Дина Шавцова: религиозные организации Беларуси свыклись решать проблемы непублично

14.08.2015 16:13
Архив Редакция

Президентская кампания в Беларуси — время, когда избиратели могут посмотреть на свою жизнь и по ней оценить результаты работы власти под критическим углом, задавая себе определенные вопросы. Для верующих это вопросы, связанные не столько с уровнем жизни или доступностью социальных благ (хотя и это важно), сколько связанные с возможностью свободно и без препятствий исповедывать свою религию. Корреспондент портала Krynica.info встретилась с правозащитником и юристом Диной Шавцовой, которая на примерах рассказала, что такое свобода совести по-белорусски. 

Чем занимается юридическое служение в церкви, какие вопросы вы помогаете решать?

Д: — С правовой точки зрения церковь — это юридическое лицо, правильное и полное наименование — религиозная община христиан полного Евангелия «Церковь Иисуса Христа». Как у любого юридического лица у церкви в процессе деятельности возникают самые разные вопросы правового характера, связанные с хозяйственной деятельностью, с трудовыми, налоговыми, земельными отношениями и т.д. Иногда нужно проанализировать договор, иногда оценить ситуацию, по поводу которой обращаются граждане, либо обратиться в государственный орган по вопросу применения законодательства о религиозных организациях. Конечно, к нам как к юристам обращаются в церкви по самым разным вопросам, в которых требуется помощь либо совет. В силу своих знаний и компетенции в отдельных случаях можем дать ответ, в других посоветовать, куда лучше обратиться.

Помимо этого, сферой наших профессиональных интересов является религиозная свобода как одно из базовых прав — международно-правовые стандарты данного права, практика и документы, которые их формируют, наше национальное законодательство в данной сфере и практика его применения. Вообще, мы, юристы, в отдельных случаях, когда нарушается право на свободу религии и вероисповедания , помогаем в его защите. Права человека имеют универсальную природу, в их основе лежит достоинство человека. Поэтому защита права, в том числе свободы индивида или группы индивидов исповедовать религию, действовать и жить в соответствии со своими убеждениями, — это защита достоинства и ценности человека.

— Как бы Вы охарактеризовали религиозную практику в Беларуси на данный момент?

Д: -Белорусское общество в отношении религиозной принадлежности и практики имеет следующие характеристики:

— низкая религиозность при слабой связи религии с повседневной жизнью в целом. Если же говорить о характере религиозности подавляющего большинства беларусов, то она имеет преимущественно декларативный характер. По исследованию Gallup за 2009 год Беларусь из 114 стран занимает 10 место по наиболее низким оценкам степени влияния религии на повседневную жизнь. Раз в месяц и чаще церковь посещает 80,9% протестантов, 55% католиков и только 22% православных. Согласно опросу, проведенному в 2011 году Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, “истинно верующим” считает себя каждый пятый беларус, среди них к православию себя относят 57,3%, к католичеству – 34,5%, к протестантству 31%.

— доминирование православия и значительным присутствием католичества и протестантизма евангелического типа. По официальной информации о распространенности конфессий, которой являются сведения о количестве зарегистрированных общин в стране общин, то на 1 января 2014 года православные общины составляли 49,24% (1615) в общей структуре общин, католики — 14,88% (488), а протестанты 27,65% (907), в т.ч.: христиане веры евангельской (пятидесятники) — 15,85% (520) и баптисты — 8,75% (287),

— региональная неоднородность: Гродненская область имеет православно-католический профиль, Брестская — православно-протестантский. Более того, в некоторых больших сельских населенных пунктах влияние протестантский церквей доминирующее (агрогородок Ольшаны, где из 7500 тыс. жителей более половины принадлежит к пятидесятнической общине).

— стремление государства к контролю над ситуацией. Беларуское законодательство о религиях построено таким образом, чтобы дать возможность властям вмешиваться в эту сферу

— Произошли ли какие-то изменения в Законе «О свободе совести и религиозных организациях» со времен 2002г. Появилось ли у  верующих больше свободы? Например, у протестантов?

Д: — Одной из самых болезненных точек как действующего законодательства, так и правоприменительной практики является требование обязательной регистрации (ст.16). Несмотря на то, что состав правонарушения в отношении деятельности религиозной организации без государственной регистрации был исключен из первой части статьи 9.9. КоАП в начале 2011 года, административное преследование незарегистрированных организаций продолжается на основании других статей. Так в 2014 году, уже не в первый раз, суд в г. Гомеле подверг административным взысканиям лидеров и членов баптисткой общины принадлежащей к Международному совету церквей Евангельских христиан-баптистов, которые не регистрируются исходя из своего вероучения. Привлечение за организацию именно религиозного мероприятия по ст.23.34 КоАП РБ имеет в Беларуси распространение, даже несмотря на то, что в перечне массовых мероприятий, указанных в статье 23.34 КоАП, отсутствует понятие «иных мероприятий», которые в соответствии с Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» являются отдельным видом массовых мероприятий и к которым, как раз, относятся религиозные мероприятия.

— Можно ли сегодня иностранным миссионерам проводить в Беларуси религиозную деятельность? Легко ли получить разрешение для этого?

Д: — В отношении , в отношении иностранных священнослужителей, закон предусматривает следующие положения: 1) религиозную организацию может возглавлять только гражданин Республики Беларусь (ст.13 Закона “О свободе совести и религиозных организациях”); 2) существует специальная процедура приглашения иностранного гражданина в целях занятия религиозной деятельностью, предусматривающая необходимость согласования с Уполномоченным по делам религий и национальностей такого приглашения. Причем пребывание иностранца может быть только “временным”. Решения о продлении виз и разрешений находятся целиком в компетенции одного государственного органа, который может не руководствоваться нуждами и желаниями самой религиозной организации, и не должен мотивировать, почему принимает то или иное решение, что делает процесс произвольным.

— Форум-18 зафиксировал 7 случаев уголовных дел с 2010 года за деятельность религиозных организаций без регистрации. Можно ли говорить о свободе в таком случае?

Д: — С 2005 деятельность без регистрации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 193-1 УК РБ). До сего момента случаи привлечения к уголовной ответственности за религиозную деятельность по данной статье не известны, выносились предупреждения прокуратуры, было возбуждены уголовные дела (впоследствии прекращены). Форум 18 насчитывает 7 таких случаев с 2010 года. Несмотря на то, что ни одно из уголовных дел не было доведено до конца, применение такой меры возможно, что ставит верующих, принадлежащих к незарегистрированным общинам под постоянную угрозу преследования. Во время принятия Закона “О свободе совести” в 2002 году главы религиозных конфессий обращались в государственные органы, в качестве реакции на преследования проходили масштабные акции (Кампания, в результате которой было собрано более 50 тыс. подписей, пост-голодовка в Церкви “Новая жизнь” в 2005 году и последующее развитие сюжета вокруг данной организации, публичные жалобы на преследования). К сожалению, с течением времени религиозные организации в целом свыклись с существующим порядком вещей и пытаются решать свои проблемы сами, избегая контактов с СМИ.

Беседовала Ольга Зробок, Krynica.info, фота из архива Дины Шавцовой.

Как вам новость?