Цифры, которые озвучивали чиновники, расписывая итоги визита руководителя Китая в Беларусь, изобиловали количеством нулей и разностью трактовок. В 18 млрд долларов оценен весь пакет договоренностей. Минэкономики озвучило цифру в 7 млрд долларов, из которых 3 млрд долларов – льготный кредит. Наиболее выверенным было сообщение минфина о наличие договоренностей на сумму в 3,5 млрд долларов.
О чем на самом деле удалось договориться?
330 млн долларов выделят на строительство инфраструктуры Белорусско-Китай
Этот блок проектов направлен на развитие инфраструктуры, и живых денег в виде поступления кредитов Беларусь, скорее всего, не увидит. Будут китайские подрядчики, китайское оборудование, возможно, представителей белорусских компаний китайцы и наймут, но лишь в небольшом количестве. Беларусь уже осуществляла закупку подвижного состава для БелЖД. Из Китая тогда приехали электровозы. А за электровозы рассчитались китайские банки с китайскими же поставщиками. А у Беларуси возникла задолженность перед Китаем за поставленную технику.
Озвучены две кредитные линии сроком на 15 лет и объемом до 1 млрд долларов. Но кредитные линии с Китаем у нас озвучиваются уже не первый год, и вопрос лишь в наличии нужных проектов. Из крупных проектов на текущий момент реализовывается строительство завода сульфатной целлюлозы в Светлогорске. И это снова связанные кредиты, что подразумевает активное использование китайского оборудования и рабочей силы.
Наиболее интересным является меморандум о привлечении 1,4 млрд долларов на строительство нового горно-обогатител
И где же деньги?
В результате все проекты являются связанными кредитными линиями, увеличить ЗВР с помощью данных ресурсов проблематично, определенный объем работ будет выполнен отечественными строительными компаниями, однако большая часть средств останется в Китае. А Беларуси в результате их реализации достанутся долги, которые, несмотря на льготные периоды для оплаты, погашать все равно придется.
Только в первом квартале Беларусь заплатила по внешним долгам банкам Китая 64,7 млн долларов. Получится ли в результате реализации проектов запланированный экономический эффект, предугадать сложно. Достаточно вспомнить ситуацию со строительством новых линий на цементных заводах. Проблемы с наладкой оборудования, сорванные неоднократно сроки реализации и в итоге – отсутствие рынков сбыта, поскольку за время строительства Россия значительно увеличила мощности собственных цементных заводов, а это был основной перспективный рынок. Да и планы по строительству жилья в Беларуси уже откорректированы в сторону снижения. В результате цементные линии есть, а цемент девать попросту некуда. Цементные заводы в долгах, постоянно получают различные поблажки из бюджета в виде компенсации процентных ставок по кредитам.
Что это было?
По большому счету, мы в очередной раз продемонстрирова
77% поставляемого в Китай экспорта — это калийные удобрения. Более того, за последние годы мы практически перестали поставлять в Китай машины и оборудование. Поэтому и соглашение о свопе значительной активизации во взаимной торговле не добавит. Одно соглашение о свопе с Китаем мы уже подписывали, но так и не воспользовались им за период его действия.
И мы по- прежнему нуждаемся в кредитных ресурсах для наполнения ЗВР, поскольку в августе нам надо погашать евробонды на сумму 1 млрд долларов. А китайскими связанными кредитами их не погасить. Поэтому демонстрация внешнеэкономического прорыва – это хорошо, и часть проектов возможно и будут реализованы, но лучше бы деньгами и на счет минфина.
Экономический обозреватель Дмитрий ИВАНОВИЧ