВФ потребовал от Минска отказаться от жесткого регулирования цен. (При этом в апреле начались переговоры с Всемирным банком).

Вообще, РБ давно уже идет по пути либерализации, чего упорно не хотят замечать многие наши «батькофилы», считающие ее этаким островом социализма. Еще в декабре 2007 года в Белоруссии были отменены почти все социальные льготы. Так, студенты и инвалиды оказались лишены скидок на проезд в общественном транспорте. Отмена льгот также коснулась детей, ветеранов-чернобыльцев, доноров. Причем, компенсация (в размере 88 долларов) была положена только лишь 10% белорусов.

Начался процесс приватизации, который грозит зайти достаточно далеко. Так, ожидается продажа Белорусского автомобильного завода, трубопроводного оператора «Гомельтранснефть Дружба», а также 50 % акций двух крупнейших банков, управляющихся государством. В дальнейшем государство будет только уходить из белорусской экономики. Таково жесткое требование транснациональных структур. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в открытую ставит свои условия -инвестиции в экономику РБ будут увеличены только при условии проведения рыночных реформ.

Впрочем, сближение с Западом происходит и по линии политической. Белоруссии предложено участие в «Восточном партнерстве», которое представляет собой программу ЕС. Она была принята для Белоруссии, Грузии, Украины, Молдавии, Армении и Азербайджана. Этим странам планируется отвести статус, который даже ниже статуса «стран-кандидатов» и «возможных кандидатов». (При этом ЕС может потребовать изменения внутренней политики.) Тем не менее, к этой инициативе относятся серьезно. Как же, многие элитарии готовы прибыть на Запад как в знаменитом анекдоте — «хоть тушкой, хоть чучелом». И вот, ожидается, что в мае Лукашенко посетит саммит ЕС по поводу данной инициативы. Стоит ли удивляться, что РБ до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию? Какое уж там признание+

На самом деле Лукашенко очень сильно рискует. На Западе ему никогда не простят его «авторитаризма» и «антидемократизма». Тут можно вспомнить судьбу Милошевича, который был готов ко всяким компромиссам, но которого свергли и потащили на «цугундер». Сначала, конечно, РБ настроят против России и поставят под полный контроль западных структур. Ну а потом уже устроят цветную революцию, все условия для которой будут созданы заблаговременно.

Не помешает вспомнить и о судьбе румынского лидера Чаушеску, который тоже пытался лавировать — между СССР и Западом. Сей деятель набрал множество долгов и попытался рассчитаться ценой жесточайшей экономии. Результат известен — революция и трибунал.

Сближение с Западом — очень большая ошибка Минска, которая будет стоить социальной, политической и экономической деградации Белоруссии.Было бы очень неплохо, если бы по разные стороны границы началось широкое движение за реальное воссоединение братской России и братской Белоруссии. Лучше всего, если это произойдет в рамках Государства Российского — при соблюдении интересов белорусского народа. Нужен вождь, который станет своим для русских, белоруссов.

Александр Елисеев, «Русский обозреватель».

Как вам новость?
Головоломки