Священник: На Крещение воды следует принести из храма немного и разбавить дома до нужного количества

17.01.2016 10:55
Архив

Рассуждая об огромных очередях за освященной водой, которыми неизменно сопровождается празднование православными верующими 19 января Крещения, клирик минского Богоявленского прихода, заведующий Церковно-историческим музеем БПЦ иерей Владислав Богомольников предлагает вспомнить богословский и духовный смысл праздника.

“Прямой исторический смысл Крещения заключается в том, что мало кому тогда известный Иисус из Назарета пришел к Иоанну, прославленному в народе проповеднику покаяния, и получил свидетельство: вот, пришёл Мессия. Нравственная сторона этой истории весьма важна, т. к. обычай омовения с исповеданием грехов не был новым для жителей Палестины, – так поступали язычники, собиравшиеся принять иудаизм. По этой причине люди, считавшие себя праведниками, видели в этом обычае что-то унизительное. Спаситель, как мы видим, так не считал”, – рассуждает священник, сообщает sobor.by.

“С точки зрения богословия важны следующие моменты: Господь крестился, подтвердив тем самым Свою человеческую природу, но не остался в воде для исповедания грехов, что говорит об их отсутствии. Кроме того, в ходе описываемых событий одновременно проявляются все три Божественные Ипостаси, и это дает возможность говорить о Богоявлении как о явлении Святой Троицы”, – подчеркивает о. Владимир, поясняя, что “духовный смысл праздника – в том, чтобы реальность «там и тогда» перевести в «здесь и сейчас». События двухтысячелетней давности обретают свою завершенность для конкретного человека, если он приобщается к ним осознанно и свободно. Тогда праздник, как и любое другое событие, может стать толчком к деятельности, к преображению себя и своей жизни”.

Напоминая о разных мотивах, с которыми люди разной степени воцерковленности приходят за освященной водой, священник напоминает, что “для христианина вода не является причиной исцеления, но и исцеление, и избавление от грехов, и желание освятить воду, – все это следствия церковной жизни, усилий, направленных на изменение себя и мира в обращении к Богу.

“Смысл употребления воды тот же, что и смысл всякого Таинства – приобщение благодати на пути к обожествлению. Христианин стремится освящать всё вокруг себя, но не ищет от святынь гарантированной помощи”, – обращает внимание о. Владимир.

Самым неблаговидным видом “празднования” священник называет желание “воду получить побыстрее и взять побольше”, поясняя, что должно быть иначе: “Достаточно принести из храма немного воды и разбавить ее дома до нужного количества”.

Более сдержанными священник призывает быть и во время крещенских окунаний, которые часто выглядят так: “Все начинается вроде бы благочестиво, священник освящает воду в купели, но затем в очереди к проруби появляется всё больше и больше нетрезвых людей, людей нецерковных, тех, кто просто ищет для себя экстрим”.