European neighbours

23.04.2009 02:26
Архив Редакция

Шестерке стран — потенциальных членов «Восточного партнерства» никто «неба в алмазах» не обещает.

 

Польский министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) — личность во всех отношениях незаурядная. Даже для Польши. Во времена «Солидарности», еще будучи гимназистом в Быдгоще, он возглавлял школьный забастовочный комитет. После окончания школы поступил в Оксфорд, где изучал философию и политологию. Вместе с университетским дипломом Сикорский получил приглашение на работу в такие известные издания как «Spectator» и «Observer», где в качестве зарубежного корреспондента освещал события в Афганистане, Анголе и Югославии. В начале 90-х не менее популярная газета «The Sunday Telegraph» направляет Сикорского собственным корреспондентом в Польшу, в те же годы он становится советником по польским вопросам у известного американского олигарха и медиомагната Руперта Мёрдока. После возвращения на родину, карьера Сикорского начинает развиваться особенно стремительно: в 1992 году он уже замминистра оброны Польши, с 1998 по 2001 год — замминистра иностранных дел, с 2002-го — директор проекта «New Atlantic Initiative» в Институте американского предпринимательства в Вашингтоне. В 2005 году Сикорского избирают в польский Сенат и в том же году тогдашний премьер К.Марцинкевич назначает его министром обороны Польши. После победы на выборах Дональда Туска в 2007 году Сикорский получает новую должность — министра иностранных дел Польши.

Кроме политического статуса и блестящего владения английским литературным языком, Сикорский также известен тем, что является мужем американки Энн Эплбаум — лауреата Пулитцеровской премии в области истории, с которой имеет двоих детей. По своим взглядам Сикорский считается убежденным консерватором, хотя ни в одной из партий пока замечен не был. Что, впрочем, не помешало ему стать автором многих неоднозначно воспринимаемых инициатив. Например, в свое время много шума наделала его оценка идеи строительства газопровода из России в Западную Европу по дну Балтийского моря в обход Беларуси и Польши, которую он назвал «новым пактом Молотова-Риббентропа». А еще Р.Сикорский неоднократно высказывался за вступление России в НАТО, справедливо полагая, что «благодаря этому российские генералы перестали бы использовать угрозы в качестве рычага внешней политики», и что членство в НАТО в конечном итоге могло бы привести к демократизации России… Сомневаюсь, однако, что он искренне верит в то, что говорит, но тем не менее в Европе к Сикорскому относятся достаточно серьезно, его кандидатура даже рассматривается в качестве реального кандидата на пост генерального секретаря НАТО… Так много внимания Р.Сикорскому в начале этой статьи я уделил не случайно — судя по имеющейся информации именно он является одним из главных «инженеров-конструкторов» европейской программы «Восточное партнерство», членом которой уже очень скоро может стать и Республика Беларусь.

Говорят, еще задолго до событий в Грузии Сикорский пытался убедить европейских чиновников в том, что странам к востоку от границ с ЕС жизненно необходимо нечто большее, чем просто признание их соседями. Где-то я вычитал, что у Р.Сикорского однажды даже случился небольшой, но принципиальный спор по этому поводу с комиссаром по вопросам внешней политики и Европейской политики соседства Б.Ферреро-Вальднер, когда польский министр пытался разъяснить этой малосговорчивой евродаме очевидную истину: страны к востоку от Евросоюза, в отличие от тех, которые граничат с Европой, например, с южной стороны — не «соседи Европы», а «соседи-европейцы». Или, дословно — не «neighbours of Europe», а «European neighbours». По его мнению, между двумя этими внешне схожими понятиями имеется существенная разница, которая состоит в «ясной перспективе» вхождения «соседей-европейцев» в состав Европейского союза, и в первую очередь это касается Украины, Молдовы и Беларуси. Точку зрения Сикорского высокопоставленная еврочиновница тут же отвергла, заявив, что ЕС не будет определять среди стран соседей будущих кандидатов прямо сейчас… Но вообще-то мне кажется, что ЕС не стал бы «определять будущих кандидатов» не только «прямо сейчас», но и «прямо никогда», только, как говорится, не было у нас счастья, да несчастье помогло. Причем, у этого «несчастья» даже есть конкретный почтовый адрес: Россия, Москва, Красная площадь, Кремль… После российской победоносной шести-, или сколько там …дневной грузинской кампании, а потом и признания Россией «независимости» отторгнутых от Грузии Абхазии и Южной Осетии, европейские чиновники в один миг настолько просветлели рассудком, что даже смысл польско-шведской инициативы под названием «Восточное партнерство» им вдруг стал до боли близким и понятным… Хотя изначально европейская внешняя политика по отношению к окрестностям выглядела куда более прозаичной.

Как известно, программа «Восточного партнерства» по сути является обновленным вариантом так называмой «Европейской политики добрососедства», разработанной еще в 2004 году, когда европейским «балом» правили такие испытанные временем и деньгами друзья России, как Жак Ширак и Герхард Шредер. Теперь «иных уж нет», да и старая программа во многом себя изжила, потому как все без исключения соседи Европы — от Беларуси и Кавказа до Туниса, пытаются строить свои отношения с ЕС индивидуально, двигаясь навстречу друг друг к другу с разными скоростями и с не менее разными целями. Чтобы этот глобальный процесс как-то упорядочить, в Евросоюзе наконец-то и решились на дифференцированный подход, но не с каждым из соседей по отдельности, а с целыми группами стран. Так, в июле прошлого года Франция протолкнула в ЕС идею Средиземноморского союза для стран Северной Африки и Ближнего Востока. Начат и довольно успешно осуществляется Процесс стабилизации и ассоциации для Балкан. И вот сейчас включается новая версия Соседства — «Восточное партнерство», которая касается Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении и Беларуси (при условии, что у нас ничего «такого» вдруг не произойдет). При этом шестерке стран — потенциальных членов «Восточного партнерства» никто «неба в алмазах», то есть немедленного членства в ЕС, не обещает, но в то же время в Брюсселе недвусмысленно намекают на то, что для счастливчиков, которые пройдут этот «новый уровень» отнюдь не виртуальной игры под названием «Европейская интеграция», «свет в конце туннеля» замаячит определенно…

Как утверждают европейские оптимисты, все будет зависеть от самих участников — их усилий, амбиций и, главное, настойчивости. Причем безусловным фаворитом в предполагаемой «шестерке избранных» с точки зрения европейцев, является Украина. Которая в идеальном варианте может получить даже не договор об углубленном партнерстве, а Соглашение об ассоциации, включающей зону свободной торговли с ЕС, о чем Киев мечтает уже много лет. Но и для остальных стран, включая Беларусь, выгоды от Восточного партнерства не вызывают никаких сомнений. ЕС готов постепенно открывать свои границы на основе «договоров мобильности и безопасности», правда с учетом принятия мер для усовершенствования охраны границ и усиления борьбы с нелегалами. ЕС также предлагает поступательный процесс отмены визового режима, в котором «облегчение визового режима», как это уже сделано с Украиной, лишь первый этап. В дальнейшем Европа обещает значительную «либерализацию визового режима», вплоть до полной отмены виз в более отдаленной перспективе. Гораздо конкретней выглядят европейские предложения, касающиеся энергетической безопасности, равно как и два финальных пункта предложений Еврокомиссии, адресованных каждой конкретной стране-участнице Восточного партнерства. Они касаются, во-первых, институционального строительства и реформ политической системы, во-вторых, экономического и социального развития. Другими словами, ЕС готов помогать соседям всеми доступными способами, чтобы в дальнейшем эти страны соответствовали требованиям, которые Брюссель выдвигает ко всем своим партнерам. Вышеперечисленные индивидуальные предложения ЕС дополнил еще и многосторонними инициативами, которые при желании будут доступны для всех стран-соседей. Среди них: модернизация системы охраны границ по европейским стандартам, программа поддержки малых и средних предприятий путем технической помощи и кредитования, значительное инвестирование в энергетическую, транспортную и природоохранную сферы. Еще две европейские инициативы касаются создания интегрированного рынка электроэнергии и подключения стран-соседей на востоке к усилиям ЕС по созданию Южного энергетического коридора. И последняя инициатива состоит в совместных действиях по предотвращению природных стихийных бедствий и катастроф, вызванных деятельностью человека.

Как видно, условия, выставляемые ЕС странам Восточного партнерства, довольно щадящие. Никакой серьезной геополитики, ни слова про усиление сотрудничества с ЕС в сфере безопасности (что могло сильно огорчить Российскую Федерацию), ни малейшего намека на какие-то новые «разделительные линии» в Европе, «сферы влияния» и т.п., не говоря уже про вмешательство во внутренние дела партнеров или какое-то покушение на суверенитет и территориальную целостность постсоветских государств. Что из всего этого выйдет на самом деле, должно решиться на первом саммите Восточного партнерства, который, как уже стало известно, пройдет 7 мая в Праге, где и будет определена степень кооперации ЕС индивидуально с каждой страной и ее конкретные цели. И я считаю большой удачей для Беларуси тот факт, что несмотря ни на что наша страна все-таки получила шанс (возможно, исторический) присоединиться к Восточному партнерству, о чем было принято соответствующее решение стран-членов ЕС еще 20 марта. Окончательную точку в споре о том, «стоит ли приглашать в Прагу последнего диктатора Европы, или нет?», поставил глава МИД председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг, который в прошлую пятницу побывал в Минске с коротким визитом и лично передал А.Лукашенко приглашение на майский учредительный саммит в чешской столице. К слову сказать, очень колоритным господином оказался этот князь Шварценберг — белорусский министр иностранных дел Мартынов рядом с ним выглядел как полковник Рёдль, сопровождающий наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда фон Габсбурга во время его визита в Сараево…

Впрочем, я не уверен, что эрцгерцога Фердинанда в тот роковой визит сопровождал именно полковник Рёдль, но тем не менее закончили они оба плохо… Со Шварценбергом в Минске, слава Богу, все обошлось. Чего не скажешь о белорусской оппозиции, которая в своем большинстве расценила сам факт вручения президенту А.Лукашенко приглашения в Прагу, суммируя все высказывания — как «цинизм, забывчивость, двойную игру и величайшее предательство европейцев». Еще накануне визита Шварценберга в Минск ведущие белорусские оппозиционные политики — экс-кандидаты в президенты А.Козулин, С.Шушкевич и З.Позняк сделали по этому поводу соответствующее заявление: «В связи с инаугурационным саммитом программы «Восточное партнерство», который ЕС планирует провести в Праге седьмого мая, мы заявляем, что некоторая концептуальная неопределенность этой хорошей и взаимовыгодной программы в отношении к государственной политике в Беларуси приведет к очень негативным результатам. Угроза независимости нашей страны и нашей гражданской общественности, которая возникает в связи с односторонними действиями в отношении к режиму в Беларуси, вынуждает нас говорить в один голос: Лукашенко не должен быть приглашен в Прагу». Более уравновешенную позицию по этому вопросу занял председатель движения «За Свободу» и тоже экс-кандидат в президенты А.Милинкевич. На встрече с жителями Кормянского района Гомельской области 22 апреля он призвал белорусов поддержать шаги белорусской власти по развитию отношений с Западом, аргументируя свою точку зрения тем, что ЕС поможет Беларуси не попасть в полную зависимость от России.

А.Милинкевич, в частности, заметил: «Многие ощущают необходимость перемен, однако никто из нас лучшего будущего не построит. Некоторые белорусские чиновники понимают необходимость развития отношений с Европой и пробуют сотрудничать с Западом. Мы должны этому способствовать. …Руководство страны сдерживает опасение, что европейские ценности ослабят авторитарную власть. Однако если сейчас мы откажемся от сотрудничества с Европой, они потеряют власть вместе со страной значительно быстрее, когда будет потеряна независимость». Наблюдая за этим «спором славян» в «клубе экс-кандидатов в президенты», лично я все же больше склоняюсь на сторону А.Милинкевича. А его непримиримые оппоненты в собирательном смысле мне чем-то напоминают литературный образ Юлия Капитоновича Карандышева из «Бесприданницы» А.Н.Островского. Помните, в финальной сцене этой жуткой драмы Карандышев остается наедине с Ларисой, и между ними происходит такой диалог, привожу в сокращении. Лариса: — «Как вы мне противны, кабы вы знали! Зачем вы здесь?» Карандышев: — «Где же быть мне?» Лариса: — «Не знаю. Где хотите, только не там, где я». Карандышев (вставая): — «О, не раскайтесь! (Кладет руку за борт сюртука.) Вы должны быть моей». Лариса: — «Чьей ни быть, но не вашей». Карандышев: (запальчиво). — «Не моей?» Лариса: — «Никогда!» Карандышев: — «Так не доставайся ж ты никому!» (Стреляет в нее из пистолета.)

Беларусь действительно чем-то напоминает «бесприданницу Ларису», без ума влюбленную в крутого «судохозяина» купца Паратова, но только в данном случае принцип: «Если без нас, то не доставайся ж ты никому!» по отношению к целой стране применить никак невозможно. Все равно ведь кому-то достанется… Я, конечно, сильно сомневаюсь в том, что белорусская власть в нынешнем ее исполнении в состоянии в полном объеме воспользоваться теми преимуществами, которые может дать программа Восточного партнерства, но с другой стороны, как заметил один из лидеров «Европейской коалиции», оппозиционный политик Н.Статкевич, — уже даже сама по себе декларация власти о желании участвовать в программе ЕС является шансом для Беларуси. Нельзя не согласиться и с независимым белорусским политологом А.Класковским, который полагает, что в нашем случае и власти, и оппозиции нужны не потребительский подход, а стратегическое мышление, чтобы «превозмочь эгоистические инстинкты и подумать о будущем страны». По его мнению, финансовая поддержка европейской программы не идет ни в какое сравнение с теми «грантами, которые по-прежнему предоставляет Беларуси Россия», хотя бы потому, что российские дотации идут «на консервацию нынешней белорусской модели, а Европа предлагает организационное обеспечение проектов, которые могут обновить всю белорусскую политическую и экономическую систему».

Особо непримиримые критики программы называют «Восточное партнерство» проектом, специально приспособленным под Беларусь (читай — персонально под президента Лукашенко), напоминая, что в отличие от нашей страны, остальные пять постсоветских республик активно участвуют еще и во многих других европейских программах. Наверное, в каком-то смысле они правы, но никаких других дельных предложений, кроме как не пускать А.Лукашенко в Прагу, мне лично пока услышать так и не довелось. Ну хорошо, представим, что А.Лукашенко в Прагу не поедет, а дальше-то что? Впрочем, о том, что будет дальше, не трудно догадаться — уже 28 мая в Минск прибывает сам (!) Владимир Путин. И я не думаю, что он едет к нам, как сказал премьер С.Сидорский, только для подписания некоего меморандума «о равных условиях доступа продукции белорусских и российских производителей»… Другими словами, все только начинается. Как будут дальше развиваться события, возможно мы узнаем уже сегодня. Как сообщили в пресс-службе президента, в четверг 23 апреля А.Лукашенко обратится с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Будем надеяться, что в своем выступлении глава государства обозначит стратегический курс Беларуси на обозримое будущее, а заодно предложит некий план выхода из сложной экономической ситуации, в которой оказалась наша страна, причем не только под влиянием мирового финансового кризиса. Очень бы хотелось в обращении президента не разочароваться и окончательно не впасть в уныние. Ведь уныние, как известно — самый страшный грех. А.Лукашенко хорошо, ему скоро Папа римский Бенедикт XVI все грехи отпустит, как прошлые, так и будущие а мы как же?…

Как вам новость?
Головоломки