В окрестностях Друи пишутся работы для будущего монастырского музея

06.07.2015 22:02
Архив Редакция

В Друе начался художественный пленер «Начала» — совместный проект католического священника, настоятеля прихода Пресвятой Троицы кс. Сергея Суриновича и художницы из Минска Ольги Куваевой, иконописные работы которой украшают святыни в Друе на Браславщине и Фащевке на Шкловщине. В первый день пленера к художникам, осваивающим новый горизонт, присоединился корреспондент КРЫНІЦЫ. INFO.

В Друю приехали 18 художников – известные мастера Дмитрий Суринович, Александр Суша, Галина Романова, — в первый вечер после ужина гости и хозяин монастыря смотрели ее авторские мультфильмы, — а также молодые художники, студенты Белорусского Национальной Академии искусств. И это значаит, что через неделю, когда художники покинут монастырь, в его стенах останутся 18 полотен — традиционно участники пленеров оставляют одну из работ под гостеприимной крышей места, где состоялся пленер. Общая же выставка созданных во время пребывания в Друе работ состоится в следующее воскресенье, в последний день пленера, когда друйские жители соберутся к воскресной Святой Мессе, а в монастырь приедет еще один гость — поэт, бард и редактор журнала «Верасень» Эдуард Акулин, который приедет с небольшой программой собственной творчества и презентует очередной номер журнала, в котором, среди прочего, есть подборка стихов кс. Суриновича.

Художники начали съезжаться в Друю утром 6 июля. Мастеров из Минска ждали подготовленные кельи, в которых некогда жили монахи-мариане, создавшие здесь в начале прошлого века влиятельный центр белорусского возрождения, давший стойкие культурные и духовные ростки. «Начала» — сквозное понятие здешней обители, сохранившей величественные силуэты вопреки тотальному уничтожению во время атеистической эпохи и даже сейчас, когда прежняя сила местечка исчезла в дымке времени, остается сакральным великаном из камня, стерегущим пределы временного и вечного.

Гостей из Минска встретило творчество Яна Рыдики, талантливого художника из-под Браслава, полотна которого, развешанные по стенам монастыря, в течение нескольких лет собирает кс. Суринович, эта частная коллекция экспонировалась в ряде галерей Беларуси. О связи творчества Рыдики и здешних мест рассказала Ольга Куваева, после чего художники разошлись по местечку искать Друю, которая родится в их собственных работах, а вечером, вновь собравшись за общим столом, организованном в коридоры монастыря, почувствовать вкус и дух места предложил режиссер Илья Божко, выпускник Академии, автор художественно сильного фильма, снятого в последний год во время посещений монастыря. Его киноработа, часть которой вошла в дипломную работу молодого режисераа, стала авторским поэтическим рассказом о современном состоянии Друи, в котором слышен гул веков и ощутима тяжесть времени в стенах монастыря. Расказзанная безмолвными поэтическими визиями история Друи на фоне истории Беларуси стала объектом интереса режиссера еще и потому, что Друя находится на окраине Беларуси, иная страна — Латвия — берет начало буквально в нескольких метрах от холма над Двиной, на котором возвышается монастырь.

Религия и искусство имеют общие начала, переплетение стремлений к красоте насквозь пронизывают и первый, и второй тип мышления. «Мы узнаем Бога через созданный Им мир, — рассуждает кс. Суринович. — Искусство в своем факте зарождения и становления является вдохновенным проявлением человека, который, благодаря своему таланту, может и этот мир, и его восприятие через личность творца и техники, направление, почерк, краску, — раскрыть и подчеркнуть. Папа Франциск говорит: «Во все времена Церковь призывала искусства демонстрировать красоту веры и возвещать евангельское послание о величии Божьего создания, о достоинстве человека, созданного по Его образу и подобию, о силе смерти и воскресения Христа, принесшего искупление и возрождение в мир, тронутый трагедией греха и смерти». Именно эти мысли и посыл мы и хотим воплотить в ходе пленера, который начался в друйском монастыре, донося ихо как зрителям и поклонникам искусства, так и самим художникам».

Современное искусство тщательно избегает простого повторения реальности, тем не менее, писать друйские пейзажи пожелало множество художников. Пригласить в Друю удалось далеко не всех. «Я хотела собрать художников, работающих в разных направлениях, чтобы была возможность передать Друю в различных состояниях, — рассказывает Ольга Куваева. — Сегодня в Друе собрались живописцы разных поколений, начиная со студентов Академии искусств третьего курса и заканчивая зрелыми авторами из Союза художников. Надеюсь, что разница в поколениях позволит взглянуть «разными глазами» на эту местность. Но в основном – упор на классическую живописную школу, которая, как мне кажется, является одним из самых искренних и правдивых ходов в искусстве. Также среди участников есть художник-график, и есть художник-абстракционист, которая нашла свое направление в живописи именно здесь, на Браславщине».

..С рассветом художники приступят к работе, разбредясь с мольбертами по полюбившимся уголкам. Пока же к старинным стенам прислонены белые загрунтованные полотна, которые станут частью музея монастыря, над созданием которого сегодня работает священник.

Как вам новость?