С праздником Христова Воскресения!

15.04.2009 16:26
Архив Редакция

Пасха – праздник прежде всего личный.

 

Несколько лет назад, еще задолго до начала всемирного экономического кризиса, специалисты из Американской ассоциации психологов собрались в Вашингтоне на симпозиум, проходивший под девизом «Незамеченные достоинства негативизма». Позднее этот симпозиум даже окрестили «первым бунтом против тирании позитивного мышления и засилья оптимизма», и вот почему. Все дело в том, что последние десятилетия американские и вообще западные психологи буквально помешались на оптимизме и позитивности, выстраивая терапию своих пациентов исключительно на отрицании всего хоть сколько-нибудь негативного. И не только они одни — так называемое позитивное мышление самым активным образом внедрялось в американское (западное) общество благодаря объединенным усилиям Голливуда, TV, популярной музыки, книг, рассказывающих, как помочь самому себе, в сочетании с воскресными церковными проповедями, которые всегда сводятся к одному единственному: «Все будет хорошо! Все проблемы разрешимы! Будьте оптимистами и успех вам обеспечен. Оптимизм — это залог успеха, благополучия и вашего несокрушимого здоровья!»… Но потом вдруг стало ясно, что увлечение оптимизмом зашло слишком далеко. Как выяснилось, у безудержного оптимизма есть множество недостатков, и что такой односторонний взгляд на мир и на себя самого не дает человеку реальной картины происходящего. Исповедуя его, человек волей-неволей живет лишь мимолетными ощущениями, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков. По мнению участников вашингтонского симпозиума, беспечность и эгоизм — это лишь первые плоды бездумного оптимизма, за которыми как правило следуют вещи куда более опасные: кризис, непредвиденный крах надежд, жестокое разочарование…

Другими словами, каждому человеку в жизни нужна и значительная доля пессимизма, дабы не слишком мы обольщались действительностью и могли трезво оценивать происходящее вокруг. Ученым даже удалось доказать в эксперименте, что пессимистическое отношение к жизни никак отрицательно не сказывается на здоровье, и даже наоборот. Так, например, добровольцам, выбранным случайным образом, предложили вспомнить самые трагические события своей жизни, поразмыслить над ними несколько дней, а затем описать их со всеми неприятнейшими подробностями в виде небольших эссе. Что удивительно, тягостные воспоминания, извлеченные из глубин сознания, не только не навредили здоровью испытуемых, но все они после этого почувствовали резкий прилив сил и энергии, и это ощущение продержалось у них около четырех месяцев после завершения эксперимента. Психологи также установили, что даже чрезвычайно нервные люди, обремененные множеством забот и несчастий, склонные вечно проклинать свою судьбу, раздражаться по каждому поводу и ожидать всего худшего, постоянно кряхтя и жалуясь на боли во всех частях тела, непреходящую слабость, головокружение и другие болезненные явления, бывают у врача совсем не чаще, чем их жизнерадостные сверстники, и уходят из жизни отнюдь не раньше самых закоренелых оптимистов. Из всего этого последовал вывод: даже глубокий пессимизм (не поведенческий, не защитный, не конструктивный, а именно глубокий и всеохватывающий) нисколько не вредит человеческому здоровью. Об этом же, кстати, в свое время говорил и один из самых известных в истории пессимистов — немецкий философ Шопенгауэр, который не без оснований полагал, что пессимистическое страдание служит источником великих дел, ибо удесятеряет силы и заставляет человека быть крайне изобретательным…

Я это все к чему. Просто в преддверии Пасхи мне вспомнилась одна фраза, которая прозвучала в выступлении Д.Медведева на заседании президиума Госсовета РФ и Совета по взаимодействию с религиозными организациями, состоявшегося в середине марта в городе Туле. Смысл ее состоял в том, что российский президент попросил церковников «взять на себя борьбу с пессимизмом в обществе». Согласитесь, поручение довольно неожиданное, тем более адресовано оно было не кому-нибудь, а РПЦ — организации, источником оптимизма для которой всегда была не столько жизнь мирская, сколько, увы, загробная… Ладно еще курирование церковью общественной нравственности, о чем мы говорили в одном из прошлых блогов, но производство массового оптимизма… Впрочем, патриарх Кирилл на обращение президента отреагировал мгновенно, заметив, что в настоящее время в храмы ходит всего 10 процентов «потенциальных православных людей», следовательно, первейшая задача РПЦ в деле повышения общественно оптимизма — резкое увеличение количества активных прихожан. Патриарх Кирилл, в частности, обратился к присутствующим со словами: «Перед нами стоит очень важный вопрос: а придет ли столько людей, сколько должно было бы приходить в храмы Божии в России?…» Согласитесь, вопрос более чем актуальный, причем не только для РПЦ, но и для любой современной христианской церкви. И в первую очередь он касается молодежи, у которой церковь на подсознательном уровне ассоциируется скорее с чем-то вроде дома престарелых или «духовной поликлиники» для больных и инвалидов, но никак не с местом, где можно получить позитивную жизненную энергию. И это не мое предвзятое мнение. Вот что по этому поводу говорит священник Иоанн Охлобыстин, клирик храма святителя Николая в Заяицкой слободе: «Когда только начиналось возрождение Православия, то сами верующие люди и священники невольно делали многое, чтобы отвратить людей от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли в храм в брюках. Все эти их «пророчества» и дикие «наставления»… И странная кликушеская литература, называвшаяся «православной». Все эти запугивания в проповедях священников, что вы, мол, жуткие грешники, мерзавцы… и все равно нет вам прощения… Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением, подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь… где все не так мрачно…»

Немаловажным является и другой момент, о котором сказал в одном из интервью игумен Петр (Мещеринов) из Свято-Данилова монастыря в Москве: «Одна из причин того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви — это подмена Евангелия — в буквальном переводе «благой вести», «благовествования» — неким зловествованием. Основание нашей веры — Воскресший Христос, пасхальная радость, которую может почувствовать любой человек, — подменяется проповедью о мировом масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках. Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать. Причем даже не сам Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическое выстаивание воскресных богослужений. В итоге религиозные запросы души не удовлетворяются. И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться подальше от такой Церкви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди помешаны на тайном масонстве и бесах. …Но страшно даже не это, а то, что все сие служит основанием проповеди и почему-то называется Православием». Патриарх Кирилл, как мне кажется, человек неглупый, все это прекрасно понимает и будет пытаться реформировать церковь, приводя ее в более современное и жизнеспособное состояние. И что-то уже сдвинулось с мертвой точки. Мало кто заметил, но в середине марта в религиозной жизни России произошла настоящая «реформа», которую кто-то даже назвал «сексуальной революцией» РПЦ. Суть этой «реформы» состоит в следующем — официальный представитель РПЦ, руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи — иеромонах Димитрий (Першин) выступил с заявлением о том, что половое воздержание во время Великого поста вовсе не обязательно. Более того, по его мнению — оно вредно, так как толкает супругов на измену… Ничего подобного в РПЦ не заявлялось, наверное, за всю ее тысячелетнюю историю…

Злые языки тут же обвинили РПЦ в подражании Ватикану, который уже давно использует либеральное отношение к сексу в качестве приманки для молодых прихожан. Но лично я ничего плохого в этом не вижу, и считаю — чем меньше в церкви всяких нелепых запретов, тем больше в ней оптимизма, а значит и количества прихожан. Ведь на самом деле у РПЦ выбор совсем небольшой — либо попытаться реформировать себя изнутри, став более понятной и привлекательной для молодежи, либо… Наглядным примером альтернативного понимания места и роли религии в обществе является современная Чечня. В этом отдельно взятом российском регионе в настоящее время с позволения федеральных властей проводится некий чудовищный эксперимент по созданию средневекового теократического режима восточного образца — «исламской монархии», живущей по законам шариата, а если точнее, то по понятиям ее некоронованного монарха Рамзана Кадырова. Не к месту и не ко времени сейчас пересказывать все то, что происходит в последнее время в этой кавказской «республике», проблема в другом — как бы «чеченский проект» не распространился в конце концов и на остальную России, а затем и на некоторые сопредельные с ней государства. Если судить по многим публикациям, кадыровский опыт духовного обустройства страны в определенных российских кругах становится все более привлекательным. Вот как описывает, например, свои ощущения от недавней поездки в Чечню небезызвестный российский публицист А.Проханов: «Я побывал в Грозном, увидел великолепный восстановленный город, восхитительную мечеть, услышал замечательные патриотические песни, поговорил с министрами, депутатами, муфтиями. И возникло ощущение, что все здесь совершается по какому-то глубокому замыслу, где нет мелочей, где материальное связано с духовным, древность с авангардом, и все это согласуется гармонично друг с другом… Грозный, который поражает своей красотой, величием, является одной из столиц России…»

Именно поэтому я с большой настороженностью отношусь ко многим религиозным инициативам, особенно исходящим сверху, от государственной власти — как российской, так и белорусской. В частности, к инициативе законодателей Санкт-Петербурга обратиться к президенту России с предложением придать православной Пасхе статус всероссийского государственного праздника. В этой связи глава синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей В.Чаплин заметил: «Мне думается, что эту тему стоит широко обсудить в обществе, попробовав понять, какая часть нашего общества поддерживает эту идею, а какая — нет. … Аргументов за то, чтобы сделать Пасху в нашем государстве полноценным праздником, достаточно много, но дискуссия на эту тему по большому счету только начинается, и пусть в ней прозвучат разные аргументы». Лично мой аргумент состоит в следующем — я совсем не против того, чтобы православная (а в Беларуси обязательно еще и католическая) Пасха стала государственным праздником. Религия у нас хотя формально и отделена от государства, но событие это действительно светлое и празднование его в общенациональном масштабе будет только способствовать усилению позитивных настроений в обществе, но… Лишь бы не довести сие богоугодное начинание до абсурда, как это произошло в Чечне в день рождения пророка Мухаммеда, также объявленного ежегодным республиканским выходным днем. Как сообщали СМИ, празднование дня рождения пророка началось в Чечне с вечера 8 марта шествием по улицам Грозного десятитысячных колонн студентов ВУЗов и медресе республики, которое спровождалось религиозными песнопениями, исполнением обрядов зикр и продолжалось целых три дня… Конечно, у каждого народа свои обычаи, но боюсь как бы в нашей советской традиции Пасха не превратилась в некий аналог коммунистического Первомая — с обязательной демонстрацией производственных достижений «православных» трудящихся, под крики «ура» проходящих с хоругвями, портретами президента и ликами церковных иерархов перед трибуной с местным не менее «православным» партхозактивом…

Другими словами, очень бы не хотелось, чтобы Пасха — Воскресение Христово, праздник весны и мира, символ победы жизни над смертью, в конечном итоге превратилась в некий «день победы» правящего режима над оппозицией и стала инструментом мобилизации населения для решения каких-то политических задач, мягко говоря, весьма далеких от религии… Ведь Пасха — это праздник прежде всего глубоко личный, это день, как сказано на одном из церковных сайтов, «когда Крестными страданиями, смертью и воскресением Сына Божия разрешился главный конфликт человеческой истории, конфликт между Богом и человеком». Разрешение этого конфликта, как мне кажется, и является главным поводом для нашего с вами умеренного оптимизма. Если, конечно, чудо Христова Воскресения как следует понять и по-настоящему в него поверить. Так, например, как поверил в него когда-то замечательный поэт Борис Пастернак, написавший потрясающее по красоте и эмоциональной силе стихотворение «Магдалина». Фрагментом этого стихотворением мне бы и хотелось завершить свою статью, поздравив тем самым с наступающей Пасхой всех христиан — как православных, так и представителей других христианских конфессий.

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои…

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест…

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

С праздником Пасхи — Светлого Христова Воскресения!

Как вам новость?