Монументальная пропаганда

20.04.2009 02:21
Архив Редакция

Вслед за сакрализацией Ленина, неотвратимо наступает период его абсолютной демонизации.

 

«Боже! Боже! …Он ведь живой, живой, ведь правда, живой? — спрашивал он сам себя, удивляясь, как же раньше этого не заметил… — Ну! — И снова крикнул: — Ну! Ну! Ну! Стоявшие рядом с ним слегка оторопели и на всякий случай отступили от Огородова как от возможного психа, а он с воздетыми страстно руками шагнул к монументу и закричал ему: — Ну, скажи что-нибудь! …Скажи, что ты живой! Подтверди, сдвинься с места, подай знак! Слышишь ты меня или не слышишь? …И тут случилось редкое в зимней природе явление: где-то далеко пророкотал гром, негромко, словно телега проехала по булыжнику. …При звуках грома все инстинктивно вздрогнули, передние попятились, наступая на задних, а сверкнувшая молния, причем совершенно без грома и в зимнем-то небе, и вовсе повергла присутствующих в состояние полного оторопения… Глаза у чугунного генералиссимуса засветились жадным оранжевым пламенем. Пламя задержалось в глазницах и медленно угасало, как бы втягиваясь вовнутрь. Тут некоторых участников церемонии обуял необъяснимый страх, …и с мыслью о возможном возмездии они завороженно застыли на месте… …Да, — многозначительно отозвался секретарь обкома Кужельников, — бывают же еще в некоторых районах такие необъяснимости…»

Многие, наверное, читали известный роман популярного российского писателя В.Войновича «Монументальная пропаганда», небольшим фрагментом которого я решил начать эту статью. Сюжет этого произведения довольно прост. Главная героиня романа — Аглая, жена председателя райкома Андрея Ревкина. В годы войны она взорвала электростанцию, откуда ее муж, закладывавший взрывчатку, не успел выйти. После войны фанатичная коммунистка Аглая добивается установки в провинциальном городке Долгове памятника Сталину, но в 1961-м, случайно встретив на улице тракториста, волокущего памятник, ее кровное детище, на переплавку, за взятку перетаскивает его к себе домой. Огромный монумент мирно стоит в ее квартире долгие годы, и Аглая сживается с ним, как с родным человеком, разве что соседи время от времени выражают ей свое недовольство. Но вот время делает резкий скачок из прошлого в будущее, в Долгове появляются «новые» коммунисты, они опять привлекают к работе постаревшую и здорово спившуюся Аглаю, и решают чудом уцелевший памятник снова воздвигнуть на площади перед городской администрацией. Но им это не удается — взрыв в подвале дома Аглаи уничтожает и статую и почти всех персонажей романа… Смысл повествования Войновича можно сформулировать его же словами: «Не надо быть пророком для предсказания, что люди будут еще и не раз ослепляться какими-нибудь лжеучениями… Следующие поколения скажут про них, что они дураки, и сами при этом будут такими же…»

Вот и я думаю, что это совсем не от большого ума некоторые наши современники в России и других странах СНГ в последнее время затеяли настоящую партизанскую войну с советской «монументальной пропагандой», главной жертвой которой стал В.Ульянов-Ленин, 22 апреля со дня рождения которого исполняется ровно 139 лет. И совсем не потому, что бесчисленные памятники основателю «первого в мире рабоче-крестьянского государства», которыми утыканы практически все города и веси бывшего Советского Союза представляют из себя хоть какую-то историческую или культурную ценность. Абсолютное большинство из них уже давно пора было демонтировать в плановом порядке, как это в свое время было сделано с памятниками И.Сталину. Но в данном случае, как мне кажется, мы имеем дело вовсе не с желанием постсоветского общества избавиться от «родимых пятен» нашего недавнего тоталитарного прошлого, а скорее с попыткой определенных сил «переписать» историю заново, взять своего рода «реванш» за проигранную революцию и гражданскую войну, пусть и не у живого Ленина, но хотя бы у его каменного (чугунного, бронзового, гипсового и т.д.) изваяния. А если точнее, то это не столько акции сопротивления некоему символу, олицетворяющему собой «абсолютное зло», сколько борьба за постамент, чтобы в конечном итоге вместо одного свергнутого идола водрузить на него другого, не менее одиозного и кровожадного. На одном из российских форумов некто marquis в этой связи справедливо заметил: «Война между новыми белыми и новыми красными продолжается — после осквернения доски Колчака в Москве был взорван памятник Ленину в Твери, теперь за осквренением памятника Маркову в Сальске и марковского киота в Новочеркасске последовал взрыв Ленина в Питере». Все конечно же знают, что в данном случае речь идет о целой серии актов вандализма против монументов «вождю мирового пролетариата», самый громкий из которых произошел 1 апреля, когда направленным взрывом безоболочного заряда, мощностью, эквивалентному 400 граммам тротила, была пробита огромная дыра в знаменитом бронзовом памятнике «Ленин на броневике» что у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.

Спустя два дня аналогичный случай произошел в небольшом городке Рубежное Луганской области на востоке Украины. Там как и в Питере, в результате взрыва из задней части памятника Ленину вырвало кусок приблизительно 30 на 40 см… А днем раньше «хулиганы» атаковали уже памятник Ленину в Волгограде — на голову 120-метрового Ильича был надет «парик» в виде куска материи с длинной прядью искусственных волос, напоминавший казацкий чуб Тараса Бульбы (все-таки кино для народа — «важнейшее из искусств») Надо сказать, подобных эксцессов в последнее время произошло немало. Так, 23 марта в Пятигорске был осквернен наскальный портрет Ленина, созданный еще в двадцатые годы ХХ века на отвесной скале горы Машук — неизвестные залили изображение черной краской и нанесли на него фашистскую свастику, антисемитские лозунги, нецензурные слова и прочие малоэстетичные надписи. Даже в Минске отличились — в прошлый четверг кто-то умудрился облить белой краской памятник Ленину на территории электромеханического завода… В общем, похоже на то, что война с Владимиром Ильичом на территории СНГ постепенно становится тотальной и вполне организованной. Как часто бывает в такой ситуации, произошедшим поспешили воспользоваться маргиналы — ответственность за взрыв памятника в Питере сразу же взяли на себя активисты некоего «Залесского летучего боевого отряда». В их заявлении, которое появилось на одном из российских фашистских сайтов, в частности, говорится, что «Ленин и его последователи совершили преступление против человечества, не имеющее срока давности». Исходя из этого «летучие бойцы» считают целесообразной «ликвидацию всех памятников советским правителям, и, в первую очередь, памятников Ленину».

Таким образом, совершенно очевидно — несмотря на кажущуюся смену «ценностных ориентиров», сознание и стиль мировосприятия значительной части постсоветского населения со времен распада СССР ничуть не изменились. То есть внутренне мы в своем подавляющем большинстве — все те же. Хотя, как нам хочется думать, с другим знаком. Однако и знак этот по существу остался тот же, что особенно заметно по нашему отношению к личности Ленина и его роли в отечественной истории. Давно уже мир вокруг нас стал другим, но идол, которому мы так долго поклонялись, пребывает на том же почетном месте. С одной лишь разницей — всепоглощающая любовь к нему начала постепенно замещаться такой же всепоглощающей ненавистью. И похоже на то, что вслед за полной и безоговорочной сакрализацией Ленина неотвратимо наступает период его абсолютной демонизации. И если сакрализация выражалась в придании Ленину черт ниспосланного свыше, чуть ли не божественного происхождения «светоча», который «нам путь озарил», то теперь все чаще он преподносится в виде персонифицированного воплощения мирового зла, «князя тьмы», который своей дьявольской волей разрушил чудную и светлую страну — Российскую империю… Как мне кажется, ни то и ни другое ни в малейшей степени не соответствует действительности, а образ товарища Ленина почти не имеет ничего общего с реальным человеком, бывшим когда-то носителем этого псевдонима. На самом деле мы поклонялись мифу, и чем раньше мы это поймем, тем быстрее избавимся от этого и многих других советских заблуждений.

Еще в 20-е годы прошлого века, сразу после смерти В.Ульянова, кажется, В.Набоков назвал его «самолюбивым неудачником», и тому были веские причины. Единственное, что удалось после себя оставить товарищу Ленину, так это некую зловещую пародию на христианскую церковь — коммунистическую партию, чья жесткая идеологическая иерархия была практически в точности скопирована с церковной — с Ветхим Заветом от Маркса и Энгельса, с Евангелиями от самого себя (а потом и от Сталина), с партийными собраниями-богослужениями, с краснознаменными крестными ходами, с иконами в виде портретов вождей и «святыми» мощами в мавзолее. Как написал уже в наше время знаменитый словенский философ Славой Жижек, Ленин транслировал марксистскую теорию в практику, «формализовав Маркса… точно так же, как св. Павел формализовал Христа…» Что же касается октябрьской революции, то, по мнению большинства серьезных историков, роль Ленина в ней, мягко говоря, сильно преувеличена. Особенно учитывая тот факт, что начиная с 1895 года и по 1917-й (более 20 лет из 47-ми в момент революции!) Ленин практически не жил в России. Сначала это были просто длительные «командировки» за границу, затем ссылка в Шушенское, а с 1900 года — постоянная эмиграция: до 1914 года он находился на ПМЖ в Кракове, после чего в Швейцарии, в Цюрихе. В 1905 году Ленин попытался вернуться в Россию, но уже очень скоро вновь вынужден был бежать — в 1906 году в Финляндию и дальше, назад в Европу. Так что не мог этот человек в принципе руководить революционным процессом в России, долгие годы сидя в Швейцарии фактически без информации, без средств связи (Интернета в те годы, как известно, не было) и вообще без каких-либо средств. Абсолютно точно доказано, что даже само известие о февральской революции стало для него полной неожиданностью, хотя в Российской империи, увязнувшей в Первой мировой войне, уже давно все шло к краху, и не заметить этого мог лишь тот, кто был совершенно далек от России.

Легенда о величии Ленина как великого мыслителя, политика и провидца начала создаваться еще при жизни Ильича, причем авторы этой легенды приписывали ему черты титана мысли и отца социалистической демократии. Но если внимательно присмотреться к теоретическому ленинскому наследию, то окажется, что он не создал никакой ни философской, ни социально-экономической теории. Он всегда исходил только от учителя, выступая в качестве «пророка» своего «бога-отца» — К.Маркса, постоянно приспособляя, подчас искажая и коверкая, основные положения марксистской доктрины. Единственное, что его по-настоящему прославило — идея диктатуры пролетариата как диктатуры организованного меньшинства, осуществление экономической революции через захват власти, а также военный коммунизм и апология насилия как основного инструмента сохранения режима. Сидя в кабинете, Ленин с маниакальным упрямством верил, что вслед за Россией революция распространится по всему миру, и ради этого он был готов, по выражению Наполеона, «перешагнуть через сто тысяч трупов». Впрочем, «перешагивать» пришлось через десятки миллионов… Что совсем не удивительно, ибо изначально Ленин был человеком, начисто лишенным элементарной нравственности и воспринимал народ исключительно как «человеческий материал», «расход» которого зависит только от предлагаемых обстоятельств. Да и правил страной он всего лишь чуть более четырех лет — с конца 1917-го до 1922 года, когда по болезни полностью утратил свою трудоспособность. В отличие от Сталина, время безумного правления которого растянулось на несколько десятилетий (фактически с 1922-го по 1953 гг.), Ленин даже не стал сколько-нибудь значимым государственным деятелем. Это уже Сталин заставил весь мир с собой считаться, создав чудовищных размеров армию и столь же чудовищную военную промышленность, державшуюся на рабском труде крепостных и невольников…

Так что сегодня, в преддверии очередного дня рождения В.Ульянова, можно определенно констатировать — это имя сохранится в истории, но совсем не в том качестве, на какое расчитывали создатели мифа о Ленине. В памяти потомков он останется исключительно как властолюбивый диктатор — основатель современного тоталитаризма, а также как весьма посредственный теоретик, упорный фанатик, не лишенный, правда, стратегического дара, а еще как …великий неудачник. Который очень хотел, но так и не смог стать новым мессией для человечества. Ни при жизни, ни даже после своей смерти. Хотя усилий и материальных затрат для этого было приложено немало. Ведь именно с этой целью его бесчисленные портреты «украшали» кабинеты официальных учреждений, не сходили со страниц газет и журналов, висели в школьных классах, красных уголках на заводах и фабриках, в домах простых советских граждан. Люди постарше помнят, до какой степени различные изображения Ленина переполняли когда-то жизнь советского человека: октябрятская звездочка, пионерский значок, комсомольский значок, ордена и медали, партийный билет, бюсты, барельефы, вымпелы, грамоты… Но главным символом ленинского мифа безусловно были черно-серые каменнорукие истуканы, которые возводились повсеместно, становясь центрами ритуальной жизни каждого города или поселка. В тоталитарном обществе фигура мифического «вождя» играла роль как бы человеческого воплощения «божественного» всевластия государства, всей своей громадой возвышавшегося над безликой массой нескольких поколений «строителей коммунизма, беззаветно преданных делу коммунистической партии»…

Следовательно, если мы действительно хотим жить в свободной, демократической и суверенной Беларуси, то памятников Ленину в нашей стране быть не должно вообще. Нигде и никаких. Но это в идеальном варианте. А для начала их не должно быть столько, сколько имеется у нас на сегодняшний день. Я вот поискал по Интернету, и оказалось, что Беларусь усеяна ленинскими изваяниями, как украинское поле подсолнухами. Ссылаюсь на Дмитрия Кудинова, который в ЖЖ собрал целую фотоколлекцию подобных монументов на территории Республики Беларусь, и вот какой результат у него получился. В Брестской области мы имеем 21 изваяние Ильича, в Витебской — 19, в Гомельской — 23 (в самом Гомеле — 6 штук), в Гродненской — 21 (в Гродно и районном Слониме — по 4), в Минской — 36 (!), в Могилевской — 19, и в одном только Минске по его данным — 12! Включая того Ленина, что стоит перед Домом правительства. По-моему, для небольшой Беларуси это уже за гранью добра и зла… Теперь представьте, сколько каменных Ильичей насчитывается в бывших советских республиках размером побольше — в России (по некоторым данным — 1800) или на Украине… Думаю, ничего подобного мир еще не видел, даже в эпоху самого жесткого язычества. И потому от этого монументального кошмара нам необходимо срочно избавляться, но при одном условии — заниматься этим должны не экстремисты со взрывчаткой и не «энтузиасты» с молотками, банками краски и неонацистской дурью в голове, а государство — во главе с президентом. Особенно если оно, белорусское государство, и в самом деле желает как-то интегрироваться в европейское пространство, получить экономическую и политическую выгоду от участия в европейской программе «Восточное партнерство» и т.д.

Будь я, например, крутым западным бизнесменом, то ни цента бы не вложил в страну, где через каждые сто километров стоит каменный идол с протянутой рукой, на постаменте у которого золотыми буквами написано: «Победа коммунизма неизбежна…» Ну, или что-то в этом роде. Почему? Странный вопрос. Да хотя бы из принципа, чтобы доказать, что без «моих» буржуинских денег этого никогда не случится…

Как вам новость?