Готовы ли белорусские Церкви к китайскому вызову?

23.07.2015 13:04
Архив Редакция

На протяжении последних дней китайская диаспора в Беларуси находится в топе новостных сюжетов. Сначала взбунтовались несколько сотен китайских рабочих из Добруша, которые несколько месяцев не получали зарплату.

Затем стало известно, что на строительство белорусско-китайского проекта “Великий камень” в Смолевичском районе приедут около 20 тыс. китайских рабочих. Это, конечно же, не 650 тыс., как пугали ранее, но тоже много. Не исключено появление выходцев из КНР и в рамках других белорусско-китайских проектов.

Кроме того, 22 июля стало известно, что китайским гражданам больше не нужна виза для приезда в Беларуси, транзита через ее территорию и нахождения здесь до трех дней.

Все это приведет к резкому росту китайской диаспоры в стране, которая, по данным переписи 2009 года, насчитывала всего 1642 человека. А это является не только серьезным вызовом для властей, общества и правоохранителей, но и для христианских Церквей Беларуси.

Христианство в Китае является отнюдь не господствующей религией. Из 1,5 млрд населения христиан в стране чуть более 50 млн человек, или менее 4%. Из них около 39 млн протестантов, около 14 млн католиков и примерно 150 тыс. православных. Таким образом, приезжающие в Беларусь граждане КНР вряд ли будут исповедовать христианство. Скорее всего, одну из традиционных для Китая религий (буддизм, даосизм, культ предков и так далее), или вообще будут атеистами.

Готовы ли белорусские христиане к миссионерству и объявлению Благой Вести среди этой группы людей? Причем и ехать-то далеко не надо – стать миссионером среди людей, никогда раньше не слышавших о Христе, можно прямо в Беларуси. Тем более, что китайские рабочие в стране проживают довольно компактно.

Если для Католической и Православной Церквей Беларуси прозелитизм среди верующих друг друга официально не приветствуется, то здесь, как кажется, никаких проблем быть не должно, ведь Китай не является канонической территорией ни для одной из сторон. У протестантских церквей вообще полная свобода действий.

Но пока что-то не видно, чтобы церковные власти сильно озаботились подготовкой священников, пасторов и миссионеров для китайских рабочих. Также не заметны и попытки хотя бы «импортировать» христианских священнослужителей из Китая, которые были бы готовы окормлять своих сограждан. Не слышно и о планах построить часовни или молитвенные дома на территории «Великого камня» или для китайских рабочих из Добруша.

Ранее выходцы из Беларуси, как, например, иезуит кс. Андрей Рудомин-Дусяцкий, который в XVII веке служил в Макао и материковом Китае, как основатель Православной миссии в Японии, уроженец Смоленщины Николай Японский, принимали активное участие в христианизации народов Азии. Но готовы ли сегодня белорусские Церкви повторить их подвиг у себя на Родине.

Готовы ли белорусские христиане к китайскому вызову?

Максим Гацак

Как вам новость?
Головоломки