"Коммерсант": "Последний партнер Европы"

20.04.2009 11:57
Архив Редакция

Александра Лукашенко позвали в Прагу

Евросоюз пригласил президента Белоруссии Александра Лукашенко на саммит программы «Восточное партнерство», который пройдет в Праге 7 мая. Именно ради этого сближения с Брюсселем господин Лукашенко и не торопится признать Абхазию и Южную Осетию. Однако в отношениях ЕС и Белоруссии может появиться новый раздражитель — форсированное создание единой системы ПВО России и Белоруссии. По информации «Ъ», Александр Лукашенко намерен в ближайшее время добиться от Москвы передачи новейших образцов военной техники на крайне выгодных для Минска условиях.

Затянувшееся приглашение
Приглашение на майский учредительный саммит программы «Восточное партнерство» президенту Белоруссии Александру Лукашенко вручил глава МИД председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг, побывавший в пятницу с коротким визитом в Минске. Известие обрадовало далеко не всех европейских политиков. Жестче всех отреагировал чешский президент Вацлав Клаус. Он заявил, что его «удивляет двойная мораль» в отношении президента Белоруссии, и пообещал «не подавать Лукашенко руки».

Тем не менее во внутренних дискуссиях ЕС на тему, заслуживает ли «последний диктатор Европы» приглашения в Прагу, была окончательно поставлена точка. «Какие бы ни были нюансы, это прорыв для Лукашенко и для белорусской дипломатии,— заявил вчера глава МИД Италии Франко Фраттини.— Власти (Белоруссии.— «Ъ») получили то, чего они добивались на протяжении многих лет. А Запад понял, что позиция изоляции была неэффективной». По словам господина Фраттини, еще до саммита в Праге господин Лукашенко приедет в Европу: 26 апреля он посетит Рим, а на следующий день встретится с папой римским Бенедиктом XVI.

Смягчение позиции ЕС в отношении Минска началось еще в прошлом году: Брюссель дал понять, что готов начать нормализацию отношений с Белоруссией, если Александр Лукашенко сделает шаги в сторону либерализации режима. В прошлом году такой подход принес определенные плоды. Тюрьмы покинули политзаключенные во главе с экс-кандидатом в президенты от оппозиции Александром Козулиным, власти разрешили деятельность некоторых оппозиционных СМИ и не стали применять силу против участников оппозиционного шествия по центру Минска 28 сентября. В ответ главы МИДов ЕС на полгода остановили визовые санкции, введенные против части белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко в 2004 году. При этом Брюссель не смутил даже тот факт, что в белорусский парламент, избранный в сентябре прошлого года, не попал ни один оппозиционер.

Решение о приеме Белоруссии в «Восточное партнерство» было принято на саммите ЕС 20 марта, хотя изначально в Брюсселе планировали включить в программу лишь пять постсоветских республик — Азербайджан, Армению, Грузию, Молдавию и Украину. Как указывается в концепции «Восточного партнерства», программа должна способствовать политическому сближению стран-участниц и единой Европы, а также их экономической интеграции в ЕС. На эти цели на первом этапе Брюссель готов выделять около €450 млн в год, а к 2013 году расходы возрастут до €785 млн. Таким образом, по сути, «Восточное партнерство» направлено на постепенное выведение участников программы из-под влияния России. В беседе с «Ъ» глава комитета Совета федерации по делам СНГ Вадим Густов назвал ее «новым санитарным кордоном вокруг России».

Оружейное противостояние
Москва на новость о приглашении Александра Лукашенко в Прагу внешне отреагировала спокойно. «Мы рады, что реализм в отношении Белоруссии в Брюсселе возобладал,— прокомментировал вчера это событие помощник президента РФ Сергей Приходько.— Мы давно и настойчиво убеждали европейцев на всех уровнях в бесперспективности и недальновидности политики санкций или изоляции в отношении дружественной Белоруссии».

Между тем стремление Белоруссии попасть в «Восточное партнерство» уже привело к ущемлению интересов Москвы. Так, Александр Лукашенко неоднократно обещал, что парламент Белоруссии рассмотрит вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, которую пока что признают только РФ и Никарагуа. Однако в феврале Брюссель дал понять, что признание Сухуми и Цхинвали испортит налаживающиеся отношения Минска с ЕС. «Если Белоруссия признает независимость Южной Осетии и Абхазии, у нее появятся очень и очень серьезные проблемы с участием в «Восточном партнерстве» ЕС, ибо она окажется вне европейского контекста»,— говорил Карел Шварценберг. «Если Белоруссия признает их, это отбросит наши отношения назад»,— вторила еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. В итоге господин Лукашенко своего обещания Москве не сдержал: вопрос об Абхазии и Южной Осетии не появился даже в повестке весенней сессии парламента («Ъ» писал об этом 3 апреля).

Несмотря на удовлетворившее Брюссель решение Минска по Абхазии и Южной Осетии, в ближайшее время у ЕС и Белоруссии, по информации «Ъ», могут появиться новые серьезные разногласия. На сей раз связанные с планами создания единой региональной системы ПВО РФ и Белоруссии. Этот проект Москва продвигает с прошлого года как ответ на планы США по развертыванию ПРО и возможное расширение НАТО. Принципиальное решение о создании такой системы было принято на февральском заседании высшего госсовета Союзного государства, теперь это решение необходимо наполнить конкретикой.

Как сообщили источники «Ъ» в аппарате Союзного государства, в рамках этой программы Минск просит у Москвы поставить ему на льготной или безвозмездной основе новейшие оружейные системы российского производства для размещения на западной границе Белоруссии. По словам собеседников «Ъ», речь идет «обо всем спектре новейших комплексов противовоздушной защиты». К таким системам можно отнести «Тор-М2», «Искандер» и «С-400». Кроме того, Минск также хочет дополнить эти средства российской авиацией. Кстати, 9 апреля на встрече с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым Александр Лукашенко обсуждал в Москве «некоторые вопросы военно-технического сотрудничества».

В «Рособоронэкспорте» «Ъ» подтвердили интерес Белоруссии к новейшим российским системам. «Белоруссия является нашим партнером по ОДКБ, так что в ее отношении и так действует льготный режим поставок. Тем более это касается оснащения единой системы ПВО»,— говорит собеседник «Ъ». Впрочем, по его словам, никакого решения по этому вопросу Москвой еще не принято.

Александр Ъ-Габуев, Максим Ъ-Коновалов

Как вам новость?
Головоломки