Историк архитектуры: «Луковицы» пришли к нам в XIX веке вместе с Россией

09.11.2015 23:18
Архив Редакция

«Православная церковная архитектура Беларуси имеет общие черты с украинской, но не с российской», — говорит историк, автор книг о белорусской архитектуры Инесса Слюнькова.

Историк архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, убедительно доказывает, что характерные для современного белорусского православного строительства церковные купола-«луковицы» пришли в белорусский обиход лишь в середине позапрошлого века, когда белорусские земли были в составе Российской империи, сообщает РАДИО СВОБОДА.

По поводу недавних примеров реставрации старых белорусских церквей, когда на церковные башни устанавливались позолоченные громоздкие купола в стиле российского сакрального строительства, историк подчеркивает: «Луковицы», скорее всего, – это восточная традиция, откуда-то из Индии. Восток – он же и христианский, и мусульманский. Там находится большинство древних храмов – в Сирии, Турции. Я думаю, там надо искать истоки луковиц».

Инесса Слюнькова рассказывает, что в соседнем государстве «луковицы» впервые появились в ростовско-ярославском зодчестве в XVII веке. В то же время они появляются и на землях Беларуси. Но здесь, как и на украинских землях, они были восьмигранными, как, например, в Никольском монастыре в Могилеве.

Говоря о православной архитектуре белорусов до вхождения в состав России в конце XVIII века, Инесса Слюнькова напоминает, что белорусская Церковь в XVI-XVIII веках входила в Киевскую митрополию, поэтому традиции православной церковной архитектуры Беларуси и Украины были очень близки: «В то время, как в России наблюдалась эволюция церковного искусства, заходнеруская православная церковь (Киевская митрополия) существовала в жестких условиях, в гонениях, и оставалась более традиционной. В России православие было государственной религией, в Беларуси состоятельные жители поддерживали унию или католичество, поэтому православная архитектура была более консервативной, здесь сохранялась традиция строительства центрических купольных базилик».

В XIX веке, по словам историка, когда на смену классицизму пришел историзм, появилось авторское прочтение «русского стиля» — ростовского и ярославское зодчества. Но и тогда золото не стало популярным покрытием куполов, преобладали медные купола, либо крашеные в зеленый или синий цвет.

Говоря о целесообразности установления «луковиц» на старые храмы, Инесса Слюнькова подчеркивает, что такие купола можно ставить только на храмы XIX века, возведенные в свое время именно с такими куполами.

Неделю назад золотой непропорционально большой купол был поднят на барочную церковь середины XVII cтолетия в Слониме. За проделанную «реконструкцию» настоятель слонимского Троицкого собора Дмитрий Семуха получил орден Кирилла Туровского II степени.