Архиепископ Гурий заявляет об опасности отхода от юлианского календаря

29.06.2015 19:26
Архив

Ректор православной Минской Духовной Семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий прокомментировал недавно выказанную инициативу Папы Римского Франциска предпринять попытки возврата к единой традиции расчета празднования праздника Пасхи.

Архиепископ Гурий допускает разночтение масс-медиа слов Папы, уточнив: «Если Римско-Католическая Церковь намерена отказаться от Григорианской пасхалии, введенной ею в XVI веке, и вернуться к древней, Александрийской, которая использовалась в эпоху, когда Церковь Востока и Запада была единой, и доныне используется православными, — такое намерение можно только приветствовать. Если же журналисты верно передают слова Папы о том, что дата Пасхи должна стать «фиксированной» и не связываться с первым полнолунием после весеннего равноденствия, как установил почитаемый и на Востоке, и на Западе Первый Вселенский Собор еще в 325 году, – такое предложение, безусловно, является совершенно неприемлемым для Православной Церкви», сообщает eparhia.by.

В качестве аргумента подобной категоричности владыка Гурий приводит установленное Первым Вселенским Собором каноническое правило, согласно которому Православная Пасха никогда не должна совпадать с иудейской.

По словам архиепископа Гурия, при переходе на григорианский календарь нарушается множество канонов: в григорианском календаре отсутствует цикличность, нет должного соответствия между событиями ветхозаветными и новозаветными, нарушается ряд соборных определений и церковных установлений, в частности Богослужебный Устав, изложенный в Типиконе.

Опровергая аргумент сторонников григорианского календаря о том, что весеннее равноденствие по юлианскому календарю не совпадает с реальным весенним равноденствием, иерарх подчеркнул: “Оно не совпадает и в григорианском календаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется неравномерно. Говорить о точности времени вообще невозможно — существуют лишь условные его отсчеты и ориентиры. Точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она изменяется, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново. Время – неуловимая субстанция и может быть выражено, зафиксировано только через символы. Юлианский календарь – это, как точно заметил известный современный богослов архимандрит Рафаил (Карелин), иконографическое, а не астрономическое выражение времени. А Пасха Христова – событие духовное”.

Самым весомым аргументом в защиту празднование Пасхи по юлианскому календарю архиепископ Гурий назвал снисхождение Благодатного огня в Иерусалиме на Гроб Господень, которое совершается по православному календарю.